Чтение рассказа Н.Носова «На горке»
Логопед проводит беседу по содержанию произведения.
Панно «Зима»
Дети выкладывают по образцу из геометрических фигур зимнюю картинку.
Занятие 41. Звук [л], буквал
Цели: закрепить навык четкого произношения звука [л], научить определять позицию звука [л] в словах; познакомить с буквой л; научить подбирать однородные определения.
Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много».
Логопед проверяет умение детей правильно употреблять существительные множественного числа родительного падежа: юбка — много юбок, шуба — много шуб, шарф — много шарфов.
Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [л] — согласный, звонкий. При произношении звука [л] язык упирается в верхние зубы.
• «Слушай внимательно».
Дети поднимают руку, услышав звук [л]: к-л-д-л-п-л-т... Повторяют слогоряд: ла-лы, лу-ло, ул-ил, лы-ла, ло-ла.
Проводится работа с картинками. Дети отбирают те, в названии которых есть звук [л]: лук, пила, лыжи, стол, лошадь, дятел, белка, елочка, голубь, пенал.
• «Веселый поезд».
Дети расставляют картинки в вагончики в зависимости от места звука [л] в слове.
Дети проводят звуковой анализ слова лампа.
• «Закончи предложение».
Дети должны добавить слово со звуком [л]:
— Женя катается на ... лыжах.
— Ночью в вебе светит ... луна.
— На грядке растет зеленый ... лук.
— По реке плывет ... лодка.
Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 7).
4. Знакомство с буквой л
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой л, учат стихотворение:
Алфавит продолжит ваш
Буква Л — лесной шалаш. В.Степанов
Дети обводят трафарет буквы л, раскрашивают его. Печатают строчку буквы л в тетради по образцу. Печатают слоги ал, ул, ол, лу, лы, ла. Печатают слова по схеме:
Дети выкладывают в кассе предложение, записывают его в тетради: Это луна.
Игра «Магазин»
Дети учатся подбирать однородные определения.
«Покупатель» описывает вещь, которую он хочет купить:
— Мне нужен длинный, теплый, полосатый ... (шарф).
— Мне нужно голубое, кружевное, нарядное ... (платье).
— Мне нужна меховая, зимняя, черная ... (шапка).
Занятие 42. Звуки [л], [л']; буква л
Цели: закрепить навык различения и четкого произношения звуков [л], [л']; научить подбирать слова к схемам звукового анализа; повторить букву л; проверить, насколько усвоили дети понятие «слова-антонимы».
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Большой — маленький».
Логопед проверяет умение детей образовывать уменьшительную форму существительных с помощью суффиксов: платье — платьице, брюки — брючки, носок — носочек...
Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]: звук [л] — согласный, звонкий, твердый; звук [л'] — согласный, звонкий, мягкий.
• «Наоборот».
Дети произносят (по рядам) слоги:
1-й ряд — со звуком [л], а 2-й ряд — со звуком [л']: ла-ля, лу-лю, лы-ли, ло-ле (и наоборот).
• «Синий — зеленый».
Дети должны разложить одежду и обувь, головные уборы в два шкафчика (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л'] — в зеленый в словах: халат, пальто, плащ, туфли, платье, платок, жилет.
• «Подушка — камень».
Дети показывают «подушку» или «камень», выделив звуки [л], [л’] в стихотворении:
— Ежик, еж, ты что колючий?
— Это я на всякий случай,
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
Б.Заходер
Дети рассматривают сюжетную картинку и называют всеслова со звуками [л], [л'].
3. Физкультминутка
«Нос, пол, потолок»
Дети по команде логопеда указательным пальчиком показывают нос, опускают палец вниз и показывают пол, поднимают палец вверх — потолок. Логопед увеличивает темп речи, меняет порядок команд и делает обманные движения. Дети должны выполнять только словесные инструкции, не обращая внимания на обманные движения логопеда.
4. Повторение буквы л
Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.
Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.
Дети проводят звукослоговой анализ слов лук, лимон, лиса. Составляют и печатают предложение: У папы пила.
5. Игра «Сравни»
Дети сравнивают пары картинок с изображением одежды и обуви: длинный шарф — короткий шарф, маленькая шапка — большая шапка, чистые сапоги — грязные сапоги...
Занятие 43. Предложение, звукослоговой анализ слов
Цели: закрепить знания о звуках и буквах; научить их различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги, работать с предложением, согласовывать существительные с прилагательными.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Да — нет».
Логопед задает вопросы, дети отвечают:
— Зимой мы катаемся на лыжах? -Да.
— Зимой купаемся в речке?
— Нет и т.д.
2. Звуковой анализ слов
Дети называют гласные и согласные звуки в словах и дают их характеристику.
• «Красный — синий».
Дети должны определить место гласного звука в названии картинки и поставить ее к синему, если звук первый, к красному — если второй (апельсин, курица, осы, ласточка, индюк, улитка, машина, ножницы).
• «Назови букву».
Дети должны назвать букву и и поставить ее возле соответствующей картинки (А — апельсин, К — курица); затем нужно дать характеристику буквы (гласная или согласная).
• «Чудесный мешочек».
Дети достают игрушки, называют их, делят слово на слоги, определяют их количество и в зависимости от этого ставят игрушку рядом с цифрой 1, 2, 3 (гусь, кукла, телефон; мяч, барабан, мишка).
Дети должны назвать ударный слог в именах: Аня, Оля, Марина, Ваня и т.д.
3. Физкультминутка
«Раз, два...» (см. занятие 30).
4. «Составь предложение»
Дети должны составить предложения по двум картинкам:
снежинка — елка (На елке красивые снежинки.)
шуба — шапка (У Маши теплая шуба и шапка.)
дом — дым (Из дома валил густой дым.)
мальчик — лыжи (Мальчик катался с горы на лыжах.)
Дети повторяют правила написания предложения: первое слово пишется с большой буквы; все слова пишутся раздельно; в конце предложения ставим точку.
Выкладывают из букв предложение, записывают его в тетради: У Кати сани.
Дети проводят звукослоговой анализ слова лимон.
5. Дидактическая игра «Узнай и назови» Дети должны подобрать картинки к словам: теплая ... шапка зеленая ... рубашка теплые ... носки зеленое ... платье теплый ... шарф зеленые ... шорты.
Занятие 44. Одежда, обувь
Цели: проверить и систематизировать знания на тему «Одежда, обувь, головные уборы»; научить составлять описательный рассказ по плану; читать рассказ М. Майна «Пуговица»; развивать мелкую моторику рук.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи правильно».
Логопед проверяет умение детей образовывать прилагательные: варежки из шерсти — шерстяные; сарафан из ситца — ситцевый; шапка из меха — меховая и т.д.