Дидактическая игра «Что мне нужно?»
— Я буду жарить картошку, мне нужна ... сковорода.
— Я хочу сварить суп, мне нужна ... кастрюля.
— Я буду пить чай, мне нужен ... чайник.
5. Физкультминутка
«Засолка капусты» (см. занятие 3).
6. Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»
Логопед читает сказку, а затем проводит беседу по содержанию; объясняет детям, как нужно обращаться с посудой; читает вновь наиболее понравившиеся детям эпизоды.
7. Работа в тетради
Дети должны дорисовать картинки-половинки и раскрасить посуду.
Занятие 37. Звук [к]
Цели: научить выделять звук [к] из потока согласных и в словах; закрепить навык проведения звукового анализа слов на примере слова кот; проверить знания об использовании в речи местоимений мой, моя, мое; развивать зрительный гно-зис и глазомер.
Организационный момент
• Игра с мячом «Горячо — холодно».
Если «холодно», дети ловят мяч, если «горячо» - - отбрасывают.
Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [к] (так кашляем) — согласный, глухой. При произношении звука [к] язык становится горкой, звук произносим коротко.
• «Слушай внимательно».
Дети показывают синий кружок, услышав звук [к] в ряду звуков: д-м-к-н-п-к-т...
• «Чистоговорки». Дети повторяют:
ка-ка — кошка хочет молока ко-ко — мы поедем далеко ак-ак — у нас цветет мак ок-ок — во дворе песок
• «Звуковая решетка».
Дети должны показать место звука [к] в слове (в начале, в середине, в конце) с помощью синего кружка: кот, карандаш, мышка, цветок, молоток, жук, булка, лук, картошка...
• «Хлопни в ладоши».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [к] в стихотворении:
Кочаны несет козел
А коза — большой котел.
Значит, завтрак будет вкусный
Для козляток из капусты.
Ю. Раевский
• Звуковой анализ слова кот.
У каждого ребенка карточка, на которой изображены кот и схема (три пустых окошка), которую дети должны заполнить с помощью цветных кружков.
Физкультминутка «Кукушка» (см. занятие 8).
5. Беседа с детьми на тему «Человек»
Логопед рассказывает детям о строении тела человека.
• Дидактическая игра «Что для чего?». Логопед спрашивает:
— Для чего человеку руки? (Чтобы брать, мыть, резать и т.д.)
— Для чего человеку ноги, глаза, уши и т.д.?
• Дидактическая игра «Мой, моя, мое».
Ребенок называет части тела и рассказывает о себе. (Это-, моя голова. Это мой нос. Это мое лицо.)
Работа в тетради
Дети рисуют дорожку, которая приведет их из леса домой.
Занятие 38. Звуки [к], [к']
Цели: научить различать звуки [к], [к']; проводить звуковой анализ слова (на примере слова кит); образовывать прилагательные путем словосложения (голубоглазый, длинноволосый); закрепить пространственное восприятие.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови последний звук» (ко-т, цвето-к, лимо-м...).
2. Артикуляционная гимнастика
3 Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику: — Звук [к] — согласный, глухой, твердый; звук [к*] — согласный, глухой, мягкий.
• «Подушка — камень».
Дети показывают «подушку», услышав звук [к'], и «камень», если звук [к]: ка-ки-ку-ке-ко...
• «Закончи слово».
Дети добавляют слоги ка, ки в словах: ручка - - ручки, белка — белки, норка -- норки, чашка — чашки, рука — руки...
• Дидактическая игра «Поссорились».
Катя и Кирилл делят игрушки. У Кати игрушки со звуком [к] в названиях, у Кирилла со звуком [к']: Кот, ракета, карандаш, матрешка, кенгуру, белка, мишка, санки, флажок...
• Звуковой анализ слова кит.
У детей карточки с изображением кита и незаполненная схема слова (три окошка). Дети называют поочередно звуки и цветными кружками выкладывают схему слова.
• Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Кто колечко найдет?».
Логопед читает, а дети называют слова со звуками [к], [к'].
Физкультминутка
«Нос, пол, потолок» (см. занятие 12).
Образование прилагательных
Дети рассматривают иллюстрации с изображением мальчиков и девочек, обращая внимание на особенности их внешности: у Кати длинные волосы (она длинноволосая); у Димы голубые глаза (он голубоглазый); у Коли карие глаза (он темноглазый); у Васи длинные ноги (он длинноногий)...
Кто где в пространстве»
У каждого ребенка набор картинок. Логопед просит выполнить следующие действия:
— Найдите картинку, на которой изображен слон. Справа положите василек, слева — кубик. Между кубиком и слоном — бабочку и т.д.
Занятие 39. Человек. Семья
Цели: проверить и закрепить знания о семье, родственных отношениях; учить образованию притяжательных прилагательных; попрактиковаться в заучивании текста наизусть; развивать сенсомоторные навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Какой? Какая?».
Дети перебрасывают мяч, называют слово и задают вопрос: «какой?» или «какая?»
Бабушка — старенькая, добрая, ласковая...
2. «Человек и его возраст»
Человек беседует с детьми об этапах развития человека (малыш — мальчик — юноша (подросток) — мужчина —
дедушка; малышка девочка ■ девушка • женщина —• бабушка). Дети рассматривают иллюстрации и называют людей разной возрастной категории,
3. «Семья»
Логопед учит детей правильно называть родственные связи (отец — дочь, дедушка — внучка и т.д.).
4. «Заучи наизусть» Логопед читает детям потешку:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Внуки на тележке
Щелкают орешки.
Логопед проводит беседу по содержанию текста, уточняет, о каких родственниках идет речь (дедушка, бабушка, внуки); повторно читает потешку и просит детей пересказать ее наизусть.
5. Физкультминутка
«Этот пальчик...» (см. занятие 4).
6. Притяжательные прилагательные
Логопед учит детей образовывать притяжательные прилагательные:
У Тани матрешка. Чья матрешка? (Это Танина матрешка.)
Дети составляют предложения с названиями других игрушек.
Работа в тетради
Дети раскрашивают домик, используя цвета, соответствующие цифрам:
1 - красный, 2 — зеленый, 3 — желтый, 4 — оранжевый, 5 — черный.
Занятие 40. Звук [г]
Цели: уметь определять наличие или отсутствие в слове звука [г]; находить место звука в слове (в начале, в середине); учить правильному употреблению в речи названий профессий; развивать мелкую моторику рук.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Какой суп готовит повар?» (суп с горохом — гороховый суп, с грибами — грибной суп...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
- Звук [г] (так гогочет гусь) — согласный, звонкий. При произношении звука [г] язык становится «горкой», произносим коротко.
• «Хлопни в ладоши».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [г] в ряду звуков:
м-н-г-д-б-г... и слогов: ма-гу-но-да-га...
• « Чистоговорки ». Дети повторяют:
га-га - - зимой белые снега гу-гу — я катаюсь на снегу га-га — хочу пирога гу-гу - - домой побегу
• «Третий - - лишний».
Логопед предлагает убрать картинку, если в слове нет звука [г]:
газета, голубь, шуба груша, диван, горох грибы, дом, радуга апельсин, гусь, пуговица
• «Звуковая птичка».
Дети определяют место звука [г] в слове (в начале, в середине) и показывают соответствующую часть птички.
• «Слушай внимательно».
Логопед читает стихотворение, а дети показывают на «гуся», услышав звук [г] в слове:
Гусь гнездо свое чинил, И считалку сочинил. И гогочет, и гогочет, Заучить считалку хочет.
• «Составь предложение».
По картинкам дети составляют предложения: На ветках спеют груши. Дети лепят снеговика. У Гриши в корзине много грибов.
4. Физкультминутка
«Самолет»
Пролетает самолет, Показывают пальчиком над головой
Мы собрались с ним в полет.
Правое крыло,левое крыло, Отводят в сторону правую руку, левую руку.
Я мотор завожу и внимательно гляжу. Вращают руками перед собой.
Поднимаюсь вверх, лечу,
Возвращаться не хочу! Поднимаются на носочках.
Профессии»
Дети рассматривают иллюстрации с изображением людей разных профессий, запоминают их названия.
• Дидактическая игра «Кто что делает?».
Учитель учит детей; повар готовит обед; врач лечит пациентов и т.д.