Слова с эмоциональио-оттеночным значением
На доске картинки с изображением диких животных. Логопед задает вопросы, дети используют в ответе определения с эмоционально-оттеночным значением: хитрая — лиса, косолапый — медведь, трусливый — заяц, ловкая — белочка, зубастый — волк.
Составляют предложение: По веткам скачет ловкая белочка.
Занятие 30. Звуки [и), [ы]; буквы и, ы
Цели: закрепить навык четкого произношения и различения звуков [и], [ы]; проанализировать слово киты; закрепить навык написания букв и, ы; научить правильно употреблять глаголы в различных временных формах.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Наоборот».
Дети в процессе игры подбирают слова-антонимы: мокрый — сухой, глубокий — мелкий, длинный — короткий..,
2. Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику звуков: звуки [и], [ы] — гласные; звук [и] смягчает согласные звуки.
Произнося звуки [и], [ы] поочередно, логопед советует детям сравнить артикуляцию.
Логопед предлагает детям узнать [и], [ы] по беззвучной артикуляции среди других гласных звуков: а-и-о-ы-у-з-и-ы...
• «Твердо — мягко».
Логопед называет слоги со звуком [ы], а дети изменяют его на слог со звуком [и]: пыпи; мы-ми; кы-ки; ты-ти; хы-хи.
• «Подушка — камень».
Дети показывают символы, выделяя гласные звуки [и], [ы] в середине слова: мыл — мил; был — бил; мышка — мишка; рысь — рис.
• «Синий — зеленый».
На доске синий и зеленый домики. Дети расставляют картинки: если слово содержит звук [и] — к синему домику, если звук [ы] — к зеленому: лыжи, лиса, рыба, дыня, кит, сыр, лимон, мыло, тигр, пила.
Проводится звуковой анализ слова киты.
Физкультминутка
«Раз, два ...»
Раз, два — все вставайте,
Три, четыре — приседайте,
Пять, шесть — повернись,
Семь, восемь — улыбнись,
Девять, десять — не зевай,
Свое место занимай.
4. Повторение букв и, ы
Логопед выставляет на доску буквы и, ы.
Дети называют буквы, вспоминают стихотворения, дают характеристику (и, ы — гласные).
Дети выкладывают в кассе слоги и слова и печатают их в тетради:
и пи кит маки
ы ты мы коты
5. Различные временные формы глагола
Дети составляют предложения по картинкам, используя глаголы различных временных форм: белка будет собирать грибы; белка собирает грибы; белка собрала грибы. Картинки: грибы растут в траве, грибы в корзинке, грибы сушатся на ветке.
Занятие 31. Звук (с], буква с
Цели: закрепить навыки четкого произношения звука [с]; научить определять позицию звука [с] в словах; познакомить с буквой с; научить правильно употреблять притяжательные прилагательные.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи одним словом». Дети должны подобрать обобщающее слово: коза, кот, собака — домашние животные роза, мак, астра — цветы, бабочка, жук, стрекоза — насекомые
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [с] — согласный, глухой. При произношении звука [с] губы растянуты в улыбке, дует холодный «ветерок».
Логопед называет согласные звуки, а дети имитируют звук бегущей из крана воды, услышав звук [с]: м-с-п-к-ст-х-с...
• « Ч и сто го во р к и ». Дети повторяют:
са-са — вот летит оса
со-со — у Вовы колесо
су-су — было холодно влесу
ос-ос — на поляне много ос
сы-сы — у Алены две косы
са-са — вот бежит лиса
• «Да — нет».
Логопед выставляет на доску картинки, дети называют их и говорят «да», если в слове есть звук [с], и — «нет», если звука [с] в слове нет: сова, санки, бусы, рак, колос, собака, автобус, кукла, лес, капуста, луна, носок.
• «Веселый поезд».
Дети рассматривают картинки, определяют место звука [с] в словах и расставляют их в вагончики.
Дети рассматривают сюжетную картинку и называют все предметы, в названии которых встречается звук [с].
3.Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 7).
Знакомство с буквой с
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой с, учат стихотворение:
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
В.Степанов
Дети обводят трафарет буквы с, раскрашивают его и печатают строчку буквы с по образцу.
Проводятся анализ прямых и обратных слогов. Дети составляют в кассе и печатают в тетради: ас; осу; са; со; су.
Выкладывают в кассе слова сам; сом; суп, печатают их в тетради.
• Правила построения предложения.
Логопед обращает внимание детей на особенности написания предложения: первое слово пишется с большой буквы, все слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка. Дети выкладывают на доске и записывают в тетради предложение: Тут осы.