Физкультминутка «Медведь, заяц, цапля»

Логопед медленно стучит в бубен — дети идут по кругу, имитируя походку медведя. Стучит в бубен быстро — прыгают, как зайцы. Наступает тишина — изображают цаплю.

Составь рассказ»

Дети составляют описательный рассказ о перелетных птицах по плану (строение, внешний вид, особенности, польза).

Игра «Птица летят»

У каждого ребенка лист, разделенный на квадраты, и черный кружок. Дети действуют по инструкции: полетела птица вправо, полетела птица вниз и т.д.

Занятие 17. Звук (к), буква к

Цели: закрепить произношение звука [к] в речи, научить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); научить образовывать существительные с помощью суффиксов -опок-, -ёнок-, -ата-, -ята-

Организационный момент

• Игра с мячом «Кто как голос подает?*.

Логопед бросает мяч и называет животное, ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос, как оно подает голос (кошка — мяукает, собака — лает, корова — мычит...).

Знакомство со звуком

Логопед объясняет:

— Звук [к] — согласный, глухой. При произношении звука [к] язычок нужно сделать «горкой».

• «Узнай звук».

Дети поднимают вверх синий кружок, услышав среди согласных звуков звук [к]: м-к-с-п-к-м-к...

• «Добавь слог».

Логопед начинает слово, а ребенок заканчивает слогами ка (бел..., кит..., лис..., кит..., лож...) ко (моло..., колеч..., яич..., доле..., высо...)

• «Назови словечко».

Дети должны назвать слово со звуком [к], относящееся к:

— домашним животным (ком, корова, кот, кролик, конь);

— овощам (картошка, капуста, кабачки);

— одежде (куртка, костюм, кофта, колготки);

— мебели (кровать, кресло, комод).

• «Веселый поезд».

Дети должны определить место звука [к] в словах и расставить соответственно картинки (кот, мак, лук, булка, карандаш, мышка, жук, конфета) в вагончики.

• «Слушай внимательно».

Дети хлопают в ладоши, услышав в стихотворении звук [к]:

Два цыпленка, два мышонка

Учат бегать лягушонка.

Расшумелась мелкота —

Видно близко нет кота.

Г.Ладонщиков

3. Физкультминутка

«Котенок» (см. занятие 6).

Знакомство с буквой к

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой к, учат стихотворение:

Ай да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун —

Буква К

Е.Тарлапан

Дети обводят трафарет, раскрашивают букву к синим цветом и печатают строчку буквы к.

Далее дети в кассе составляют слоги ак, ок, ку, ки и записывают их; выполняют в тетради анализ слогов.

Б. Игра «Кто чей?»

Дети рассматривают картинки с изображением домашних животных и их детенышей, затем называют:

— Кошка с котелком, У кошки котята.

— Корова с теленком. У коровы телята.

Занятие 18. Звуки [к], [кь]; буква к

Цели: закрепить навыки произношения и различения звуков [к], [к']; проанализировать слова кот, кит; научить составлять короткие слова, согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах.

Организационный момент

• Игра с мячом «Кто мама?».

Логопед бросает мяч и называет животного, ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос, кто мама (у котенка — кошка, у ягненка — овца, у козленка — коза...).

Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику звуков {к], [кь]: [к] — согласный, глухой, твердый; [кь] — согласный, глухой, мягкий.

• «Подушка — камень».

Логопед называет слова, а дети показывают символ «подушка», если услышали звук [кь] и «камень», если услышали звук [к]: кино, конфета, картина, брюки, букет, капитан, щука, ракета.

• «Синий — зеленый».

На доске изображения синего и зеленого домиков, дети расставляют к ним картинки: к синему домику — со звуком (к]» к зеленому — со звуком [к’].

— карандаш, карамель, кот, кастрюля;

— кепка, кирпичи, кит, кенгуру.

• «Добавь словечко».

Дети должны закончить предложение подходящим по смыслу словом со звуком [к] или [к']:

— Папа купил газеты в ... киоске.

— На солнце греется пушистая ... кошка*

— Марина испекла сладкий ... кекс.

— У Лены длинные ... косы.

— Бабушка варит клубничный ... кисель.

— Дети качаются на ... качелях.

Логопед проводит звуковой анализ слов кош, кит.

3. Физкультминутка

«Кузнец»

— Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова.

Раз, раз и готово!

С.Маршак

4Повторение буквы к

Дети повторяют написание буквы к и вспоминают стихотворение.

Логопед выставляет на доску слоги. Дети читают их и добавляют букву, чтобы получилось новое слово. Записывают слово в тетрадях кап; кот; кит.

5. «Закончи предложение»

Логопед предлагает детям закончить предложение по смыслу, добавив слово кот:

—- На крылечке спит (кто?) кот.

— Мы налили молока (для кого?) для кота. Щ Рыбку тоже дадим (кому?) коту.

— Мы смотрим (на кого?) на кота,

— Мы любуемся (кем?) котом.

— Говорили мы (о ком?) о коте.

Занятие 19. Звук |э|, буква э

Цели: закрепить правильное произношение звука [а]; научить определять позиции звука [э] в словах; познакомить с буквой э; познакомить с темой «Дикие животные»•

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Скажи ласково».

Дети перебрасывают друг другу мяч со словами, обозначающими названия животных в уменьшительно-ласкательной форме: коза — козочка, лошадь — лошадка—

2. Знакомство со звуком

Логопед объясняет:

— Звук [э] — гласный. При произношении звука [э] губы «смеются».

Логопед выставляет на доску картинки: экскаватор, эскимо, Эдик, экран, этажерка. Дети должны выделить первый звук [а] в слове.

По беззвучной артикуляции дети должны узнать среди гласных звуков звук [э]: о-э-у-и-э-а-э-у-э...

• «Чтение рассказа».

Логопед читает рассказ «Эхо». Дети должны запомнить и назвать все слова со звуком [э] в тексте.

Эдик с дедушкой пошли в лес Эдик громко закричал: «Э-э-э ...». А из леса ему кто-то громко ответил: «Э-э-э...». «Кто там кричит?» — спросил Эдик у дедушки. А дедушка ответил: «Да это же эхо!». Эдик тут же сочинил стихотворение:

Эхо, эхо, вот потеха.

Обезьянка это эхо.

Это эхо каждый раз

Передразнивает нас

Э-э-о-о-о-э!

С Благинина

Физкультминутка «Медведь, заяц, цапля» - student2.ru

Дети с помощью красного кружка показывают место звука [э] в словах: экран, каноэ, электрик, статуэтка, этаж, дуэт • «Составь предложение».

По опорным словам дети составляют предложения:

— мы, третий, этаж, жить (Мы живем на третьем этаже.);

— Лена, эскимо» купить (Лена купила эскимо.);

Ш играть, футбол, Эдик, идти (Эдик идет играть в футбол.),

3. Физкультминутка

«Две сестрицы» (см* занятие 7).

4. Знакомство с буквой э

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой з и учат стихотворение:

Над лугами в синеве

Пролетает буква э.

Это ласточка весной

Возвращается домой. В. Степанов

Дети печатают строчку буквы э.

• «Живые буквы».

Дети составляют и записывают в тетрадь слоги: эп, пэ, эт, тэ, эк, кэ и проводят анализ слога эк: определить где гласный, а где согласный звуки.

Игра «Кто что делает?»

Логопед выставляет картинки с изображением домашних животных, а дети подбирают слова-действия:

— Лошадь (что делает?) — бежит, скачет, ржет, везет...

— Собака (что делает?) — сторожит, лает, грызет, бегает...

Занятие 20. Домашние животные

Цели: проверить и закрепить знания о домашних животных; научить пересказывать сказки-драматизации с опорой на картинки; развивать мелкую моторику рук.

Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много».

Логопед называет животное в единственном числе, ребенок — во множественном с добавлением слова «много»: котенок — много котят, теленок — много телят...

Домашние животные»

Логопед спрашивает:

— Каких животных мы называем домашними?

— Какие «домики» строит для них хозяин? (Для собаки — копира, для лошади — конюшня и т.д.)

— Какую пользу животные приносят человеку?

Отгадай загадки»

Логопед приводит загадки о домашних животных:

Заворчал живой замок —

Лет у двери поперек. (Собака.)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка.)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копыта,

Ест и пьет он из корыта. (Поросенок.)

Сама — пестрая, ест — зеленое,

Дает — белое. (Корова.)

Игра «Кто мама?»

На картинках изображены детеныши домашних животных. Дети называют их и ищут «маму» (у поросят — свинья, у козлят — коза и т.д.)

Наши рекомендации