Чтение рассказа Н.Носова «На горке»

Логопед проводит беседу по содержанию произведения.

Панно «Зима»

Дети выкладывают по образцу из геометрических фигур зимнюю картинку.

Чтение рассказа Н.Носова «На горке» - student2.ru

Занятие 41. Звук [л], буквал

Цели: закрепить навык четкого произношения звука [л], научить определять позицию звука [л] в словах; познакомить с буквой л; научить подбирать однородные определения.

Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много».

Логопед проверяет умение детей правильно употреблять существительные множественного числа родительного падежа: юбка — много юбок, шуба — много шуб, шарф — много шарфов.

Знакомство со звуком

Логопед объясняет:

— Звук [л] — согласный, звонкий. При произношении звука [л] язык упирается в верхние зубы.

• «Слушай внимательно».

Дети поднимают руку, услышав звук [л]: к-л-д-л-п-л-т... Повторяют слогоряд: ла-лы, лу-ло, ул-ил, лы-ла, ло-ла.

Проводится работа с картинками. Дети отбирают те, в названии которых есть звук [л]: лук, пила, лыжи, стол, лошадь, дятел, белка, елочка, голубь, пенал.

• «Веселый поезд».

Дети расставляют картинки в вагончики в зависимости от места звука [л] в слове.

Дети проводят звуковой анализ слова лампа.

• «Закончи предложение».

Дети должны добавить слово со звуком [л]:

— Женя катается на ... лыжах.

— Ночью в вебе светит ... луна.

— На грядке растет зеленый ... лук.

— По реке плывет ... лодка.

Физкультминутка

«Две сестрицы» (см. занятие 7).

4. Знакомство с буквой л

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой л, учат стихотворение:

Алфавит продолжит ваш

Буква Л — лесной шалаш. В.Степанов

Дети обводят трафарет буквы л, раскрашивают его. Печатают строчку буквы л в тетради по образцу. Печатают слоги ал, ул, ол, лу, лы, ла. Печатают слова по схеме:

Чтение рассказа Н.Носова «На горке» - student2.ru

Дети выкладывают в кассе предложение, записывают его в тетради: Это луна.

Игра «Магазин»

Дети учатся подбирать однородные определения.

«Покупатель» описывает вещь, которую он хочет купить:

— Мне нужен длинный, теплый, полосатый ... (шарф).

— Мне нужно голубое, кружевное, нарядное ... (платье).

— Мне нужна меховая, зимняя, черная ... (шапка).

Занятие 42. Звуки [л], [л']; буква л

Цели: закрепить навык различения и четкого произношения звуков [л], [л']; научить подбирать слова к схемам звукового анализа; повторить букву л; проверить, насколько усвоили дети понятие «слова-антонимы».

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Большой — маленький».

Логопед проверяет умение детей образовывать уменьшительную форму существительных с помощью суффиксов: платье — платьице, брюки — брючки, носок — носочек...

Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]: звук [л] — согласный, звонкий, твердый; звук [л'] — согласный, звонкий, мягкий.

• «Наоборот».

Дети произносят (по рядам) слоги:

1-й ряд — со звуком [л], а 2-й ряд — со звуком [л']: ла-ля, лу-лю, лы-ли, ло-ле (и наоборот).

• «Синий — зеленый».

Дети должны разложить одежду и обувь, головные уборы в два шкафчика (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л'] — в зеленый в словах: халат, пальто, плащ, туфли, платье, платок, жилет.

• «Подушка — камень».

Дети показывают «подушку» или «камень», выделив звуки [л], [л’] в стихотворении:

— Ежик, еж, ты что колючий?

— Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

Б.Заходер

Дети рассматривают сюжетную картинку и называют всеслова со звуками [л], [л'].

3. Физкультминутка

«Нос, пол, потолок»

Дети по команде логопеда указательным пальчиком показывают нос, опускают палец вниз и показывают пол, поднимают палец вверх — потолок. Логопед увеличивает темп речи, меняет порядок команд и делает обманные движения. Дети должны выполнять только словесные инструкции, не обращая внимания на обманные движения логопеда.

4. Повторение буквы л

Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.

Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.

Дети проводят звукослоговой анализ слов лук, лимон, лиса. Составляют и печатают предложение: У папы пила.

5. Игра «Сравни»

Дети сравнивают пары картинок с изображением одежды и обуви: длинный шарф — короткий шарф, маленькая шапка — большая шапка, чистые сапоги — грязные сапоги...

Занятие 43. Предложение, звукослоговой анализ слов

Цели: закрепить знания о звуках и буквах; научить их различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги, работать с предложением, согласовывать существительные с прилагательными.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Да — нет».

Логопед задает вопросы, дети отвечают:

— Зимой мы катаемся на лыжах? -Да.

— Зимой купаемся в речке?

— Нет и т.д.

2. Звуковой анализ слов

Дети называют гласные и согласные звуки в словах и дают их характеристику.

• «Красный — синий».

Дети должны определить место гласного звука в названии картинки и поставить ее к синему, если звук первый, к красному — если второй (апельсин, курица, осы, ласточка, индюк, улитка, машина, ножницы).

• «Назови букву».

Дети должны назвать букву и и поставить ее возле соответствующей картинки (А — апельсин, К — курица); затем нужно дать характеристику буквы (гласная или согласная).

• «Чудесный мешочек».

Дети достают игрушки, называют их, делят слово на слоги, определяют их количество и в зависимости от этого ставят игрушку рядом с цифрой 1, 2, 3 (гусь, кукла, телефон; мяч, барабан, мишка).

Дети должны назвать ударный слог в именах: Аня, Оля, Марина, Ваня и т.д.

3. Физкультминутка

«Раз, два...» (см. занятие 30).

4. «Составь предложение»

Дети должны составить предложения по двум картинкам:

снежинка — елка (На елке красивые снежинки.)

шуба — шапка (У Маши теплая шуба и шапка.)

дом — дым (Из дома валил густой дым.)

мальчик — лыжи (Мальчик катался с горы на лыжах.)

Дети повторяют правила написания предложения: первое слово пишется с большой буквы; все слова пишутся раздельно; в конце предложения ставим точку.

Выкладывают из букв предложение, записывают его в тетради: У Кати сани.

Дети проводят звукослоговой анализ слова лимон.

5. Дидактическая игра «Узнай и назови» Дети должны подобрать картинки к словам: теплая ... шапка зеленая ... рубашка теплые ... носки зеленое ... платье теплый ... шарф зеленые ... шорты.

Занятие 44. Одежда, обувь

Цели: проверить и систематизировать знания на тему «Одежда, обувь, головные уборы»; научить составлять описательный рассказ по плану; читать рассказ М. Майна «Пуговица»; развивать мелкую моторику рук.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Скажи правильно».

Логопед проверяет умение детей образовывать прилагательные: варежки из шерсти — шерстяные; сарафан из ситца — ситцевый; шапка из меха — меховая и т.д.

Наши рекомендации