Работа в тетради Дети рисуют домики.
Занятие 15. Звук [н]
Цели: уметь выделять звук [н] среди других согласны звуков, определять место звука в слове; образовывать суще ствительные с помощью суффиксов: -ата, -ята, -онок, -енок развивать графические умения и навыки.
Организационный момент
• Игра с мячом «Назови правильно» (овощ — помидор цветок — роза, птица — грач...).
Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед произносит:
— Звук [н] (так погоняем лошадку) — согласный, звонкий. Произносим этот звук в нос, коротко, его нельзя петь.1
• «Поймай звук».
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [н] в ряду звуков: П'Н-З'К'Н-д...
• «Чисто говорки». Дети повторяют:
но-но - - открыли мы окно
на-на — в небе луна
ну-ну — смотрим на луну
Дети называют картинки со звуком [н].
• «Веселый поезд».
Дети должны найти место звука [н] в слове и поставить
картинку (нож, носки, апельсин, телефон, диван, зонтик, лимон...) в вагончик (в начале, в середине, в конце слова).
• «Доскажи словечко» (по картинкам).
— Маша надела теплые ... носки.
— Дима съел сладкий ... апельсин.
— Бабушка в чай положила ... лимон.
— У Наташи новый ... зонтик.
• «Слушай внимательно».
Дети поднимают руку, услышав звук [н] в стихотворении:
Наступает ночка,
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Т. Воронько
4. Физкультминутка «Медведь, заяц, цапля»
Дети двигаются по кругу под удары бубна: под быстрые удары - скачут, как зайчик. Под редкие - идут, как медведь, бубен замолкает — стоят на одной ноге, как цапля.
5. Игра с пазлами «Чей малыш?»
Дети должны назвать взрослых животных, найти их детенышей и проверить ответ при помощи пазла.
• «Что ты знаешь о животных?».
Дети отвечают на вопросы: Где живет? Как выглядит? Чем питается? Как зовут детенышей?
• «Кто с кем гуляет?».
Дети называют детенышей животных: у зайца - - зайчата, у лисы — лисята, у белки — ...
6. Работа в тетради
Дети рисуют грибочки для белочки.
Занятие 16. Звуки [н], [н']
Цели: уметь различать на слух звуки [н], [н'], определять наличие или отсутствие этих звуков в словах; уметь правильно употреблять притяжательные прилагательные; научить детей воспроизведению выразительного диалога с учетом характерных особенностей животных; уметь вносить элемент драматизации в сказке «Теремок».
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много».
Дети должны правильно назвать животных во множествен» ном числе: заяц — много зайцев; ежик — много ...
Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуками Логопед произносит:
— Звуки [н], [н']. Дадим сравнительную характеристику! звук [н] — согласный, твердый; звук [н*] — согласный, мягкий.
• «Подушка — камень»,
У каждого ребенка символы: «подушка» (зеленым две-* том) и «камень» (синим цветом). Дети должны показать «пой душку», если услышали [н'], и «камень», если услышалщ [н]: н-нь-на-ни-но-не-ну-ни...
• «Да — нет».
Логопед выставляет на доску картинки (носки, нитки, апельсин, слон, кино, ножницы, телефон, окно, лимон...). Дети называют их и определяют наличие или отсутствие в слове звуков [н], [н']. Лишние картинки убирают.
• Дидактическая игра «Кто больше?».
Дети должны вспомнить имена девочек и мальчиков со звуками [н], [н'] (Надя, Алина, Настя, Нина, Никита, Андрей, Наташа, Антон, Лена...).
• Дидактическая игра «Спрашиваю — отвечай».
Дети работают с картинками. Они должны ответить на I • вопрос логопеда полным предложением:
— Кого Наташа видела в зоопарке? (Наташа в зоопарки видела слона.)
— Что Никита положил в чай? (Никита в чай положил лимон.)
• «На лесной полянке».
Дети рассматривают сюжетную картинку. Логопед предлагает им найти как можно больше слов со звуками [н], [н'].| Спрашивает:
— Как зовут детей? (Настя, Антон.)
— Как они пришли в лес? (По тропинке.)
— Что у них в руках? (Корзинки.)
— Что они собирали в лесу? (Малину, землянику.)
— Куда присели отдохнуть? (На пенек.)
— Под каким деревом сидят? (Под сосной.)
Физкультминутка
«Этот пальчик...» (см. занятие 4).
5. Дидактическая игра «Чье это?»
Логопед предлагает детям узнать животных, которые пришли к ним в гости. Он стоит за ширмой, показывает игрушки и спрашивает:
— Чья голова? (Волчья.)
— Чьи уши? (Заячьи.)
— Чей хвост? (Лисий.) и т.д.
Когда дети увидели все игрушки, то догадались: все они
персонажи сказки «Теремок».
6. Драматизация русской народной сказки «Теремок» При распределении ролей логопед проверяет знания детей
о характерных особенностях героев сказки: как двигается
тот или иной зверь, какие у него повадки.
Занятие 17. Звук [б]
Цели: учить выделять звук [б] среди других согласных; определять позицию звука [б] в слове (в начале, в середине); усвоить окончания глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени; развивать зрительный гнозис и глазомер.
Организационный момент
• Игра с мячом «Кто у них мама?» (у бельчонка — белка, у зайчонка — зайчиха, у ежика — ежиха и т.д.).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:
— Звук [б] (так болбочет индюк) — согласный, звонкий. Звук [б] произносим губами, коротко, его нельзя петь.
• «Слушай внимательно».
Дети поднимают руку, услышав звук [б] в ряду звуков: мр-д-б-к~бн-б...
• «Чистоговорки». Дети повторяют: бу-бу — вижу трубу ба-ба — на крыше труба бы-бы — дым идет из трубы
• «Загадки и отгадки».
Дети отгадывают загадки и логопед выставляет на доску картинку со звуком [б]:
Над цветком Цветок летает,
И порхает, и порхает. (Бабочка.)
Этот желтый плод растет
Там, где лето круглый год. (Банан.)
Раньше всех проснется он —
И раздастся в доме звон. (Будильник.)
У овечки брат грозен и рогат. (Баран.) В. Степанов
• «Звуковая птичка».
Дети находят место звука [б] в словах: башня, собака, рыбсй бочка, бусы, шуба, бант...
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения по опорным словам:
— грибы, под, елка, расти (Под елкой растут грибы. дШ
— рыба, в, плавать, речка (В речке плавает рыба.);
— бусы, у, стеклянные, мамы (У мамы стеклянные бусы.);
— барабан, новый, у, Димы (У Димы новый барабан.). }
Физкультминутка
«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 15).
Дикие животные»
Дети рассматривают иллюстрации с изображением диких животных, вспоминают, как животные готовятся к зиме, составляют предложения в настоящем и прошедшем времени:
— Белка собирает грибы (Белки собирали грибы.);
— Ежик делает норку (Ежи сделали норки.);
— Медведь спит в берлоге (Медведи спали в берлоге.).
6. Работа в тетради
Дети заштриховывают белочку в дупле, чтобы спрятать ее от куницы.
Занятие 18. Звуки [6], [б'1
Цели: уметь различать твердые и мягкие звуки [б], [б']; проводить звуковой анализ слогов аб-би; согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах; читать и пересказывать сказку Г. Скребицкого «Всяк по-своему».
Организационный момент
• Игра с мячом «Доскажи словечко» (рыжая — лиса, трусливый — заяц, злой — ...).
Артикуляционная гимнастика
Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику:
— Звук [б] — согласный, твердый; звук [б*] — согласный,
мягкий.
• «Слушай внимательно».
Дети показывают синий кружок, услышав звук [б], и зеленый кружок, услышав звук [б']: ба-бу-би-бе-бо-бу-би...
• «Закончи слово».
Дети должны добавить слог и назвать целое слово: тру-ба, гри-бы, голу-би, шу-ба, гу-бы, прору-би...
• «Домики».
Дети должны разложить картинки со словами, где [б] твердый — около синего, и где [б'] мягкий — около зеленого домика. Собака, ботинки, булка, бусы, шуба Кубики, береза, белка, бинокль
• Звуковой анализ слогов.
Логопед проводит звуковой анализ слога аб. Спрашивает:
— Сколько звуков услышали? (Два.)
— Назовите первый, второй.
— Положите перед собой красный кружок (звук [а]), положите синий кружок (звук [б]). Что получилось? (аб.)
Звуковой анализ слога би (так сигналит Мишина). У каждого ребенка карточка: Логопед спрашивает:
— Сколько вы услышали звуков в слоге би? (Два.) Просит:
— Назовите первый звук ([б'] — согласный, мягкий). Предлагает:
— Нарисуйте в первом окошке зеленый кружок. Назовите второй звук ([и] — гласный). Нарисуйте во втором окошке красный кружок. Какое слово получилось? (би.)
• «Подушка — камень».
Дети слушают стихотворение и показывают «подушку* (звук [б*]) или «камень» (звук [б]):
Белочка
Где, ты, белочка, гуляла?
Я орешки собирала,
А еще грибы и шишки —
Любят их мои детишки.
М. Дружинина