Произнесение звука изолировано.
«Произнеси звук долго, коротко».
«Столько раз, сколько раз хлопну»
«Поймай звук», «Услышь звук, подними руку»
Произнесение звука в слогах:
- Открытых
Речевой материал.
«В слогах с опорой на схему»: ща – що – щу – щи
«Я тихо, а ты громко»
Речевой материал.
ща – ща – щи, ща – щи – щи, ща – щи – ща, щи – ща – щи, щу – щу – щё, щу – щё – щё, щу – щё – щу, щё – щу – щё.
«Услышь звук, подними руку»
«Какой звук встречается в слогах»
- Закрытых.
«В слогах с опорой на схему»
Речевой материал.
Ащ, ощ, ущ, ыщ, эщ, ищ, ещ, ёщ, ющ, ящ
- Со стечением гласных (с порой на схему)
Речевой материал.
Аща, оща, уща, ыща, эща, ища, еща, ёща, юща, яща.
- Со стечением согласных (с опорой на схему):
Речевой материал.
Нща, нщо, нщи, нще, нщю, фща, фщо, фщу, фщи, фще, пща, пщо, пщу, пщи, пщо, лща, лщо, лщу, лще, лщи.
Щна, щно, щну, щне, щны, щнё, шня, рща, рщо, рщу, рщи, рщё, рще, рщя.
- В словах
«Слова повторяй, звук [Щ] выделяй»:
Речевой материал:
[ЩА]: щавель, пища, пуща, гуща, теща, чаща, пищать, обещать, угощать, площадь, пощада, дощаник, вощанка, обещание, совещание, посещаемость.
В словах со звуками [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]: роща, ручища, пищалка, лапища, площадь.
[ЩИ]: щи, щит, вещи, ящик, пищик, вощина, домище, помещик, пищевик, днище, побоище, будущее, пощипывание
[ЩИ] (в словах со свистящими и шипящими звуками): сыщик, защита, вещество, существо, защитник, хвостище, пастбище, убежище, имущество, посмешище, заведующий, учащийся.
[ЩИ] в словах со звуками [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]: лещи, ящер, жилище, лещина, лощина, клещи, хрящи, прыщи, трещина, сборище, поприще, прозвище, подлещик, пищеблок, голосище, туловище, голенище, пепелище, ящерица, училище, топорище, городище, кулачище, сокровище, хранилище, святилище, клещевина, грядущее, желающий, товарищество.
[ЩЭ]: щека, щелк, щель, щепка, кощей, ищейка, хищение, похищение, упущение, помещение, угощение.
В словах со свистящими и шипящими согласными: дощечка, смещение, священник, очищение, посвящение, возмущение, возмещение, посещение, истощение, восхищение, совмещение.
[ЩЭ] в словах со звуками [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ]: пещера, ущерб, ущелье, прищепка, ращение, прощение, вращение, упрощение, укрощение, просвещение, перемещение.
[Щ] в конце слова: лещ, вещь, мощь, овощ, помощь, немощь, товарищ, хвощ, свищ, клещ, плащ, плющ, хрящ, хрущ, прыщ.
Звук [Щ] со стечением согласных.
[НЬЩ], [НЩ]: гонщик, банщик, женщина, зачинщик, каменщик, погонщик, чеканщик, загонщик, бетонщик, корзинщик, шарманщик, временщик, барабанщик, телевизионщик.
[ФЩ]: меховщик, дрессировщик, годовщина, часовщик, продавщица, сортировщик, прессовщик, старьевщик, регулировщик, формовщик, фасовщик, постановщик, кладовщик, проектировщик, планировщик, ростовщик, сверловщик, страховщик, бомбардировщик, драпировщик.
[ПЩ]: лепщик, скупщик, рубщик, сцепщик, община, общество, прицепщик, общение, гардеробщик, сообщение, общежитие.
[МЩ]: ямщик, выдумщик, паромщик, приемщик.
[ЙЩ]: мойщик, литейщик, забойщик, закройщик, трамвайщик.
[ЛЬЩ], [ЛЩ]: пильщик, носильщик, толщина, небывальщина, точильщик, котельщик, гранильщик, паяльщик, удильщик, копировальщик, текстильщик, стекольщик, фехтовальщик, мебельщик, угольщик, вышивальщица, валяльщик, болельщик
[ЩН], [ЩН']: хищник сущность мощность
[РЩ]: борщ, прапорщик, уборщик, сварщик, экскаваторщик, фонарщик
- В словах.
«Предметы называй, звук [Щ] выделяй», «Как я повторяй, звук [Щ] выделяй» (опора на картинки).
«Слог ЩА добавляй и слово повторяй»
«Запомни, назови и повтори» (меняя порядок слов): щенок – щука- щепка.
«Эхо» - образование множественного числа существительных (щука – щуки, щепка – щепки и т.д.)
«Определи место звука [Щ] в слове» (с опорой на схемы)
«Звук [Щ] добавляй и слово повторяй» (с опорой на картинки)
«Слог ЩА (ЩИ, ЩЭ, НЬШ, НЩ, ФЩ, ПЩ, МЩ, ЙЩ) добавляй и слово повторяй» (с опорой на картинки)
«Один - много» - упражнять в образовании множественного числа существительных
«Кого мы видели»
«Кто больше», «Кто выше»
«Запомни и повтори»
«Вспомни и назови предметы со звуком [Щ]» (с опорой на картинки)
«Наш, наша»
«1, 2 - много»
Изменение существительных по падежам (по опорным картинкам)
«Вспомни и назови слова со звуком [Щ] в начале, конце и середине слова» (с опорой на картинки)
«Подскажи словечко»
«Родственные слова»
«Слог щик добавляй, и профессии называй»
- В словосочетаниях, фразах.
«Составь предложение» (с опорой на картинки)
«Повтори (прочитай) словосочетания»:
Речевой материал:
Вещи в ящике.
Летящий щегол.
Увядающая роща.
Мощёная площадь.
Уплывающая щука.
Обращение к товарищу.
Восхищаться пещерами.
Полощу вещи. |
Тощий Кощей. |
Жилище ищейки. |
В лощине ящерица. |
Возмущение сыщика. |
Вращение туловищем. |
Длиннющее удилище. |
Щели завалили щебнем. Оля из щавеля варит зелёные щи. Я ищу свои вещи в ящике комода. Мама приготовила пищу из овощей. Щенок попал лапой в щель и пищал. Овощи хранятся в холодном помещении. В цветущей роще весело щебечут щеглы. Освещение мостов вызывает восхищение. Щеглы ищут в листьях овощей личинок бабочек и мух. Учащиеся военного училища — будущие защитники Родины. Изящная вещь. Плещущийся лещ. Плащ дрессировщика. Помощь каменщику. Товарищ из училища. Погонщик на пастбище. Уборщица в общежитии. Дрессировщик взял в руки хлыст. В дождь плащ — очень нужная вещь. Поставщик сдал товар продавщице. Носильщик занёс вещи в общежитие. Мама добавила в борщ овощную приправу. Проектировщик получил новое сообщение. К прапорщику приехал школьный товарищ. Каменщик и кровельщик работали на стройке. |
«Запомни и повтори фразу»
Речевой материал:
Щенок за обе щёки уплетает из щавеля щи.
Щенок уколол щепкой лапку, ему больно, он пищит.
Площадь вымощена щебнем.
В ящике мои вещи и мои клещи.
«Изменить предложения по образцу»: Я ишу щетку. Ты ищешь щетку. Вы ищете щетку. Он ищет щетку. Мы ищем щетку. Они ищут щетку.
Речевой материал:
1. Я ищу щепки.
2. Я поймал щуку и леща.
«Посчитай»
Речевой материал.
Одна щука Две ... Много ...
Один лещ Два... Много...
«Я, мы, ты, он, она, они»
Речевой материал:
Я ищу…
Я пищу…