Социально-гражданская самоидентификация молодежи
Представленные выше замеры ряда параметров мировоззрения участников опроса (определенное вúдение общественных проблем, несовпадение идеальных представлений с реальностью, трудности доступа к решению личных и социальных проблем, высокий уровень недоверия чуть ли не всей окружающей действительности, кроме семьи и друзей, ощущение неподвижности среды и неясность будущего) не могут не сказаться на позиции молодых людей по отношению к создавшейся ситуации в стране. Вероятно, именно эти обстоятельства способствуют пробуждению у них гражданской и общественной активности.
Участники опроса заинтересованно относятся к выявленным проблемам. Их гражданское чувство можно считать достаточно хорошо осмысленным. В материалах исследования оно представлено в виде оценки уровня полезности ряда видов общественной деятельности. Респонденты отвечали на вопрос: «Гражданственность обычно понимается как неравнодушное отношение к состоянию страны и делам государства. Какие виды деятельности вы посчитали бы проявлением полезной общественной (гражданской) активности?» Полная структура ответов представлена в Табл.6)
Представления студентов относительно полезных видов гражданской активности различны. Для большей части опрошенных они группируются вокруг высоко позитивных форм. Основными видами активности, которые они готовы поддержать, выступают волонтерское движение (71% ответов), участие в выборах, участие в обсуждении проблем страны на разнообразных открытых дискуссионных площадках, поддержка общественных объединений и движений (НПО, НКО), а также участие в согласованных собраниях, митингах, шествиях и т.д.
Эти виды общественной деятельности назвали полезными около и более половины опрошенных (45-55% ответов), бесполезными их считают порядка 20-25% респондентов. Более радикальные типы гражданской позиции (участие в несогласованных мероприятиях, а также в акциях протеста против негативных явлений в жизни страны) свойственны меньшему числу респондентов. Их назвали полезными порядка 25-40% опрошенных. Обсуждение проблем страны в социальных сетях и вовсе не считается чем-то очень серьезным. Сомнения в их пользе выразили 30% опрошенных, назвали бесполезными 50%.
Таблица 6
Степень полезности для страны
Основных видов общественной (гражданской) активности
% от числа ответивших
Коэффициент Лайкерта («среднее взвешенное»)
Полезно | Не уверен | Беспо-лезно | Коэфф. Лайкерта (среднее взвешенное) | |
Волонтерство | 2,63 | |||
Участие в выборах | 2,33 | |||
Участие в общественных организациях по месту учебы или работы (профсоюзы, советы, комиссии и т.д.) | 2,32 | |||
Обсуждение проблем страны на разных дискуссионных площадках (клубы, конференции, форумы) | 2,25 | |||
Принадлежность или поддержка действием неправительственных и некоммерческих общественных объединений, организаций, движений | 2,24 | |||
Участие в акциях протеста против негативных явлений в жизни страны | 2,18 | |||
Участие в согласованных собраниях, митингах, шествиях, выражающих общественное мнение по какому-либо поводу | 2,17 | |||
Участие в несогласованных собраниях, митингах, шествиях, выражающих общественное мнение по какому-либо поводу | 1,88 | |||
Обсуждение проблем страны в социальных сетях | 1,70 | |||
Принадлежность или поддержка действием какой-либо политической партии | 1,54 |
Вместе с тем рост общественной, в том числе, протестной активности, в последние 1-2 года стал заметным для опрошенных. Утвердительно ответили на вопрос об этом 76% респондентов, отрицательно – 24%. Из тех, кто заметил это явление, мотивы протеста оказались, как правило, понятны для 54% респондентов, более или менее понятны еще для 38% и как правило, непонятны лишь для 6% опрошенных. Отвечая на вопрос, какие лозунги они могли бы поддержать, участники исследования назвали лозунги
- в защиту культуры, науки и образования – 64%,
- экологические лозунги – 34%,
- экономические лозунги – 22%
- политические лозунги – 20%.
- не стали бы поддерживать никакие лозунги 17% опрошенных
Перспективы развития
Для обобщающей оценки выявленных характеристик молодежной активности в общественной и гражданской сфере важно понимать их общий мировоззренческий контекст, вúдение себя в международных, межкультурных и глобальных процессах. Некоторые представления об этом дают ответы студентов на вопрос «К каким историко-культурным общностям и в какой мере Вы чувствуете свою близость?» (Табл. 7)
Таблица 7