Всероссийская ассоциация восстановительной медиации

ВСЕРОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях

Содержание:

1. Актуальность школьных и территориальных служб примирения. 2

1.1 Восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике правонарушений и деструктивного поведения несовершеннолетних. 2

1.2 Правовая основа школьных служб примирения в образовательной сфере. 3

2. Восстановительные программы, применяемые в службах примирения. 4

2.1. Принципы восстановительного подхода к урегулированию конфликтов и реагированию на правонарушения несовершеннолетних: 4

2.2. Принципы организации процесса восстановительных программ: 4

2.3. Основные восстановительные программы в службе примирения. 5

2.4. Обеспечение качества работы ведущего восстановительных программ.. 6

2.5. Квалификация куратора (руководителя) службы примирения и ведущего восстановительных программ 6

3. Организация восстановительного подхода в образовательных организациях. 6

3.1. Формы организации восстановительного подхода в образовательных учреждениях. 6

3.2 Деятельность школьной службы примирения. 7

3.3. Куратор (руководитель) службы примирения. 7

3.4. Условия работы школьной службы примирения. 8

3.5. Примерные критерии принятия ситуаций на программу в рамках стандартной процедуры.. 8

4. Поддержка службы примирения со стороны руководства образовательной организации и взаимодействие с другими организациями.. 9

4.1.Руководитель образовательной организации: 9

4.2. Обеспечение соблюдения принципов проведения программ.. 9

4.3. Наличие утвержденной документации. 10

5. Организация сетевого взаимодействия в объединениях школьных служб примирения. 10

5.1. Сети и объединения служб примирения. 10

5.2. Профессиональное сообщество специалистов-медиаторов и кураторов школьных служб примирения 11

5.3 Требования к содержанию образовательного курса (программы, тренинга) и преподавателю (тренеру) школьных служб примирения. 11

6. Мониторинг деятельности служб примирения. 12

6.1. Количественный мониторинг школьных служб примирения. 12

6.2. Качественный мониторинг школьных служб примирения. 12

Актуальность школьных и территориальных служб примирения

Обеспечение качества работы ведущего восстановительных программ

1. Оценка качества проведения восстановительных программ осуществляется внутри профессионального сообщества (ассоциации медиаторов) на соответствие деятельности концепции восстановительного подхода и стандартам восстановительной медиации.

2. Ведение документации по случаю, составление отчета (с соблюдением требований конфиденциальности).

3. Регулярное прохождение супервизий на соответствие работы стандартам восстановительной медиации.

4. Регулярное повышение квалификации и освоение новых программ.

5. Наличие процедуры обратной связи от участников конфликта, прошедших восстановительную программу.

Деятельность школьной службы примирения

Служба примирения должна:

· определить цель и задачи на определенный период (обычно учебный год);

· определить типы ситуаций, с которыми служба будет работать;

· провести не менее 4 медиаций (или других восстановительных программ) в год;

· описать проведенные программы по форме отчета-самоанализа;

· подготовить данные для мониторинга;

· провести не менее двух информационных мероприятий в год для учащихся и родителей;

· знакомить педагогический коллектив и администрацию учреждения с деятельностью службы и принципами урегулирования конфликта и реагирования на правонарушения в восстановительном подходе.

Примерные критерии принятия ситуаций на программу в рамках стандартной процедуры

  • Стороны конфликта известны и признают свое участие в рассматриваемой ситуации.
  • Возможность связаться со сторонами конфликта для приглашения на встречу с ведущим восстановительных программ.
  • Стороны конфликта не находятся в алкогольном или наркотическом опьянении на момент проведения программы.
  • Квалификация специалистов службы примирения позволяет работать с данным типом конфликта.

Если ситуация подходит по данным критериям, служба примирения начинает проводить предварительные (индивидуальные) встречи в рамках подготовки совместной встречи. В процессе проведения предварительной (индивидуальной) встречи стороны могут согласиться на дальнейшее взаимодействие со службой примирения, или отказаться от него.

Руководитель службы и ведущие восстановительных программ уверены, что физическая, психологическая безопасность ведущих и сторон конфликта в ходе их совместной встречи в рамках восстановительной программы будет в должной мере обеспечена.

Для проведения восстановительной программы могут приниматься ситуации за пределами данных критериев на усмотрение руководителя службы. При этом стандартный «Порядок работы ведущего восстановительных программ» может не подходить для использования, и понадобятся инновационные идеи и приемы.

4. Поддержка службы примирения со стороны руководства образовательной организации и взаимодействие с другими организациями

4.1.Руководитель образовательной организации:

1. утверждает необходимые для создания и функционирования службы примирения документы;

2. передает информацию о конфликтах в службу примирения по возможности до административного разбора ситуации;

3. рекомендует участникам образовательных отношений передавать конфликтные ситуации в службу примирения;

4. участвует в разработке и поддержке плана создания службы примирения;

5. обеспечивает возможность куратору (руководителю) службы примирения, ведущим программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций и школьникам-кандидатам в медиаторы (ведущие восстановительных программ) пройти очное обучение по восстановительной медиации;

6. способствует повышению квалификации членов службы примирения и освоению ими других программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций;

7. учитывает результаты успешно проведенной восстановительной программы при вынесении административного решения по ситуации;

8. при необходимости обеспечивает взаимодействие службы примирения и других структур образовательного учреждения (комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, педагогическим советом), а при решении сложных ситуаций – с ПДН и КДНиЗП, ресурсными центрами на территории.

ВСЕРОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях

Содержание:

1. Актуальность школьных и территориальных служб примирения. 2

1.1 Восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике правонарушений и деструктивного поведения несовершеннолетних. 2

1.2 Правовая основа школьных служб примирения в образовательной сфере. 3

2. Восстановительные программы, применяемые в службах примирения. 4

2.1. Принципы восстановительного подхода к урегулированию конфликтов и реагированию на правонарушения несовершеннолетних: 4

2.2. Принципы организации процесса восстановительных программ: 4

2.3. Основные восстановительные программы в службе примирения. 5

2.4. Обеспечение качества работы ведущего восстановительных программ.. 6

2.5. Квалификация куратора (руководителя) службы примирения и ведущего восстановительных программ 6

3. Организация восстановительного подхода в образовательных организациях. 6

3.1. Формы организации восстановительного подхода в образовательных учреждениях. 6

3.2 Деятельность школьной службы примирения. 7

3.3. Куратор (руководитель) службы примирения. 7

3.4. Условия работы школьной службы примирения. 8

3.5. Примерные критерии принятия ситуаций на программу в рамках стандартной процедуры.. 8

4. Поддержка службы примирения со стороны руководства образовательной организации и взаимодействие с другими организациями.. 9

4.1.Руководитель образовательной организации: 9

4.2. Обеспечение соблюдения принципов проведения программ.. 9

4.3. Наличие утвержденной документации. 10

5. Организация сетевого взаимодействия в объединениях школьных служб примирения. 10

5.1. Сети и объединения служб примирения. 10

5.2. Профессиональное сообщество специалистов-медиаторов и кураторов школьных служб примирения 11

5.3 Требования к содержанию образовательного курса (программы, тренинга) и преподавателю (тренеру) школьных служб примирения. 11

6. Мониторинг деятельности служб примирения. 12

6.1. Количественный мониторинг школьных служб примирения. 12

6.2. Качественный мониторинг школьных служб примирения. 12


Наши рекомендации