Физкультминутка «Медведь, заяц, цапля»
Логопед медленно стучит в бубен — дети идут по кругу, имитируя походку медведя. Стучит в бубен быстро — прыгают, как зайцы. Наступает тишина — изображают цаплю.
Составь рассказ»
Дети составляют описательный рассказ о перелетных птицах по плану (строение, внешний вид, особенности, польза).
Игра «Птица летят»
У каждого ребенка лист, разделенный на квадраты, и черный кружок. Дети действуют по инструкции: полетела птица вправо, полетела птица вниз и т.д.
Занятие 17. Звук (к), буква к
Цели: закрепить произношение звука [к] в речи, научить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); научить образовывать существительные с помощью суффиксов -опок-, -ёнок-, -ата-, -ята-
Организационный момент
• Игра с мячом «Кто как голос подает?*.
Логопед бросает мяч и называет животное, ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос, как оно подает голос (кошка — мяукает, собака — лает, корова — мычит...).
Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [к] — согласный, глухой. При произношении звука [к] язычок нужно сделать «горкой».
• «Узнай звук».
Дети поднимают вверх синий кружок, услышав среди согласных звуков звук [к]: м-к-с-п-к-м-к...
• «Добавь слог».
Логопед начинает слово, а ребенок заканчивает слогами ка (бел..., кит..., лис..., кит..., лож...) ко (моло..., колеч..., яич..., доле..., высо...)
• «Назови словечко».
Дети должны назвать слово со звуком [к], относящееся к:
— домашним животным (ком, корова, кот, кролик, конь);
— овощам (картошка, капуста, кабачки);
— одежде (куртка, костюм, кофта, колготки);
— мебели (кровать, кресло, комод).
• «Веселый поезд».
Дети должны определить место звука [к] в словах и расставить соответственно картинки (кот, мак, лук, булка, карандаш, мышка, жук, конфета) в вагончики.
• «Слушай внимательно».
Дети хлопают в ладоши, услышав в стихотворении звук [к]:
Два цыпленка, два мышонка
Учат бегать лягушонка.
Расшумелась мелкота —
Видно близко нет кота.
Г.Ладонщиков
3. Физкультминутка
«Котенок» (см. занятие 6).
Знакомство с буквой к
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой к, учат стихотворение:
Ай да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун —
Буква К
Е.Тарлапан
Дети обводят трафарет, раскрашивают букву к синим цветом и печатают строчку буквы к.
Далее дети в кассе составляют слоги ак, ок, ку, ки и записывают их; выполняют в тетради анализ слогов.
Б. Игра «Кто чей?»
Дети рассматривают картинки с изображением домашних животных и их детенышей, затем называют:
— Кошка с котелком, У кошки котята.
— Корова с теленком. У коровы телята.
Занятие 18. Звуки [к], [кь]; буква к
Цели: закрепить навыки произношения и различения звуков [к], [к']; проанализировать слова кот, кит; научить составлять короткие слова, согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах.
Организационный момент
• Игра с мячом «Кто мама?».
Логопед бросает мяч и называет животного, ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос, кто мама (у котенка — кошка, у ягненка — овца, у козленка — коза...).
Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику звуков {к], [кь]: [к] — согласный, глухой, твердый; [кь] — согласный, глухой, мягкий.
• «Подушка — камень».
Логопед называет слова, а дети показывают символ «подушка», если услышали звук [кь] и «камень», если услышали звук [к]: кино, конфета, картина, брюки, букет, капитан, щука, ракета.
• «Синий — зеленый».
На доске изображения синего и зеленого домиков, дети расставляют к ним картинки: к синему домику — со звуком (к]» к зеленому — со звуком [к’].
— карандаш, карамель, кот, кастрюля;
— кепка, кирпичи, кит, кенгуру.
• «Добавь словечко».
Дети должны закончить предложение подходящим по смыслу словом со звуком [к] или [к']:
— Папа купил газеты в ... киоске.
— На солнце греется пушистая ... кошка*
— Марина испекла сладкий ... кекс.
— У Лены длинные ... косы.
— Бабушка варит клубничный ... кисель.
— Дети качаются на ... качелях.
Логопед проводит звуковой анализ слов кош, кит.
3. Физкультминутка
«Кузнец»
— Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова.
Раз, раз и готово!
С.Маршак
4Повторение буквы к
Дети повторяют написание буквы к и вспоминают стихотворение.
Логопед выставляет на доску слоги. Дети читают их и добавляют букву, чтобы получилось новое слово. Записывают слово в тетрадях кап; кот; кит.
5. «Закончи предложение»
Логопед предлагает детям закончить предложение по смыслу, добавив слово кот:
—- На крылечке спит (кто?) кот.
— Мы налили молока (для кого?) для кота. Щ Рыбку тоже дадим (кому?) коту.
— Мы смотрим (на кого?) на кота,
— Мы любуемся (кем?) котом.
— Говорили мы (о ком?) о коте.
Занятие 19. Звук |э|, буква э
Цели: закрепить правильное произношение звука [а]; научить определять позиции звука [э] в словах; познакомить с буквой э; познакомить с темой «Дикие животные»•
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи ласково».
Дети перебрасывают друг другу мяч со словами, обозначающими названия животных в уменьшительно-ласкательной форме: коза — козочка, лошадь — лошадка—
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [э] — гласный. При произношении звука [э] губы «смеются».
Логопед выставляет на доску картинки: экскаватор, эскимо, Эдик, экран, этажерка. Дети должны выделить первый звук [а] в слове.
По беззвучной артикуляции дети должны узнать среди гласных звуков звук [э]: о-э-у-и-э-а-э-у-э...
• «Чтение рассказа».
Логопед читает рассказ «Эхо». Дети должны запомнить и назвать все слова со звуком [э] в тексте.
Эдик с дедушкой пошли в лес Эдик громко закричал: «Э-э-э ...». А из леса ему кто-то громко ответил: «Э-э-э...». «Кто там кричит?» — спросил Эдик у дедушки. А дедушка ответил: «Да это же эхо!». Эдик тут же сочинил стихотворение:
Эхо, эхо, вот потеха.
Обезьянка это эхо.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас
Э-э-о-о-о-э!
С Благинина
Дети с помощью красного кружка показывают место звука [э] в словах: экран, каноэ, электрик, статуэтка, этаж, дуэт • «Составь предложение».
По опорным словам дети составляют предложения:
— мы, третий, этаж, жить (Мы живем на третьем этаже.);
— Лена, эскимо» купить (Лена купила эскимо.);
Ш играть, футбол, Эдик, идти (Эдик идет играть в футбол.),
3. Физкультминутка
«Две сестрицы» (см* занятие 7).
4. Знакомство с буквой э
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой з и учат стихотворение:
Над лугами в синеве
Пролетает буква э.
Это ласточка весной
Возвращается домой. В. Степанов
Дети печатают строчку буквы э.
• «Живые буквы».
Дети составляют и записывают в тетрадь слоги: эп, пэ, эт, тэ, эк, кэ и проводят анализ слога эк: определить где гласный, а где согласный звуки.
Игра «Кто что делает?»
Логопед выставляет картинки с изображением домашних животных, а дети подбирают слова-действия:
— Лошадь (что делает?) — бежит, скачет, ржет, везет...
— Собака (что делает?) — сторожит, лает, грызет, бегает...
Занятие 20. Домашние животные
Цели: проверить и закрепить знания о домашних животных; научить пересказывать сказки-драматизации с опорой на картинки; развивать мелкую моторику рук.
Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много».
Логопед называет животное в единственном числе, ребенок — во множественном с добавлением слова «много»: котенок — много котят, теленок — много телят...
Домашние животные»
Логопед спрашивает:
— Каких животных мы называем домашними?
— Какие «домики» строит для них хозяин? (Для собаки — копира, для лошади — конюшня и т.д.)
— Какую пользу животные приносят человеку?
Отгадай загадки»
Логопед приводит загадки о домашних животных:
Заворчал живой замок —
Лет у двери поперек. (Собака.)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка.)
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копыта,
Ест и пьет он из корыта. (Поросенок.)
Сама — пестрая, ест — зеленое,
Дает — белое. (Корова.)
Игра «Кто мама?»
На картинках изображены детеныши домашних животных. Дети называют их и ищут «маму» (у поросят — свинья, у козлят — коза и т.д.)