Место детства в становлении личности (исторический аспект)
Специальные исследования и сопоставления показали, что детство как особый, качественно своеобразный период существования живых существ – это продукт эволюции, а человеческое детство ещё и результат исторического развития общества.
Оказывается, чем выше стоит вид на эволюционной лестнице, тем длиннее период детства. У низших животных практически вообще нет детства, им хватает инстинктов. Человеческое дитя потому и появляется на свет самым беспомощным по сравнению со всеми остальными детёнышами, что ему предстоит освоить, присвоить огромные богатства культуры, которые до его рождения накопили предыдущие поколения.
Человек свободен от окостеневших инстинктивных программ поведения. Каждое поколение готово усвоить любую новую программу и внести в неё свой вклад. Бедность человеческого ребенка на первых этапах детства – это условие его будущего богатства, это возможности которые будут реализованы в дальнейшем.
Рассмотрим отношение к ребенку в разные исторические эпохи.
В первобытном обществе, Древней Греции и Риме детоубийство (инфантицид) было распространено довольно широко. Ребенка рассматривали не как личность, а как нежелательный результат половых отношений. С утверждением христианства практика инфантицида постепенно была отвергнута. Христианство убедило людей в том, что ребенок личность, обладающая душой, и его убийство – есть убиение невинной Божьей души.
В 318г. н.э. Римский император Константин объявил инфантицид преступлением и ввел выплаты денежного пособия семьям, усыновившим чужих детей. Это остановило массовые убийства, хотя отдельные случаи встречаются и по сей день.
В средние века к детям относились противоречиво. До тех пор пока новорожденный не подвергся акту крещения, где его не считали принадлежащим к числу христиан, он как бы стоял вне рода человеческого. Многие богословы видели в ребенке дурное и даже зловредное существо, которое предстоит приобщить к ценностям религии человеческой. С другой стороны, видя их невинность, люди верили, что дети способны совершить то, что взрослым не дано достичь.
В глазах взрослых детство было коротким. Права и свобода детей урезывались до минимализма. В брак вступали в 12- 14 лет. Причиной ранних браков были отношения собственности или власти. Детей могли поженить феодалы, для того чтобы заключить перемирие или укрепить свое положение в обществе. Со столь же раннего возраста ребенок считался ответственным за свои поступки: его могли судить и приговорить к тяжкому наказанию, вплоть до смертной казни.
Поскольку ребенка считали творением дьявола, зачатым во грехе, взрослые били детей за каждую малейшую провинность, оправдывая избиение желанием « изгнать дьявола » из их души.
В семье бедняков, где было очень много «ртов», отец — глава семьи решал: оставить или не оставить ребенка жить (у ребенка не было права на жизнь). Особенно так поступали с девочками, считали, что от девочки пользы в хозяйстве меньше, чем от мальчика. В средние века существовал так называемый «двор чудес», где занимались работорговлей детьми. Среди мучений, используемых во «дворе чудес» было такое: ребенка клали в особую формочку и держали несколько лет, тело оставалось таким же маленьким, а голова большой. Таких уродцев продавали в цирк, где за них платили большие деньги. Уродцев мы можем увидеть в картинках Ван Гога.
Если посмотреть, как изображали детей художники того времени, мы убедимся, что черты лица ребенка – черты лица взрослого, что дети наряжены в такую же одежду, что и взрослые, каких- либо особых детских платьев не было.
В 1784 году Австрийское правительство приняло закон, запрещающий родителям спать вместе с новорожденными, т. к. дети задыхались под одеялом, или их продавливали.
В ХIХ в. бытовал обычай нанимать кормилицу. Это называлось «сдать ребенка в аренду». Практика такой аренды в США сохранилась вплоть до середины ХХ в.
Лишь в ХIХ в. появились интересные книги о детстве и первые научные исследование по детской психологии.
В 1963г. В штате Колорадо была введена жёсткая правовая норма, согласно которой родители несли наказание « за плохое обращение с ребенком». На детей перестали смотреть как на не выросших взрослых.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за конвенцию о правах ребенка. Целью Конвенции является выработка общих, стандартных положений, направленных на защиту детей от невнимания к ним, эксплуатации и оскорблений.
В окончательном варианте этого документа собраны внушительные материалы, посвященные вопросу о законных правах ребенка, материалы, которые до этого были частью отдельных международных соглашений различной значимости и объема.
Положение Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей: выживание, развитие, защита и активное участие в жизни общества.