Дидактическая игра «Магазин продуктов»
Дети отбирают картинки с изображением молочных продуктов и кладут их на верхнюю полочку, с мясными — на среднюю, а с кондитерскими — на нижнюю.
Дидактическая игра «Что из чего приготовили?»
— пирог с яблоками — яблочный пирог;
— пирог с вишней — вишневый пирог;
— пирог с орехами — ореховый пирог;
— суп из рыбы — рыбный суп;
— суп из грибов — грибной суп;
— суп из овощей — овощной суп.
5. Заучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи» Логопед предлагает детям прочитать стихотворение. Затем по содержанию проводится беседа. После повторного чтения стихотворение заучивается.
Физкультминутка
«Засолка капусты» (см. занятие 3).
7. Дидактическая игра «Что для супа, что для компота?» Дети должны разложить овощи и фрукты около кувшина
и кастрюли.
Работа в тетради
Дети рисуют яблоки и морковку. Это запасы на зиму.
Занятие 22. Звуки [в], [в']
Цели: уметь различать твердые и мягкие звуки [в], [в*]; образовывать сравнительную степень прилагательных; развивать графические умения и навыки.
Организационный момент
• Игра с мячом «Когда это бывает?».
Дети перебрасывают мяч: желтые листья — осенью, падает снег — зимой, катаемся на санках — ...
Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуками Логопед дает сравнительную характеристику: — Звук [в] — согласный, твердый; звук [в'] - - согласный, мягкий.
• «Слушай внимательно».
Дети показывают синий карандаш, услышав звук [в], и зеленый, услышав звук [в']: ва-ви-ву-ве...
• «Кто больше? ».
Дети придумывают слова по первому слогу:
ва — ваза, васильки, вагон...
во — волосы, волк, водоросли...
ее — верба, веник, ветка...
ви — виноград, винегрет, вишня...
• Дидактическая игра «Что для Вани, что для Вики?». Дети раскладывают картинки (веревка, дерево, сова, ковер,
ваза и т.д.) в зависимости от наличия в слове звуков [в], [в']:
• «Загадка и отгадка».
Шубу снежную надела, Закружила, завертела. Заковала речку в лед, Встать на лыжи нас зовет. (Зима.) В. Степанов
• «Подушка — камень».
Дети показывают «камень», услышав в словах звук [в], и «подушку», услышав звук [в']. Еще раз слушают загадку.
• Логопед показывает картину «Зимняя прогулка». Дети называют слова со звуками [в] и [в'] (валенки, дерево, снеговик, воробьи, варежки, Ваня, Витя...).
4. Физкультминутка
«Ветер» Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше.
5. «Закончи предложение»
— Осенью было темно, а зимой еще ... темнее.
— Осенью было холодно, а зимой еще ... холоднее.
— Осенью было ветрено, а зимой еще ... ветренее.
— Осенью было морозно, а зимой еще ... морознее.
— Осенью одевались тепло, а зимой еще ... теплее
Работа в тетради
Дети помогают каждой снежинке упасть в сугроб, рисуя для нее дорожку до земли.
Занятие 23. Звук [д]
Цели: уметь выделять звук [д] среди других согласных; закреплять навыки согласования прилагательных с существительными; развивать ориентировку в пространстве.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи ласково» (зима зимушка, снег — снежок, лед, — ...).
Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [д] (так стучит дятел) — согласный, звонкий. При произношении звука [д] язык стучит за верхними зубами, звук произносим коротко, его нельзя петь.
• «Поймай звук».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [д] среди других согласных: д-м-н-р-д-к-з-д...
• « Чистоговорки ». Дети повторяют: да-ду-да — хорошая погода ду-да-ду — в лес пойду ды-до-ды — там найду ягоды
• «Звуковая птичка».
Дети определяют, где находится звук [д] в словах (дорога, помидор, ягоды, дуб, карандаш...) (в начале или в середине) и показывают соответствующую часть птички.
• «Звук убежал».
Логопед предлагает добавить к началу слова звук [д] и сказать, что получилось (ом, -октор, -уб, -уш, -ача, -орога...).
• «Наведи порядок».
Дети составляют предложения по опорным словам: Даша, на, лыжах, кататься, будет; карандаши, в, разноцветные, коробка, лежат; белка, у, дупло, теплое; дверь, мы, замок, на, закрыли.
Физкультминутка
«Две сестрицы» Две сестрицы, две руки, Рубят, роют, строят,
Рвут на грядке сорняки. И друг дружку моют.
Месят тесто две руки, Левая и правая. Воду моря и реки Загребают, плавая. С. Маршак
5. «Зима»
• Дидактическая игра «Для зимы и лета».
Дети должны разложить картинки под символами с изображением зимы и лета: шуба - - платок, лыжи - - велосипед, заяц — медведь, сандалии — сапоги, снегирь — лебедь.
• «Догадайся, о чем я говорю» (о зиме).
Белая ... снежинка, глубокие ... сугробы, крепкие ... морозы, скользкий ... лед, быстрые ... санки, голые ... деревья.
Игра «Лети, снежинка»
у каждого ребенка лист бумаги, разделенный на 9 квадратов и снежинка. Дети кладут снежинку в середину и передвигают ее по команде логопеда: полетела снежинка вверх (на одну клеточку), полетела вправо, полетела вниз, полетела влево и т.д.|
Занятие 24. Зима
Цели: проверить знания о зиме; закреплять навыки согласования прилагательных с существительными; составлять рассказ по серии картин; развивать зрительный гнозис.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много» (снежинка - - снежинки, снеговик — снеговики...).
Отгадай загадки»
Снег на полях
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой.)
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет. (Снег.)
Без досок, без топоров, Через реку мост готов. (Лед.)
Кто больше?»
Дети соревнуются, кто придумает больше прилагательных словам:
- Снег ... (какой?) белый, холодный, пушистый.
— Лед ... (какой?) скользкий, гладкий, прозрачный.
— Зима ... (какая?) снежная, морозная, холодная.
— Горка ... (какая?) снежная, скользкая, крутая.
4. «Исправь ошибки у Незнайки» Логопед говорит:
- К нам в гости пришел Незнайка и принес свое сочинение о зиме. Послушайте и скажите, все ли правильно он написал.
Наступила холодная зима. Выпал белый снег. Я с горки катаюсь на велосипеде. Мы с ребятами ходили в лес и видели там медведя. Потом мы взяли клюшки и пошли играть в футбол. Как мне нравится зима!
5. Игра с пазлами «Составь картину о зиме» Каждый ребенок приносит свою картинку и полным предложением рассказывает, что на ней изображено. (Девочка катается на санках с горы. На ветках сидят снегири.) Затем дети находят своим картинкам место и получается картина о зиме.
6. Физкультминутка «Елочки большие и маленькие»
Логопед показывает детям, какие в лесу растут елочки: большие (руки поднять вверх), маленькие (руки опустить вниз). Дети должны показать большие и маленькие елочки, не обращая внимания на обманные движения логопеда, а слушая только его словесные указания.
Составь рассказ»
Логопед предлагает детям рассмотреть серию картинок «Синичка» и послушать рассказ.
Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Ей было очень холодно. У окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать хлебные крошки со стола. Всю зиму синичка жила у детей. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела.
Логопед проводит беседу по содержанию рассказа, повторяет его и просит детей самостоятельно составить рассказ. 8. Работа в тетради
Дети должны по точкам нарисовать и раскрасить картинку о зиме.
Занятие 25. Звуки [д], [д']
Цели: уметь различать звуки [д], [д']; учить звуковому анализу слов на примере слова дом; развивать навыки согласования существительных женского и мужского рода с притяжательными прилагательными; развивать мелкую моторику рук.
Организационный момент
• Игра с мячом.
Дети передают мяч по кругу и называют все виды одежды, которые они знают.
Артикуляционная гимнастика
Знакомство со звуками
• Логопед дает сравнительную характеристику звуков [д], [д']: — Звук [д] — согласный, твердый; звук [д'] — согласный,
мягкий.
• «Подушка — камень».
Дети показывают соответствующие картинки, услышав звуки [д], [д']: до-да-ду-ди-ды-де...
• «Закончи слово».
Дети по первому слогу продолжают:
да — дача, Даша, Данил...
де — день, дерево, девочка, деньги...
до — дом, дождь, доктор...
ду — дуб, душ, дудочка...
• Дидактическая игра «Что для Даши, что для Димы?». Дети должны разложить картинки по наличию в слове звуков [д], [д']: домик, карандаш, дельфин, посуда, диван, ведро...
• Звуковой анализ слова дом.
У каждого ребенка карточка с изображением дома и неза-полненной схемой слова. Дети называют последовательно звуки, дают им характеристику и цветными кружками выкладывают схему слова.
• «Составь предложение».
Дети должны составить предложение по двум картинкам; дом — дверь, Даша — доктор, художник — деревья, дедушка — диван.
4. Физкультминутка
«Как живешь?» Как живешь? Вот так! А плывешь? Вот так! Вдаль глядишь? Вот так! Ждешь обед? Вот так! Машешь вслед? Вот так! Утром спишь? Вот так! А шалишь? Вот так! Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
5. Зимняя и летняя одежда
• Дидактическая игра «Зима — лето».
Дети раскладывают карточки с изображением одежды, разделяя ее на зимнюю и летнюю.
• Дидактическая игра «Чье это?».
У детей картинки с изображением одежды. Логопед указывает на одну из них и задает вопрос;
— Чье это?
Дети отвечают, согласовывая притяжательные местоимения с существительными. (Это моя шапка. Это мой шарф. Это мои носки. Это мое пальто.)
Работа в тетради
Дети штрихуют шапку и шарфик.
Занятие 26. Гласные и согласные звуки
Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки; научить выделять гласный звук в середине односложных слов; учить образовывать приставочные глаголы; развивать графические умения и навыки.
Организационный момент
• Игра с мячом «О чем я говорю?».
Дети перебрасывают друг другу мяч со словами:
— У меня синяя ... рубашка, черные ... брюки, красное ... пальто.
Артикуляционная гимнастика