Профессиональная деятельность и личность педагога
Слайд № 3
1. Становление и развитие педагогической деятельности.
2. Сущность и особенности педагогической деятельности.
3. Педагог как субъект педагогической деятельности.
Слайд № 4
_________________________________________________
1. Становление и развитие педагогической деятельности.
Слайд № 5
Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой − подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.
Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии.
Платон писал: (Слайд № 6) «Если башмачник будет дурным мастером и сделает таким же своего ученика; если он выдаст себя за башмачника, не имея даже понятия об этом ремесле, государство не слишком пострадает: афиняне будут не столь хорошо обуты − вот все, что от этого последует. Но если воспитатели юношества будут ими лишь по имени, если они будут дурно исполнять свои обязанности, то последствия будут другие: дурная работа, выходящая из их рук, создаст целые поколения невежественные и порочные, которые погубят всю будущность своего отечества».
Я. А. Коменский: (Слайд № 7) Учителя «поставлены на высоко почетном месте, … им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем».
Л. Н. Толстой: (Слайд № 8) «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, − он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он − совершенный учитель».
И. Я. Яковлев:(Слайд № 9) «Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением
небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всему, мирно и с любовью совершаемому делу.
Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечестными средствами, непрочные и временные».
К. Д. Ушинский (Слайд № 10) рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, − одно из величайших дел в истории.
Как правильно указывал А. С. Макаренко, ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль.
Ни один учитель, считал В. А. Сухомлинский, не может быть универсальным воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся.
Презентация «Учитель в изобразительном искусстве».
Слайд № 11
2. Сущность и особенности педагогической деятельности.
Слайд № 12
Профессии − это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества (Маркова Аэлита Капитоновна).
Слайд № 13
Профессия
− занятие, которое предполагает специальную подготовку и периодическую переподготовку
− ограниченный вид трудовой деятельности
− дело, выполняемое за определенное вознаграждение
− область приложения духовных и физических сил
− деятельность, дающая человеку определенный социальный статус (популярные и непопулярные профессии)
− работа, которая направлена на пользу общества.
В 20-е годы XX столетия группа исследователей (рук. Шафранова А.С.) попытались отыскать «общий критерий» трудности и вредности педагогической деятельности. Так, среди профессий были выделены: профессии высшего типа, среднего (ремесленные) и низшего.
Вопрос: Педагогическая деятельность была отнесена к … (высшему типу).
Особенность группы профессий высшего типа в том, что:
- работа всегда «новая», ряд моментов совершенно не доступны внешнему наблюдению и учету, а доступные моменты требуют особого психологического анализа;
- в отличие от работников механического труда, где свойства продукта определяются орудием производства, здесь же − характером и свойствами самого исполнителя;
- каждый создает индивидуальную ценность, и любое орудие делает выразителем своей индивидуальности;
- велика значимость каждого отдельного работника. Необходимо специально развивать психические и физиологические способности, ибо активная работа сознания, большое количество внеурочных дел приводят к переутомлению;
- работа играет особую роль в жизни каждого человека.
Ученым-психологом Евгением Александровичем Климовым (Слайд № 14) была разработана схема характеристик профессий. По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей). Е.А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: Человек-Природа; Человек-Техника, Человек-Образ, Человек-Человек, Человек-Знак.
1. Человек – живая природа (П). (Слайд № 15) Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). (Слайд № 16) Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
3. Человек – человек (Ч). (Слайд № 17) Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.
4. Человек – знаковая система (3). (Слайд № 18) Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы − вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
5. Человек – художественный образ (X). (Слайд № 19) Явления, факты художественного отображения действительности − вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.
Вопрос: Как вы думаете, к какому типу относится педагогическая профессия?
Функции педагогической деятельности
(Слайд № 20)
· диагностическая;
· ориентационно-прогностическая;
· конструктивно-проектировочная;
· организаторская;
· информационно-объяснительная;
· коммуникативно-стимулирующая;
· аналитико-оценочная;
· исследовательско-творческая.
Итак, педагогическая деятельность учителя (Слайд № 21) − воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
3. Педагог как субъект педагогической деятельности.
Слайд № 22
В профессии учителя аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог − это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы − Учителя.
Слайд № 23
Ознакомимся с составом профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя.
Слайд № 24
В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя (таблица) входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:
ü организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
ü коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
ü перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
ü экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
ü профессиональная работоспособность;
ü физическое и психическое здоровье.
Слайд № 25
К учительской деятельности более склонны люди, обладающие высокой коммуникабельностью, способные эмоционально выражать свои мысли и чувства. В то же время учитель должен быть эмоционально устойчивым.
Профессиональный труд школьного педагога, как показывает анализ, отличает высокая эмоциональная загруженность:
- рабочая неделя − 52 ч., в отличие от 40 ч., установленных по стране.
- феминизированность профессии учителя.
- отсутствие нормальных бытовых условий
- низкая оплата труда
- «старение» учительства, идет отток молодых кадров в другие сферы
- система эмоциональных переживаний заложена в самом труде учителя: удовлетворение от удачно проведенного урока, радость от успехов своих учеников или коллег, огорчение от сорванного урока.
Большие нагрузки на эмоциональную сферу приводят к так называемому синдрому эмоционального сгорания.
Слайд № 26
Это специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми (учителя, врачи, психологии, священники).
Термин «barnout» (эмоциональное сгорание) введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми.
Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.
В 1983 г. Е. Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»:
а) усталость, утомление, истощение;
б) психологические недомогания;
в) бессонница;
г) негативное отношение к детям, работе;
д) скудность репертуара рабочих действий;
е) злоупотребление химическим агентами: табаком, кофе, алкоголем;
ж) отсутствие аппетита или, наоборот, переедание;
з) агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбужденности, гнев);
и) упадническое настроение и связанные с ними эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности;
к) переживание чувства вины.
Учитель музыки
Слайд № 27
Портреты учителей музыки
Слайд № 28
Асафьев
Слайды № 29, 30
Кабалевский
Слайд № 31-34
Обобщение
Слайды № 35, 36
Творческое задание
Слайд № 36
Литература
Слайд № 37
Основная
1. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров: [по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов вузов, обучающихся по непед. спец.] / И. П. Подласый. - 2-е издание., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр). Библиогр. в конце гл.
2. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. Для студ. Учереждний высш. Проф. образования / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 608 с. - (Сер. Бакалавриат).
Дополнительная
1. Батаршев, А.В. Моделирование профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Педагогика. – № 8. – 2014. – С.67-77
2. Никитина, Н.Н., Кислинская, Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. − М.: Изд. центр. «Академия», 2006. − 224 с.
3. Роботова, А.С., Леонтьева, Т.В., Шапошникова, И.Г. Введение в педагогическую деятельность. − М.: Изд. центр «Академия», 2006. − 208 с.
4. Шайденко, А.И. Исторические аспекты и современные задачи подготовки учителя // Педагогика. – № 6. – 2014. – С.65-73
Домашнее задание
Выполнение реферата
1. Педагогическая деятельность: в чем ее уникальность?
2. Деятельность современного учителя: ремесло или творчество?
3. Современный учитель как актер и художник.
4. Как будет развиваться педагогическая профессия в XXI веке?
5. Современный учитель: развитие или выживание?
6. Мой любимый учитель.
7. Педагогический коллектив нашей школы.
8. Наша учительская семья.
9. Мой отец – учитель.
10. Моя мать – учительница.
11. Очерк о заслуженном учителе.
12. Наш директор школы.
13. Портрет любимого учителя.
14. Почему я выбрал профессию учителя.
15. Почему мне понравилась профессия учителя.
16. Учитель в моей жизни.
17. Учитель! Перед именем твоим ...
18. Своя тема.
Слайд № 38
Стихотворение И. Львовой
Я иду на урок посреди неразбуженных улиц,
Тихо падает снег, заметая канавки дорог.
А ребята? Ребята, наверное, только проснулись –
Я иду на урок.
Я иду на урок, я пока еще точно не знаю,
Что за день предстоит, где начало его, где итог.
Но за счастьем иду, это я уж давно понимаю,
Я иду на урок.
Слайд № 39
СИНКВЕЙН
Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк».
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Мама. Добрая, милая. Любит, заботится, воспитывает. Самый драгоценный человек. Родитель. | Игра. Веселая, подвижная. Бегают, резвятся, веселятся. То, без чего дети не могут развиваться. Времяпровождение. | |
Дружба. Крепкая, открытая. Доверять, терпеть, помогать. Бескорыстные отношения между людьми. Взаимопонимание. | Школа. Красивая, большая. Советует, учит, радует. Здесь много моих друзей. Дом. | |
Весна. Солнечная, долгожданная. Волнует, возбуждает, будоражит. Все люди красивы и счастливы. Любовь! | Каникулы. Весёлые, долгожданные. Отдыхаем, гуляем, спим. Скоро лето, море, отпуск. Хорошо! | |
Лекция 3.