Работа в тетради. Дети дорисовывают узор.
Занятие 41. Звуки [г], [г']
Цели: научить дифференцировать звуки [г], [г']; закрепить навык звукового анализа и синтеза; изменять окончания женского и мужского рода в согласовании с глаголом настоящего и прошедшего времени; развивать конструктивные способности.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много» (утюг — утюги, сапог — сапоги, нога — ...).
Артикуляционная гимнастика
Знакомство со звуками
Логопед проводит сравнительную характеристику: — Звук [г] — согласный, звонкий, твердый; звук [г'] — согласный, звонкий, мягкий.
• «Подушка — камень».
Дети показывают «подушку», услышав [г'], и «камень», услышав [г] в слогах: га-ги-ге-гу-го... и словах: горы, гуси, игра, Гена, Галя, гости, гитара...
• «Синий — зеленый».
Логопед выставляет на доску два грузовика (синий и зеленый) и предлагает детям разложить к ним картинки, к синему грузовику — со звуком [г], к зеленому — со звуком [г']: грибы, ягоды, сапоги, гитара, газета, бегемот, горох.
• «Составь слово».
Дети должны последовательно объединить звуки в слова: [г], [у], [с], [ь] - - гусь, [р], [о], [г], [а] - рога, [г], [о], [л] — гол, [г], [о], [р], [а] - - гора, [г], [р], [а], [ч] - - грач...
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения по опорным словам:
— Галя, в, грибы, собирать, лесу (Галя в лесу собирает грибы.)',
— на, Гриша, играть, гитаре (Гриша играет на гитаре.);
— печь, вкусные, бабушка, пироги (Бабушка печет вкусные пироги.);
- читать, вечером, газету, пала (Вечером папа читает газету.);
- мама, варить, из, варенье, ягод (Мама варит из ягод варенье.).
Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 23).
Профессия»
• Дидактическая игра «Назови мамину профессию».
Логопед объясняет название профессии в женском роде: учитель - - учительница, продавец - - продавщица, певец -певица, художник - художница, актер • актриса, портной — портниха и т.д.
Дети учатся образовывать глагол в прошедшем времени:
— учитель ... (что делает?) учит, учительница ... (что делала?) учила;
— продавец продает — продавщица продавала;
— певец поет — певица пела;
— художник рисует — художница рисовала;
— актер играет — актриса играла;
— портной шьет — портниха шила. 6. Работа в тетради
Дети выкладывают по образцу предметы из счетных палочек.
Занятие 42. Профессии
Цели: проверить и обобщить знания о профессиях; научить составлять предложения по демонстрируемому действию, образовывать существительные от глаголов; читать стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»; развивать графические умения и навыки.
Организационный момент
Дети передают по кругу мяч и называют профессии, которые они знают.
Беседа о профессиях
• Дидактическая игра «Кто что делает?». Учит — учитель, продает — продавец, поет — певица и т.д. Логопед читает стихотворение С. Михалкова «А что у вас?» Проводится беседа по содержанию. Дети отвечают на вопросы: Какие профессии упоминались в стихотворении? Что
делают люди этих профессий? Носят ли они форму? Какие инструменты нужны им для работы?
• «Исправь ошибку Незнайки».
Логопед говорит: - Дети, к нам пришел Незнайка и принес картинки. Посмотрите, это - молоток, ручка, градусник, ножницы, весы, расческа, краски. Незнайка говорит, что градусник нужен для работы учителю. По-моему, он ошибается. Давайте поможем Незнайке разобраться, кому что нужно для работы.
Физкультминутка
«Песенка точильщиков» (см. занятие 19).
Дидактическая игра «Догадайся, кто это?»
Логопед предлагает детям догадаться, человека какой профессии он изображает, когда: пишет в тетради, расчесывает куклу, взвешивает на весах, из кирпичиков строит дом и т.д.
Дети должны рассказать полным предложением о характерных признаках той или иной профессии: учительница пишет в тетради; строитель строит дом из кирпичей. И т.д.
Работа в тетради
С помощью штриховых линий дети дорисовывают зубцы у расчески.
Занятие 43. Звуки [к], [г]
Цели: научить различать звуки [к], [г], проводить звуковой анализ слов (на примере слова кони); учить правильному употреблению в речи слов, обозначающих оттеночные цвета; развивать сенсомоторные функции.
Организационный момент
• Игра с мячом «Назови, какого он цвета» (огурец, помидор, одуванчик...).
Артикуляционная гимнастика
Дифференциация звуков
Логопед дает сравнительную характеристику: - Звук [к] согласный, глухой; звук [г] - согласный, звонкий.
«Колокольчик - - барабан».
Дети показывают «барабан», услышав звук [к], или «колокольчик», услышав звук [г] в слогах: кагу-ко-ку-га... и в словах: кот, окно, губы, город, мак...
• Дети повторяют слогоряд:
ка-га-га
га-ка-га
гуку-ко
аг-укуг
• «Закончи слово».
Дети добавляют слог ка или га и называют слово: игрушка, кни-га, нога, игол-ка, погремушка, рога, гармошка, горка...
• «Разложи картинки».
Дети кладут около «колокольчика» картинки, в названии которых есть звук [г]: гриб, гуси, груша, горох...
И около «барабана» - - картинки, в названии которых есть звук [к]:
кот, капуста, карандаш, куница...
• Звуковой анализ слова кони.
У детей карточки с картинкой и незаполненной схемой слова. Дети последовательно называют звуки, дают им характеристику и заполняют цветными кружками пустые окошки.
• «Слушай внимательно».
Логопед читает стихотворение, а дети показывают «колокольчик», если услышали звук [г], и «барабан», если услышали звук [к]:
Гусь хозяин был хороший.
Чтобы вырастить горошек,
Купил грабли и лопатку
И окапывает грядку.
Ю. Раевский
Физкультминутка
«Как живешь?» (см. занятие 25).
5. «Цвета и краски»
Чтение стихотворения Л. Венгер:
Краски сегодня ужасно устали;
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная, вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета!
Логопед просит детей составить радугу из цветных карандашей (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
6. Работа в тетради
Дети раскрашивают лепестки цветка в цвета радуги.
Занятие 44. Звук [х]
Цели: научить выделять согласный звук [х] среди других звуков в слогах, словах, определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце); научить детей образовывать сравнительную степень прилагательных; развивать зрительный? гнозис и глазомер.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Что бывает такого цвета?» (красный -помидор, белый — снег, зеленый — лист...).
Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [х] (такой звук произносим, когда греем руки) — согласный, глухой. При произношении звука [х] язык делает «горку», произносим звук коротко.
• «Хлопни в ладоши».
Услышав звук [х], дети хлопают в ладоши: м-б-х-т-н-х»
Проводится фонетическая зарядка. Дети произносят слоги:
ах (удивились), ох (устали), ха-хи (смеемся), ух (рубим дрова). Далее на доске выставляются картинки. Логопед предлагает выбрать те, в названии которых есть звук [х], и спрашивает: - В названии каких предметов, стоящих на кухне, есть звук [х]? (Хлеб, сахарница, холодильник.)
— Что можно найти в лесу? (Мухомор, орех.)
— Что растет на огороде? (Подсолнух, горох.)
— Что можно найти в шкафу? (Халат.)
• «Веселый поезд».
Дети должны определить место звука [х] в слове и соответственно расставить цветные карточки в вагоны.
• «Доскажи предложение».
Дети должны добавить слово со звуком [х].
— Я в чай положу ... сахар.
— Мама к обеду режет ... хлеб.
— Утром громко поет ... петух.
— Эту картину нарисовал ... художник.