Знакомство с гласными звуками
Логопед объясняет, что гласные звуки произносятся голосом, без преграды, их можно долго петь. Предлагает обозначить их красным кружком.
• «Узнай звук».
Логопед по беззвучной артикуляции просит определить звуки: ау-и-э-о-а-о-у...
Логопед просит показать, как дует ветер (у-у), какой звук произносит лошадка (и-и), как плачет малыш (а-а), как стонет тот, у кого заболели зубы (о-о).
• «Продолжи слово».
Логопед называет первую букву и просит сказать слово: а...рбуз, у...тка, о...сень, и...грушки, э...таж, о...блако, у...тюг, э...кскаватор и т.д.
• «Отгадай звук».
По картинкам дети должны сказать, какой гласный звук они слышат в середине слова: доле, мак, лук, сок, кит...
Знакомство с согласными звуками
Логопед объясняет, что согласные звуки произносятся с преградой, коротко, их нельзя петь. Согласные бывают твердыми и мягкими.
• «Наоборот» — по рядам дети называют твердые и мягкие звуки и слоги:
[м], [м'], [п], [п'], [н], [н'], [б], [б'], [в], [в'], [д], [д'], ма-мя, пу-пю, ны-ни, бо-бе, ва-ви, ды-ди...
• «Где звук живет?».
Дети из «чудесного мешочка» достают игрушки, произносят название, определяют первый звук в слове, дают ему характеристику и ставят игрушку к синему домику, если звук мягкий или к зеленому домику (твердый):
пирамидка, мяч, Незнайка...
волк, баран, матрешка, паровоз...
• «Звуковые бусы».
У каждого ребенка карточка с нарисованными в черно-белом варианте бусами и кружочки красного, синего и зеленого цвета. Логопед называет слово, дети определяют звук и расцвечивают бусы цветными кружками: красным, если звук гласный, синим, если согласный твердый, зеленым, если согласный мягкий.
5. Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 23).
Работа в тетради
В тетради у каждого ребенка — контурное изображение платья. Логопед начинает предложение, дети заканчивают его глаголом, образованным при помощи приставки, и одновременно рисует в тетради:
— К празднику платье нужно сшить. К нему нужно пуговицы пришить. (Рисуют пуговицы.) Воротник кружевом обшить. (Обводят воротник.) Карман нужно пришить. (Рисуют карман.) На кармане цветок вышить. (Рисуют цветок.) Внизу платье подшить. (Обводят платье внизу.)
Занятие 27. Одежда
Цели: проверить и обобщить знания об одежде; закрепить навыки согласования прилагательных с существительным по числам и родам; научить составлять описательный рассказ по схеме; заучивать стихотворение наизусть, развивать сен-сомоторные навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови ласково» (платье — платьице, рубашка — рубашечка...).
Отгадай загадку»
Есть у белки, есть у мишки,
У лисички, у зайчишки.
И в холодный день зимы
В ней гулять выходим мы. (Шуба.)
В. Степанов
Одежда»
• «Хлопни в ладоши».
Дети хлопают в ладоши, услышав слово, обозначающее одежду: машина, шорты, книга, ежик, платье, брюки...
• «Моя одежда».
Дети рассматривают иллюстрации с изображением предметов одежды, называют их и рассказывают, как мама или бабушка ухаживает за одеждой (стирает, гладит, чистит, штопает...).
• «О чем я говорю?».
Дети подбирают существительные к прилагательному женского и мужского рода: теплая ... шапка теплый ... шарф теплые ... носки
летний ... сарафан летняя ... юбка летние ... шорты • «Составь рассказ». Дети составляют описательный рассказ. В рассказе должны содержаться ответы на вопросы:
— Одежда для мальчика или девочки?
— Носим зимой или летом? Какого цвета?
— Из каких деталей состоит?
— Из чего сделана? (из меха, шерсти, ситца..,)
4. Физкультминутка «Котенок» (см. занятие11).
5. Заучивание стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик?»
Логопед читает стихотворение:
Маша варежку надела, —
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла, —
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?
Затем логопед беседует с детьми по содержанию и повторно читает стихотворение.
Дети наизусть рассказывают стихотворение.
6. Работа в тетради
Дети рисуют одежду по трафаретам и раскрашивают.
Занятие 28. Звук [т]
Цели: уметь выделить звук [т] в потоке звуков; определить позицию звука [т] в слове (в начале, в середине, в конце); научить проводить звуковой анализ слова на примере слова том; научить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать зрительный гнозис и глазомер.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови предмет» (одежда ■ ■ шуба, овощ — помидор, домашнее животное — кот...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [т] (так стучит молоток) — согласный, глухой. При произношении звука [т] язык стучит за верхними зубами, произносим звук коротко.
• «Слушай внимательно». Логопед говорит:
— Покажи, как стучит молоток, если услышишь звук [т]: б-в-т-м-з-т...
• Дети повторяют слогоряд:
та-ту-ты атту-ты ту-ит-то
у т-то-ту от-та-та ту-то-та
• «Да — нет».
Логопед выставляет картинки, называет их, а дети говорят «да», если услышали звук [т] и «нет», если этого звука в слове нет: тарелка, овощи, сова, туча, луна,ракета, топор, тапочки, самолет, кот...
• «Звуковая птичка».
Дети называют картинку и отмечают цветным кружком место звука вслове (вначале, всередине, вконце).
• Звуковой анализ слова том.
Дети выкладывают схему слова цветными кружочками.
• «Доскажи предложение».
Дети должны закончить предложение словом на букву т:
— Мою подружку зовут ... Таня.
— На небе появилась темная ... туча.
— К празднику мама печет ... торт.
— На огороде выросла большая ... тыква.
4. Физкультминутка
«Тик-так» Тик-так, тик-так — вот так часики стучат,
Тики-ток, тики-ток — так стучит молоток,
Тики-тук, тики-тук — так стучит каблук.
5. «Скоро Новый год»
Дети рассматривают иллюстрации с изображением новогодних праздников. Логопед обращает внимание детей на елочные украшения и карнавальные костюмы.
• Дидактическая игра «Новый год у гномов».
Дети должны поставить существительные в уменьшительно-ласкательную форму:
У гномов У гномиков
Елка, шары Елочка, шарики
звезда, огни звездочка, огоньки
дождь, снеговик, подарок дождичек, снеговичок, подарочек
6. Работа в тетради Дети рисуют елочки.
Занятие 29 Звуки [т], [т']
Цели: научить различать звуки [т], [т*]; развивать навык употребления в речи глаголов в единственном и множественном числе настоящего и прошедшего времени; развивать сен-сомоторные навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови одним словом» (сова, ворона — это ... птицы, ромашка, роза — это ... цветы).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуками
Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:
- Звук [т] — согласный, твердый; звук [т'] — согласный, мягкий.
• «Подушка — камень».
Дети показывают эти символы, когда услышат звуки [т], [т']: та-ти-ту-то...
• «Догадайся сам».
Дети должны закончить слово по первому слогу: те — /пень, телефон, тетрадь... тю — тюлень, тюль, тюбик... ти — тигр, тишина, Тимофей...
• «Один — много».
Дети должны изменить слова по образцу: аист — аисты, самолет — букет — кит — кот — вертолет — салат — рулет — билет — пакет — ...
• «Подарки».
Логопед предлагает детям разложить «новогодние подарки» в синюю и зеленую коробки в зависимости от того, есть ли в словах звук [т] или звук [т']:
[т] — танк, кот, матрешка, самолет, петушок;
[т*] — тигренок, телефон, зонтик, утенок.
• « Слушай внимательно ».
Дети показывают синий или зеленый карандаш, услышав звуки [т] или [т'] в стихотворении:
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
М. Познанская
4. Физкультминутка
«Блочки большие и маленькие» (см. занятие 24).
5. «Составь предложение»
Дети рассматривают сюжетные картинки о зиме и составляют предложения по вопросам:
— Что делает девочка? (Девочка украшает елку.)
— Что делали девочки? (Девочки украшали елку.) Девочка лепит снеговика. — Девочки лепили снеговика. Девочка катается на санках. —Девочки катались на санках.
6. Работа в тетради
Дети украшают новогоднюю елочку шарами.
— 1 красный
— 2 синий
— 3 оранжевый.
Занятие 30. Новый год
Цели: проверить и обобщить знания о предстоящем празднике; заучить стихотворение наизусть; закрепить навык распространения предложения путем введения однородных членов; развивать графические умения и навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много» (шар — шары, хлопушка — хлопушки, подарок — ...).
2. «Отгадай загадку»
Растут на ней иголки
Тонкие и колкие.
Шишки смолистые,
Липкие, душистые.
Она под Новый год
В гости к нам придет!
Стройная, пушистая,
С огнями золотистыми. (Елка.)
3. «Скоро праздник»
Логопед проводит с детьми беседу о подготовке к празднику. Просит ребят ответить на следующие вопросы:
— Чем мы украсим елку?
— Как будем веселиться в Новый год?
— Кто придет к нам на новогодний праздник? • «Кто больше?».
Дети должны составить предложение и добавить затем однородные члены:
— Мы украсили елку.
— Мы украсили зеленую елку.
— Мы украсили зеленую, пушистую елку.
— Мы украсили зеленую, пушистую, новогоднюю елку.
4. Физкультминутка
«Золотые ворота»
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз — прощается,
Второй — не запрещается,
А на третий раз — не пропустим вас.
5. Заучивание стихотворения наизусть
Почему снежок идет?
Почему на речке лед?
Это к нам зима пришла —
Много снега намела.
Почему у нас в гостях
Елка в ярких огоньках?
Потому что к нам идет
Зимний праздник —
Новый год!
Н. Вересокина
6. Работа в тетради
Дети рисуют в мешке Деда Мороза то, что каждый из них хочет получить в подарок на Новый год.
Занятие 31. Звуки [д], [т]
Цели: научить дифференцировать звуки [д], [т]; научить образованию сравнительной степени прилагательных; развивать сенсомоторные навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови последний звук» (телефо-н, са-моле-т, лимо-н, ...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Дифференциация звуков
Логопед дает сравнительную характеристику: звук [д] (так стучит дятел) — согласный, звонкий; звук [т] (так стучит молоток) — согласный, глухой.
• «Колокольчик — барабан».
Дети показывают колокольчик, если услышат звук [д] и барабан, если услышат [т]: д-т-т-д-т...; да-ту-итдо-ты-та... Дети повторяют слогоряд: ти-та-ду; ди-да-то; ту-ту-да.
• « Звук убежал ».
Дети должны добавить к слову звук [т] или звук [д] и назвать, что получилось: ..уча, ..ача, ..ыква, ..опор, ..ым.
• «Дятел — молоток».
На доске картинки с изображением дятла и молотка. Дети раскладывают картинки со звуками [д], [т]:
помидор, ведро, одуванчик, дуб, домик ( «дятел» )
тыква, тарелка, астра, тополь, матрешка ( «молоток» )
• Дидактическая игра «Найди пару».
Логопед предлагает детям найти пару сходных картинок и составить предложение:
— На огороде растут помидоры и тыква.
4. Физкультминутка
«Дружба» (пальчиковая гимнастика)
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем мы считать. Соединяют пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы закончили считать. Хлопают в ладоши.
5. «Мебель»
Дети рассматривают иллюстрации с изображением мебели, называют предметы, говорят об их назначении (стол — за ним едят, стул — на нем сидят, кровать — на ней спят и т.д.).
Логопед объясняет, как образуется сравнительная степень прилагательных.
Дети должны изменить слова по образцу (стул мягкий, а кресло еще ... мягче. Диван широкий, а кровать еще ... шире. Тумбочка высокая, а шкаф еще ... выше).
6. Работа в тетради
Дети рисуют мебель из геометрических фигур.
Занятие 32. Звук [ф]
Цели: научить выделять в речи звук [ф]; закрепить умение определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце); научить делить слова на слоги, различать короткие и длинные слова; научить подбирать слова-признаки по вопросам: какой? какая?; закрепить навык ориентировки на плоскости листа.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много» (стул — много стульев, стол — много столов...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [ф] (так сердится ежик) — согласный, глухой. При произношении звука [ф] нижняя губа соединяется с верхними зубами, произносим звук коротко.
• «Слушай внимательно».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [ф]; д-м-ф-нчр-п-т-ф...
• «Кто больше?».
Дети подбирают слова по первому слогу: фу — футбол, футболка, фуражка...
фо — фокус, форма, фото...
фа — фара, фантик, фартук, фабрика...
• « Третий лишний ».
Дети должны убрать картинку, в названии которой нет звука [ф]:
жираф, шкаф, дятел собака, флажок, кофта фрукты, машина, шарф фонарь, туфли, яблоко
• « Веселый поезд ».
Дети раскладывают картинки со звуком [ф] по «вагонам» в зависимости от позиции звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Логопед объясняет процесс деления слов на слоги.
Показывает на примере имен детей, как разделить слова на слоги. Дети хлопают в ладоши и считают хлопки: Сережа, Ди-ма и т.д.
• Дидактическая игра «В какой дом отвезем мебель».
У детей картинки с изображением мебели. Называя слово, нужно хлопнуть в ладоши и посчитать, сколько в слове слогов, а затем поставить предмет (шкаф, диван, табурет...) около домика с одним, двумя или тремя окошками (в зависимости от количества слогов).
Шкаф, стул, стол а
Диван, кровать, комод, кресло о а
Тумбочка, табурет а о
4. Физкультминутка «Замок» (см. занятие 10).
5. Дидактические игры
• «Какой, какая».
Дети подбирают слова — признаки мебели.
— Диван ... (какой?)большой, мягкий, удобный, широкий.
— Стол ... (какой?) круглый, деревянный, высокий, большой.
— Кровать ... (какая?) широкая, мягкая, удобная, деревянная.
• «Новоселье». Логопед говорит:
— Дети, поможем кукле Маше расставить мебель.
Дети расставляют игрушки по инструкции логопеда: В середине комнаты поставим стол. В левом углу — шкаф. За шкафом — диван. В правом углу — кресло. Между диваном и креслом — журнальный столик и т.д.
Занятие 33. Мебель
Цели: проверить знание о предметах мебели (для спальни, гостиной, кухни, прихожей) и умение сравнивать их с выделением различных или сходных качеств; усвоить конструкции сложного предложения; закреплять навыки использования в речи предлогов в, на, под, за; развивать зрительный гнозис.
1. Организационный момент • Игра с мячом.
Дети передают мяч по кругу и называют предметы мебели.
2. «Слушай внимательно»
Дети хлопают в ладоши, услышав название какого-нибудь предмета мебели: береза, шкаф, капуста, комод, самолет, кресло, пуговица, стол...
3. «Отгадай загадки»
Хоть у него четыре ножки,
Не побежит он по дорожке. (Стул.)
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет.
Он называется ... (буфет).
Я удобный, очень мягкий
Вам не трудно угадать —
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван.)
4. «Мебель»
Дети рассматривают картинки и называют предметы мебели в спальне, на кухне, в гостиной, прихожей.
• «Сравни».
Дети должны найти сходство и различие между: стулом и креслом, диваном и кроватью, шкафом и тумбочкой, столами письменным и обеденным. Ответ должен представлять собой полное предложение. (Стул жесткий, а кресло — мягкое. В кресле сидеть удобнее, чем на стуле.)
• «В гостях у гнома».
Дети называют предметы мебели разного размера (стул — стульчик, шкаф — шкафчик, полка — полочка ...).
5. Физкультминутка
«Золотые ворота» (см. занятие 30).
6. «Короткое слово»
Логопед знакомит детей с предлогами в, на, под, за и со схемами их обозначения (образец взят из журнала «Конфетка» № 3, 2008).
На доске плакат с изображением комнаты и плоскостное изображение котенка. Логопед перемещает котенка относительно мебели и спрашивает:
— Где котенок? (На кровати, в кресле, под столом, за шкафом.) Затем дети передвигают котенка по инструкции логопеда (прыгнул на кровать, сидит под столом и т.д.).
7. «Сложи картинку»
Дети складывают разрезную картинку с изображением мебели и говорят, что получилось.
Занятие 34. Звуки [ф], [ф']
Цели: научить различать твердые и мягкие звуки [ф], [ф*]; учить образовывать существительные с помощью суффиксов; развивать мелкую моторику рук.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Закончи слово» (ка-ша, ры-ба, ло-шадь...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуками
• Логопед проводит сравнительную характеристику:
— Звук [ф] — согласный, твердый; звук [ф*] — согласный, мягкий.
• «Слушай внимательно».
Дети показывают синий кружок, если услышали звук [ф], и зеленый, если услышали звук [ф']: фа-фи-фя-фо-фе-фи-фа...
• «Разложи картинки».
Картинки со словами, содержащими звуки [ф], [ф'], дети раскладывают к синему и зеленому домику: фрукты, кофта, шарф, фары, фартук конфеты, филин, фикус, кофейник
• «Рассмотри картинку».
Дети рассматривают сюжетную картинку «На кухне» и отвечают на вопросы:
— Что готовит мама? (Фасолевый суп.)
— Где стоит посуда? (В буфете, в шкафу.)
— Что лежит на столе? (Фрукты, конфеты.) Дети дают ответы полным предложением.
4. Физкультминутка
«Песенка точильщиков» (см. занятие 19).
5. «Что для чего?»
Логопед рассматривает с детьми посуду, называет предметы и объясняет их назначение: для сахара — сахарница, для масла — масленка, для соли — солонка, для чая — чайник, для конфет — конфетница...
6. Работа в тетради
Дети по точкам соединяют линии и говорят, что получилось.
Занятие 35. Звуки [в], [ф]
Цели: научить дифференцировать звуки [в], [ф], образовывать форму творительного падежа; развивать графические умение и навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови ласково» (чашка — чашечка, ложка — ложечка...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Дифференциация звуков
Логопед дает сравнительную характеристику звуков и объясняет:
— Звук [в] — согласный, звонкий; звук [ф] — согласный, глухой.
• «Дятел — молоток».
Дети показывают картинку с изображением дятла, услышав звук [в], и молотка, услышав [ф]: ва-фа-ву-фы-фо... фара, фокус, волосы, совок, форма...
• Дети повторяют слогоряд: ва-ва-фа
фу-фо-ва ва-ву-фы
• «Закончи слово».
Логопед произносит первый слог, дети продолжают: фа — фартук, ва — ваза, фо — фокус, фу — футбол...
• «Колокольчик — барабан».
Логопед показывает пары картинок. Дети называют слова, определяют, в каком слове есть звук [в], а в каком звук [ф] и расставляют слова к «колокольчику» и «барабану»: жираф, волк, овощи, фрукты, туфли, валенки, шарф, варежки, диван, шкаф.
• «Подбери словечко».
Дети должны подобрать по смыслу слова со звуками [в], [ф]. — Мальчики на улице играют в ... футбол.
- Мама на рынке купила ... фрукты.
— Зимой, выходя на улицу, надеваем ... варежки.
— У Даши длинные ... волосы.
— В цирке мы видели интересные ... фокусы.
4. Физкультминутка
«Две сестрицы» (см. занятие 23).
5. «Посуда»
Логопед показывает детям иллюстрации с изображением посуды и просит сказать, для чего она предназначена: чай* ник для чая, кофейник для кофе, сахарница для сахара, чашка для молока, кувшин для компота и т.д.
6. Работа в тетради
Дети раскрашивают чашку.
Занятие 36. Посуда
Цели: проверить и обобщить знания по этой теме; научить составлять описательные рассказы на тему «Посуда»; читать сказку К.И. Чуковского «Федорино горе»; развивать сенсомоторные навыки.
Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много» (чашка — много чашек, ложка — много ложек...).
Отгадай загадку»
Режет, чистит и скоблит, Осторожным быть велит. (Нож.)
Он пыхтит, как паровоз,
Пар пускает через нос. (Чайник.)
Раз ромашка, два ромашка — Вся в цветах у мамы... (чашка).
В. Степанов
Составь рассказ по вопросам
При выполнении задания логопед просит ответить на следующие вопросы: Что это? Из чего сделано? Для чего предназначено? Как пользоваться? (Это тарелка. Она сделана из фарфора. Из нее удобно есть суп. Чтобы тарелка не разбилась, с ней нужно обращаться осторожно.)