Как правильно формулировать цели и задачи проекта
Цель – это ожидаемый результат деятельности за определенный промежуток времени. Целью проекта является решение выявленной проблемы. Задачи определяют логику и последовательность этапов достижения цели. Формулировка цели должна соответствовать следующим требованиям:
1. Конкретность и измеримость (верифицируемость). Цель должна быть сформулирована не только качественно, но и по возможности количественно. Должны существовать способы и инструментарий оценки степени достижения цели.
2. Четкость определения по времени реализации. Цели формулируются на определенный обозримый промежуток времени.
3. Достижимость. Цель должна быть определена с учетом реальных возможностей ее реализации. Постановка цели, превышающей возможности разработчиков проекта из-за недостаточности ресурсов или из-за других факторов, может привести к нежелательным последствиям.
Поиск и сбор информации
После того, как ваша группа сформулировала цель и задачи проекта необходимо собрать нужную информацию. Она должна отвечать требованиям необходимости и достаточности. Для этого нужно провести анализ имеющейся и необходимой информации. В этих целях можно заполнить таблицу (см. табл. 1).
Таблица 1.
Анализ необходимой информации
Какая необходима информация | Степень владения информацией | Источник и способ получения информации |
Как решить проблему?
Процесс решения проблемы состоит из следующих этапов:
· выявление проблемы;
· определение ограничений в решении проблемы;
· определение критериев степени решения проблемы;
· определение возможностей для решения проблемы;
· разработка вариантов решения проблемы;
· оценка альтернатив и выбор решения;
· реализация решения;
· оценка результатов.
Например, в качестве критериев могут быть выбраны следующие признаки (параметры):
· наличие необходимых ресурсов;
· существующие временные рамки;
· простота реализации, посильность исполнения;
· наличие опыта;
· ожидаемый эффект (полнота реализации цели, степень социальной значимости, отдаленные последствия и т.п.);
· принципиальная реализуемость;
На основе разработанных критериев анализируются все возможные варианты решения проблемы. Каждая идея соотносится с выработанными критериями (см. табл. 2).
Таблица 2.
Анализ идей на основе критериев
Критерии | Идея 1 | Идея 2 | Идея 3 | Идея 4 |
Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3 Критерий 4 |
.
Может быть использован метод «дерево решений». Его методика заключается в следующем:
1. На первом этапе необходимо описать проблему.
2. На втором этапе все участники проекта делятся на микрогруппы.
3. Методом «мозгового штурма» каждая микрогруппа предлагает различные варианты решения проблемы. Основное условие эффективности этого метода – не обсуждать на этапе генерирования идей предлагаемые варианты. Задача состоит в том, чтобы записать все без исключения предложенные варианты решения проблемы, даже если на первый взгляд они покажутся абсурдными.
4. На следующем этапе работы каждая группа представляет свой список вариантов решения проблемы. Выработанные предложения суммируются. Составляется общий список вариантов решения проблемы.
5. Следующий шаг – анализ вариантов решения проблемы. В микрогруппах рассматривается общий список вариантов решения проблемы. Перед участниками проекта стоит следующая задача: по каждому варианту необходимо найти аргументы за» и «против» данного способа решения проблемы.
6. На последнем этапе работы необходимо выявить наиболее оптимальный способ решения проблемы. Все представленные микрогруппами решения о выборе способа решения проблемы рассматриваются участниками проекта. На основе консенсуса определяется наиболее приемлемый способ решения проблемы.
Планирование проектной деятельности
В процессе планирования необходимо ответить на следующие вопросы:
· Какие действия (мероприятия) необходимо осуществить для достижения цели проекта?
· Сколько времени потребуется для реализации проекта?
· Какие ресурсы необходимы для реализации задуманного?
· Где можно получить эти ресурсы, из каких источников?
· Как распределить обязанности между членами рабочей группы?
· Каким образом можно контролировать реализацию и результаты проектной деятельности?
Как осуществляется планирование работы над проектом?
В процессе планирования необходимо решить следующие основные задачи:
· Определить перечень основных мероприятий, направленных на достижение цели и задач проекта.
· Установить точное время проведения мероприятий.
· Определить ответственных за реализацию каждого мероприятия.
· Указать необходимые ресурсы и источники их получения.
В настоящее время существует множество подходов к осуществлению планирования. Мы предлагаем Вам следующую схему процесса планирования.
Первый этап. Определение общих сроков реализации проекта. Выделения основных этапов работы над проектом. Определение целей, задач и сроков каждого этапа. Формулировка ожидаемых результатов этапов. Можно выделить следующие основные этапы работы над проектом:
· Подготовительный этап (Разработка проекта, создание необходимых ресурсов, разработка плана).
· Исполнительский этап (Реализация проекта, введение необходимых корректив, мониторинг реализации проекта).
· Заключительный этап(подведение итогов, оценка достигнутых результатов, презентация проекта, анализ деятельности).
Второй этап. Исходя из задач, определить конкретные шаги и мероприятия. Определить точные сроки проведения каждого мероприятия. Назначить ответственных за реализацию этих мероприятий. Определить необходимые ресурсы и источники их получения.
Литература
Основная
1. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров: [по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов вузов, обучающихся по непед. спец.] / И. П. Подласый. - 2-е издание., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр). Библиогр. в конце гл.
2. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. для студ. учереждний высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с. - (Сер. Бакалавриат).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2011. – 52 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2013. – 43 с.
Дополнительная
1. Пайгусов, А. И. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических вузов / А. И. Пайгусов. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. – 124 с.
2. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие/Е.А. Ермолинская, Е.И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кобковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 173 с.
3. Селевко, Г.К.Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
4. Селевко, Г.К.Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. технологий, 2005. – 219 с.
Лекция 3.