Дидактическая игра «Какой лист?»

На доске картинки с изображением деревьев. Рассмотрев Листья, дети должны назвать их правильно. лист с березы — березовый лист лист с дуба — дубовый лист; лист с клена — кленовый лист и т.д.

Занятие94. Правописаниеща — щу

Цели: познакомить с правописанием ща—идо провести звукослоговой анализ слова плащ; повторить написание буквы щ; научить согласовывать прилагательные и существительные с числительными. 1. Организационный момент I Игра с мячом «Назови последний звук». 9 Логопед произносит слово без последнего звука, дети договаривают его: огуре — ц, щено — к, сту — л.робо — т....

Выучить правило

Дети учат наизусть: ща пиши с буквой а, щу пиши с буквой у.

Дети записывают слова в тетради, соблюдая правило: ща роща пища щу щука ищут

Дети записывают предложение: Вот роща. Тут поют щеглы.

Дети проводят звукослоговой анализ слова плащ.

Физкультминутка

«Как живешь?» (см. занятие 2).

4. «Деревья»

Дети рассматривают изображения деревьев, подбирают к ним описательные слова (елка стройная, береза кудрявая, дуб раскидистый и т.д.).

• «Сколько».

Логопед ставит цифры возле картинок с изображением деревьев, а дети говорят, сколько каких деревьев будет: пять кудрявых берез, две высокие сосны, три раскидистых дуба и т.д.

Занятие95. Звуки [ч], [щ]; буквыч, щ

Цели: закрепить навык различения на слух и четкого произношения звуков [ч], [щ]; повторить написание букв ч, щ, научить образованию относительных прилагательных.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Цепочка слов».

Ребенок должен придумать слово на последнюю букву того слова, которое назвал логопед (и т.д.): ананас — самовар — рак — кот...

Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [ч], [щ]: звук [ч] — согласный, всегда мягкий, глухой; звук [щ] — согласный, всегда мягкий, глухой.

• «Щетка и поезд».

Дети показывают эти символы, услышав звук [ч] или [щ] среди согласных звуков: н-ч-п-щ-к-ч-щ-р-ч...

• « Чистоговорки ». Дети повторяют:

ча-ча — на столе свеча ща-ща — поймали мы леща чи-чи — у нас калачи щи-щи — мама варит щи

ач-ач — у меня мяч ащ-ащ — у Тани плащ

• «Добавь слог».

Дети должны закончить слово, добавив слог ча или ща: зада — ча, ро — ща, ветре — ча, гу — ща, све — ча, пи — ща, да — ча, ча —ща.

• «Работа с картинками».

На доске символы — чашка и щетка. Дети расставляют возле них картинки, выделив в словах звуки [ч], [щ]: щука, часы, чемодан, плащ, чайник, щегол, клещи, чеснок.

• «Составь предложение».

Дети составляют предложение по опорным словам:

— Миша, вешать, плащ, прихожая, в (Миша вешает плащ в прихожей.);

— Лена, на, качаться, качели (Лена качается на качелях.);

— бабочка, над, порхать, цветы (Над цветами порхает бабочка.);

Щ— в, лежать, овощи, ящик (Овощи лежат в ящике.).

Физкультминутка

«Самолет» (см. занятие 39).

Буквы ч, щ

Дети повторяют написание букв ч, щ, вспоминают стихотворения.

• «Таблицы Шульте».

Дети кружочками закрывают буквы в словах: мяч, щека, лещ, чай.

Дети печатают в тетради после символа «чашка» слова со звуком [ч], «щетка» — со звуком [щ]. бочка ручка девочка щука плащ овощи

Дети по картинкам составляют предложения и печатают в тетради: Дети пошли в рощу. На елке была белочка.

5. Дидактическая игра«С какой ветки детки?»

Дети учатся образовывать относительные прилагательные: шишка с сосны — сосновая шишка ягоды с рябины — рябиновые ягоды цвет липы — липовый цвет шишка с ели — еловая шишка

Занятие 96. Деревья

Цели: проверить и систематизировать знания о деревьях; поупражнять в составлении и придумывании загадок; закрепить навыки пересказа на примере сказки «Как коза избушку строила»; развивать графические навыки.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Скажи ласково».

Дети упражняются в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных: елка — елочка, осина — осинка, сосна — сосенка и т.д.

Деревья»

Логопед проводит беседу о деревьях: дети должны назвать деревья по картинкам; классифицировать их на плодовые, хвойные, лиственные; назвать плоды и условия роста деревьев.

• Чтение рассказа А.Кузнецова «Деревцо». Логопед проводит беседу по содержанию произведения.

• «Придумай загадку».

Дети составляют загадки о деревьях, придерживаясь следующего образа: елка (какая?) — колючая, зеленая, пушистая, высокая, ее шишки любят белки и птички.

Зеленые пирамиды стоят, Кормят птичек и бельчат, От лисы укроют маленьких зайчат. (Елка.)

Целее дети составляют загадки о дубе и рябине.

Физкультминутка

«Золотые ворота» (см. занятие 8).

Пересказ сказки

Логопед рассказывает сказку «Как коза избушку строила», проводит беседу по содержанию сказки; повторяет диалоги с элементами драматизации.

Повторно рассказывает сказку с установкой на запоминание.

Дети пересказывают текст самостоятельно.

5. Работа в тетради

Дети по клеточкам рисуют елочки.

Занятие 97. Буква ь

Цели: познакомить с буквой ь; провести звукослоговой анализ слов с ь; научить составлять сложные предложения.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Горячо — холодно» (см. занятие 7).

Знакомство с буквой ь

Логопед объясняет:

— Если последний звук в слове произносится мягко, после него ставится мягкий знак.

• «Добавь мягкий звук».

Дети должны закончить слово, подобрав согласный мягкий звук: ло-сь, дверь, со-ль, пень, боль, карась и т.д.

• Чтение рассказа В.Волиной «Про мягкий знак».

Звукослоговой анализ слова гусь. Дети должны сравнить количество букв и звуков в слове.

• «Добавь словечко».

Дети должны закончить предложение, добавив слово с ь на конце:

У корабля ... якорь. Зимой метет ... метель,

В лесу спит ... медведь. В речке купается ... гусь. Мы читаем ... букварь. Красивые рога носит ... олень.

Физкультминутка

«Котенок» (см. занятие 6).

Знакомство с буквой ь

Дети рассматривают иллюстрации, учат стихотворение:

Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась. В.Степанов

Дети обводят трафарет с буквой ь и раскрашивают ее. . Печатают строчку буквы ь; печатают слова: брат — брать; угол — уголь; ел — ель.

Печатают предложения: У Димы окунь. У Коли карась.

Наши рекомендации