IV. Составление схемы слов со стечением согласных в составе слога.
На этом занятии целесообразно составить схемы слов или устно разобрать звуковой состав следующих слов: стол, шкаф, стул, звук, школа.
Внимание детей вновь обращается на то, что в слове может быть четыре звука и только один из них гласный. Такие слова являются односложными.
После анализа какого-либо слова детям задается вопрос: «Какой из повторяемых на этом занятии звуков есть в слове?»
V. Подведение итогов занятия.
Логопед задает вопросы: «Какие звуки мы сегодня повторяли? (С, з, ш, ж.) «Какие трудные слова с этими звуками мы учили?» (Железный, пластмассовый, стеклянный.)
Как видно, материал занятия стал еще сложнее.
Детям приходится произносить много трудных по звуковому и слоговому составу слов (в отдельности и в составе предложений).
Постепенно усложняются упражнения, имеющие в виду анализ слов.
Материал для закрепления правильного произношения теперь подбирается с большей легкостью. Непройденными остались лишь звуки р, р’, ч, ц, щ. Однако к этому времени все дети овладевают правильным произнесением этих звуков.
И все же в материал фронтальных занятий звуки р, р’, ч, ц и щ пока не включаются.
Приведем словарный и фразовый материал, который может быть использован для закрепления звука ж, а затем с – ш – з – ж.
Большинство слов, предложений, текстов, которые здесь приводятся, не содержат не только не пройденных звуков, но и звука л. Такой подбор материала вызван тем, что нередко звук ж оказывается поставленным раньше твердого л или ставится одновременно с ним.
Более сложный в звуковом отношении материал (т.е. со звуками л, р и др.) логопед по мере надобности может найти в имеющихся сборниках
Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука ж
Жаба, жук, жатва, ужин, ножи, ежевика, пиджак, одежда, художник, бумажник, жнейка; ежонок – ежата, медвежонок – медвежата.
Лужа, желуди, лыжи.
Жук летит и жужжит – ж-ж-ж.
У ежа ежата.
Медвежонок живет в клетке.
Каждый день идут дожди.
Буквы ж и ш
Звуки ш, ж, с, з
Звуки ш и ж
Ежик
У Алеши ежик. Ежик живет у Алеши в комнате под шкафом. Алеша любит ежика. Он ухаживает за ежиком.
Жаба
Жаба на полянке ждет жука. Жук ей нужен на ужин. Вот летит жук и жужжит: жу-жу-жу. Жаба скок – и нет жука.
Звуки с, з, ш, ж
Ежик
Живет в лесу ежик. Летом ежик сыт. Он ест мышей, лягушек и жуков. Зимой нет еды для ежика. Ежик всю зиму спит.
В школьном саду
Осень. Шумно в школьном саду. Школьники сажают кусты шиповника и жасмина. Саша, Коля и Женя копают ямы. У каждой ямы лежит саженец. Маша и Моня опускают саженцы в ямы и засыпают ямы землей.
Маленькие детишки помогают школьникам. Они носят воду в лейках и поливают посаженные кустики.
Тузик и Жулька
В нашем доме живут собаки Тузик и Жулька. Тузик похож на медвежонка – большой, мохнатый. Жулька поменьше. Все дети из нашего дома любят Тузика и Жульку. Зимой собаки катают детей на санках.
Однажды, когда собаки везли Костю и Зину, из-за дома выбежали две кошки. Заметив кошек, собаки понеслись за ними. Санки упали. Дети свалились в мягкий, пушистый снег. Они лежат и смеются. А кошки убежали.