Виды анализа кейсов и этапы их решения

Проблемный анализ предполагает осознание особенности той или иной проблемы и путей ее разрешения. Технология проблемного анализа предполагает аналитическую работу с классификацией проблем по следующим направлениям:

– определение формулировки проблемы как расхождения между существующим и требуемым положением дел;

– определение пространственных и временных границ проблемы;

– выяснение типа, характера проблемы, ее основных системных характеристик (структуры, функций и т.д.);

– выявление закономерностей развития проблемы, ее последствий;

– диагностика принципиальной разрешимости проблемы;

– определение необходимых ресурсов для разрешения проблемы;

– выработка способов разрешения проблемы;

– разрешение проблемы.

Причинно-следственный анализ основывается на анализе причин возникшей ситуации. Технология причинно-следственного анализа включает в себя следующие шаги:

– формулировка объекта и предмета исследования;

– определение исходных событий как возможной причины;

– установление наличия причинно-следственной связи;

– определение типа причинно-следственной связи, установление ее характера;

– выяснение ее места в структуре причинно-следственной цепи;

– объяснение причин изучаемых явлений и процессов.

Прагматический (праксеологический) анализ представляет собой осмысление того или иного явления с точки зрения более эффективного использования в практической жизни. Основными понятиями прагматического анализа являются «эффективность» (достижение высокого результата минимальными ресурсами); «результативность» (способность достигать поставленную цель) «оценка» (процедура, характеризующая то или иное явление с точки зрения ее эффективности и результативности). Прагматический анализ осуществляется в несколько этапов:

– осмысление объекта или процесса с точки зрения его функций;

– определение результативности системы;

– выявление тех функций, выполнение которых не удовлетворяет запросы к системе, анализ эффективности функционирования системы;

– структурный анализ системы, выявление ее структурных проблем, причин неэффективности;

– изучение возможностей системы, ее потенциала, неиспользованных резервов;

– выработка предложений по повышению эффективности системы.

Аксиологический анализ предполагает анализ того или иного явления в системе ценностей. Необходимость этого анализа обусловлена тем, что ценности представителей разных социальных групп различаются между собой. Поэтому часто возникает проблема согласования ценностей, ценностного партнерства, без которого невозможно нормальное взаимодействие людей. Методика аксиологического анализа еще не сложилась. Можно предложить следующую его схему:

– выявление множества оцениваемых объектов;

– определение критериев и системы оценивания;

– формирование группы экспертов;

– проведение аксиологической экспертизы;

– получение системы оценок объектов;

– выработка рекомендаций по совершенствованию оцененных объектов.

Ситуационный анализ основывается на совокупности приемов и методов осмысления ситуации, ее структуры, определяющих ее факторов, тенденций развития и т.п. Ситуация имеет процессуальный характер: является результатом изменений, следует из предыдущей в последующую ситуацию. Эффективность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, а также наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей исследовательский интерес

Прогностический анализ предполагает разработку моделей будущего и путей его достижения. Он включает в себя два вида анализа: нормативный прогностический анализ, при котором задается будущее состояние и определяются способы его достижения, и поисковый прогностический анализ, который посредством построения трендовых моделей определяет ситуацию будущего.

Рекомендательный анализ ориентирован на выработку рекомендаций относительно поведения действующих лиц в некоторой ситуации. Он обеспечивает внедрение результатов исследования в жизнь. Исследователь должен не только разрешить проблему теоретически, но и выработать рекомендации для совершенствования ситуации. От прагматического анализа рекомендательный анализ отличается тем, что предполагает выработку вариантов поведения в некоторой ситуации.

Задачи, решаемые в процессе реализации кей-метода (А.Долгоруков):

1. Структурирование проблемы, предполагающее выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ).

2. Выявление структуры и характеристик ситуации, ее функций, способов взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ).

3. Установление причин, приведших к возникновению ситуации, и определение следствий, возникающих в процессе ее развертывания (причинно-следственный анализ).

4. Определение содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ).

5. Выстраивание системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ).

6. Прогнозирование вероятного и желательного будущего (прогностический анализ).

7. Выработка рекомендаций поведения действующих лиц в данной ситуации (рекомендательный анализ).

8. Разработка программы деятельности в описанной ситуации (программно-целевой анализ).

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов (А. Долгоруков):

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Наши рекомендации