Одушевленные и неодушевленные предметы
Логопед показывает на предмет, спрашивает:
— Это что? (Стул, доска, часы, стол.)
— Это кто? (Воробей, синица, рыбка.)
Объясняет, если к слову можно задать вопрос: «Кто?», оно обозначает одушевленный предмет, а если вопрос: «Что?» — неодушевленный.
• Дидактическая игра «Кто? Что?».
Дети называют картинки и называют к ним вопросы: «Кто?» или «Что?».
Кто? заяц, волк, бабочка, мышка Что? цветы, грибы, трава, дерево
«Хлопни в ладоши».
Дети хлопают в ладоши, услышав слово, обозначающее одушевленный предмет: веник, ежик, кран, пчела, нож, береза, гриб и т.д.
Дети проводят звукослоговой анализ слова береза,
Физкультминутка
«Самолет» (см. занятие 39).
Таблицы Шульте»
Дети с помощью кружков поочередно закрывают буквы: весна, щетка, курица.
Игра «Мой, моя, мое»
Дети должны расставить картинки, согласовав местоимение с существительным: мой шарф, моя ручка, мое яблоко и т.д.
Занятие 106. Слова, обозначающие действие
Цели: научить выделять в речи слова, обозначающие действие; научить синтезировать звуки в слова, печатать слова н предложения; научить правильно использовать в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Цепочка слов».
Логопед называет слово, ребенок придумывает слово на последнюю букву и т.д.: мяч — чайник, календарь — речка...
2. Слова, обозначающие действие
Логопед предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопрос: «Кто что делает?» (Мальчики играют в футбол. Корова пасется на лугу. Девочка собирает яблоки.) Дети должны назвать слова-действия, которые употреблялись в предложениях.
«Хлопни в ладоши».
Дети хлопают в ладоши, услышав слово, обозначающее действие: лес, стирать, ковер, лежать, смеяться, лампа, прыгать, диван, топать и т.д.
• «О ком (о чем?) я говорю?».
Логопед называет действие, дети — предмет или явление, о котором можно так сказать: скрипит ... дверь, ползет ...змея, квакает ... лягушка, дует ... ветер и т.д.
• «Составь слово».
Дети составляют слова из звуков: [п], [е], [н], [а], [л] — (пенал), [р], [у], [ч], [к], [а] — (ручка), [к], [н], [и], [г], [а] — (книга) и т.д. Логопед выставляет на доску картинки с изображением школьных принадлежностей. Дети рассказывают об их назначении.
Физкультминутка
«Засолка капусты» (см. занятие 3).
Глаголы совершенного и несовершенного вида
По двум картинкам дети сравнивают действия, отмечая глаголы совершенного и несовершенного вида: Лена купает куклу. Лена искупала куклу. Мама шьет рубашку. Мама сшила рубашку.
Работа в тетради
В тетради нарисованы предметы — ручка, карандаш, книга. Дети пишут, какие действия они совершают с ними: пишу рисую читаю.
Дети печатают предложение в тетради: Дима учит уроки.
Занятие 107. Слова, обозначающие признак предмета
Цели: научить выделять в речи слова, обозначающие признак предмета; научить подбирать слова к схемам; научить составлять распространенные предложения, подбирать однородные сказуемые (дом — строят, красят).
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Добавь словечко».
Логопед называет два слова по одной теме, дети — придумывают третье: роза, ромашка (василек), стол, шкаф (кровать ), шапка, шуба (шарф).
Признак предмета»
• «Сравни».
У детей картинки с изображением воздушных шаров и они их описывают:
У меня шар красный, а у меня шар синий.
У меня шар круглый, у меня шар овальный.
Логопед обращает внимание детей на слова, обозначающие признак предмета.
• «О чем (о ком) я говорю?».
Логопед называет прилагательное, дети — существительное к нему: пушистая ... кошка, мягкая... подушка, зеленый ... огурец, кислый ... лимон, холодное ... мороженое.
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения с использованием слов, обозначающих признаки предмета:
— Маша, покупать, пирожное, вкусное (Маша купила вкусное пирожное.);
— у, красивый, Аня, сарафан (У Ани красивый сарафан.);
— Африка, жить, в, зебра, полосатая (В Африке живет полосатая зебра.);
— в, расти, зеленая, лесу, елка (В лесу растет зеленая елка.).
Дети подбирают слова к схемам звукового анализа: лимон, улитка, грибы.
Проводят звукослоговой анализ слова улитка.
Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 7).
Распространенное предложение
Дети печатают в тетради предложения, добавив слово, подходящее по смыслу и отвечающее на вопрос: «Какой? Какая?»:
Аня ест грушу. Аня ест спелую грушу.
Тут растет лук. Тут растет зеленый лук.
Однородные сказуемые
Логопед называет два слова, а ребенок должен отгадать, о каких школьных принадлежностях можно так сказать: решать, писать (тетрадь); рисовать, чертить (карандаш); читать, рассматривать (учебник); писать, подчеркивать (ручки).
С однородными сказуемыми дети составляют предложения, например: Я буду в тетради решать и писать.
Занятие 108. Школа
Цели: закрепить знания о школьных принадлежностях; поупражнять в составлении загадок; развивать сенсомоторные навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови последний звук». Логопед произносит слово без последнего звука. Дети договаривают: пале — ц, сыро — к, анана — с, дво —р, козе — л...
Игра «Найди ошибку».
Логопед показывает детям портфель Незнайки и предлагает проверить, что он берет с собой в школу. Ребенок доставив портфеля предметы: ручку, шарик, тетрадь, карандаш, резинку, линейку ,резинку, пирамидку, букварь.
Дети объясняют, что здесь лишнее и почему.
3. «Отгадай загадку»
Я красный, черный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И что хочу — изображу, (карандаш.) В.Волина
Логопед объясняет детям:
— Загадка не называет предмет, а описывает его. Предлагает детям самим составить загадку про карандаши:
— Карандашей в коробке много. Они похожи. Можно их назвать братьями. Отличаются они цветом, значит у них разноцветные рубашки. Карандаши находятся в одной коробке, значит это их дом. Загадка может звучать так:
Что за братья а разноцветных рубашках В одном домике живут. (Карандаши.)
4. Физкультминутка
«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 16).
5. Чтение рассказа Л.Дружининой «В пенале»
Хвастались друг перед другом ручка и карандаш:
— Я отлично пишу, — говорит ручка, — без единой ошибки.
— А я, — вторил карандаш, — я и забыл, когда ошибался.
А резинке стыдно было их слушать: ведь она стирала их ошибки».
Логопед проводит беседу по содержанию.
6. Работа в тетради
Дети выполняют штриховку карандашей по инструкции: 1-й — красным цветом, 3-й — синим, последний — зеленым, между красным и синим — желтым.
Рисунки к занятиям для детей с ОНР (2 год обучения).
Нумерация рисунков соответствует нумерации занятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ванюхина Г. Речецветик. Смоленск, 1996. Волина В. Учимся играя. М., 1994.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
Илларионова ЮТ. Учим детей отгадывать загадки. М., 1976.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6—7 лет. М., 2007.
Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1997. Раевский Ю. Веселая азбука. Одесса, 1991. Соболева А.В. Загадки-смекалки. М., 1994. Тарабарина ТЛ., Соколова Е.И. Детям о времени. Ярославль, 1996.
Ткаченко ТА. В первом классе — без дефектов речи. СПб., 1999.
Торшенко Е.В., Малявина Л.В., Самусенко СЛ. Живая азбука для маленьких. СПб., 1994.
Филичева Т.Б., Чиркина ГЛ. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. II. М., 1993.
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Под ред. В.И. Логиновой М., 1990.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Примерный план занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма
Примерный план занятий по обучению детей словообразованию, формированию лексико-грамматнческих категорий, развитию связной речи
Конспекты занятий
Занятие 1. Звуки окружающего мира
Занятие 2. Звук [а], буква а
Занятие 3. Звук [у], буква у
Занятие 4. Овощи и фрукты
Занятие 5. Звук [у], буква у (продолжение)
Занятие 6. Звуки [а], [у]; буквы о, у
Занятие 7. Звуки [а], [у]; буквы а, у (продолжение)
Занятие 8. Сбор урожая
Занятие 9. Звук [и], буква и
Занятие 10. Звук [л], буква п
Занятие 11. Звуки [п], [п']; буква п
Занятие 12. Золотая осень
Занятие 13. Звук [т], буква т
Занятие 14. Звуки [т], [т']; буква т
Занятие 15. Звук [о], буква о
Занятие 16. Птицы
Занятие 17. Звук [к], буква кг
Занятие 18. Звуки [к], [к']; буква к
Занятие 19. Звук [э], буква э
Занятие 20. Домашние животные
Занятие 21. Закрепление пройденного (гласные и согласные буквы)
Занятие 22. Звук [м], буква м
Занятие 23. Звуки [м], [м']; буква м
Занятие 24. Деревенский двор
Занятие 25. Звук [х], буква х
Занятие 26. Звуки [х], [х’]; буква х
Занятие 27. Звуковой анализ слов; ударение
Занятие 28. Дикие животные
Занятие 29. Звук [ы], буква ы
Занятие 30. Звуки [и], [ы]; буквы и, ы (продолжение)
Занятие 31. Звук [с], буква с
Занятие 32. Подготовка животных к зиме
Занятие 33. Звуки [с], [с'], буква с
Занятие 34. Звук [и], буква к
Занятие 35. Звуки [н], [и’]; буква н
Занятие 36. Продукты питания
Занятие 37. Звук [з], буква з
Занятие 38. Звуки [а], [з']; буква з
Занятие 39. Звуки [с], [з]; буквы с, з
Занятие 40. Зима
Занятие 41. Звук [л], буква л
Занятие 42. Звуки [л], [л’]; буква л
Занятие 43. Предложение, звукослоговой анализ слов
Занятие 44. Одежда и обувь
Занятие 45. Звук [ш], буква ш
Занятие 46. Звук [ш], буква ш (продолжение)
Занятие 47. Звук [б], буква б
Занятие 48. Посуда
Занятие 49. Звуки [б], [б']; буква б
Занятие 50. Звуки [р], буква р
Занятие 51. Звук [р], [р']; буква р
Занятие 52. Новый год
Занятие 53. Звук [ж], буква ж
Занятие 54. Звук [ж], буква ж (продолжение)
Занятие 55. Звуки [ш], [ж]; буквы ш, ж
Занятие 56. Человек и семья
Занятие 57. Звук [е], буква е
Занятие 58. Звук [ё], буква ё
Занятие 59. Звуки [е], [ё]; буквы е, ё
Занятие 60. Профессии
Занятие 61. Звук [д], буква д
Занятие 62. Звуки [д], [д']; буква д
Занятие 63. Звуки [д], [т]; буквы д, т
Занятие 64. Мебель
Занятие 65. Звук [в], буква в
Занятие 66. Звуки [в], [в']; буква в
Занятие 67. Звук [г], буква г
Занятие 68. Цвет. Форма. Величина
Занятие 69. Звуки [г], [г’]; буква г
Занятие 70. Звуки [к], [г]; буквы к, г
Занятие 71. Звук [й], буква й
Занятие 72. Форма и размер предметов