III. Выделение начального гласного из слова.
Логопед называет слова, начинающиеся на звук а или на звук у (аист, улица, урок, аптека, апельсин, ученик, ужин, астра, автобус и т.п.). В данном случае могут быть подобраны слова любого звукового состава, так как дети их не произносят. Дети в каждом случае должны назвать только первый звук, т.е. а или у, и поднять соответствующую букву
IV. Произнесение слов, начинающихся на звуки а и у.
На столе лежат картинки. Вызванный ребенок берет одну из картинок, четко произносит название изображенного на ней предмета, затем называет первый звук. Примерные слова: Алик, Аня, утка, альбом, улица, автомобиль, ухо, антенна и т.п. Все дети получают задание внимательно следить за правильностью ответов своих товарищей.
V. Физкультминутка или какое-либо упражнение с движением.
VI. Выкладывание после анализа слов ау и уа.
VII. Запись слова ау. Дети узнают, что в слове буквы пишутся рядом.
VIII. Игра на развитие внимания (см. второе занятие на звук у).
IX. Подведение итогов занятия.
Как видно из описания содержания занятий, проводимых на первой неделе обучения, каждое из них начинается с организации детей, мобилизации их внимания. Это важный момент, от которого во многом зависит поведение детей в течение всего занятия. Однако здесь могут быть разные варианты. Постановка цели («Будем учить новый звук, познакомимся с новой буквой») создает определенную направленность внимания, условия для более осознанного усвоения предлагаемого материала. В середине занятия проводится физкультминутка или какое-либо упражнение с движением. Учебные формы проведения упражнений чередуются с игровыми.
В процессе проведения занятий много времени отводится на артикулирование звуков. Намеченные для изучения звуки произносятся как изолированно, так и в составе слогов и слов. При этом обязательным является требование предельно четко произносить речевой материал.
Воспитание произносительных навыков постоянно сочетается с развитием слухового восприятия, фонемного анализа, внимания к речи. Материал для занятий постепенно усложняется. За первую неделю обучения дети овладевают правильным произношением звуков а и у, узнают буквы а и у, учатся сравнивать звуки, выделять их из ряда гласных и из начала слова; позднее знакомятся с тем, что можно сосчитать и определить последовательность произнесенных звуков. Вначале опора на артикулирование помогает справиться с подобными заданиями и тем детям, у которых еще недостаточно развито фонематическое восприятие. По мере развития фонематического восприятия использование артикуляционной опоры сходит на нет
анятия, как правило, заканчиваются подведением итогов.
Несмотря на кажущуюся простоту предлагаемых детям на первой неделе обучения упражнений, выполнение многих из них вызывает у детей затруднения. Опыт показывает, что первое время детям трудно работать не отвлекаясь. Ошибки наблюдаются при выполнении любого упражнения, требующего сосредоточенного внимания. Многие дети не могут запомнить больше двух инструкций. Нередко вызывают затруднения и упражнения в выделении звуков из ряда или слова и определение последовательности звуков в ряду. Некоторые дети плохо запоминают буквы.
Содержание описанных занятий является примерным. При составлении планов фронтальных и подгрупповых занятий логопед постоянно учитывает реальные затруднения каждого из детей. Чрезвычайно важно при этом укладываться в рекомендуемые сроки, в противном случае не удастся пройти намеченную программу.
Вторая неделя обучения
Звук и буква и – одно занятие.
Звуки у, а, и – одно занятие.
Звуки п и п’, буква п – два занятия.
Звук э – одно занятие.
Занятие на звук и.
В начале занятия детям предлагается вспомнить, какие гласные звуки они знают, показать соответствующие буквы. Проводится какое-либо упражнение, направленное на закрепление звукобуквенных связей. Например, детей просят поднять букву а или у, если в слоге есть этот звук. Примерные слоги: ат, ук, ам, ан, ут и т.п. Затем после проведения упражнений в четком произнесении звука и (при этом используются зеркала) и слогов типа ип проводятся упражнения в сравнении на слух звука и с другими гласными; в выделении звука и из начала слов типа Инна, ива, Иван; в анализе ряда, состоящего из двух гласных (аи, иу и т.п.).
Затем в занятие вводится новый материал: 1) произнесение прямых слогов и сочетаний из двух-трех слогов со всеми правильно произносимыми мягкими согласными и звуком и (пи – ви; ми – пи – ни и т.п.); 2) произнесение сочетаний из трех гласных (иуа; уиа и др.) с последующим анализом ряда (Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук?)
На этом же занятии дети знакомятся с буквой и.
Занятие на звуки уаи
Является итоговым. Логопед в зависимости от конкретных возможностей детей повторно включает любые из тех упражнений, о которых уже говорилось.
Опыт показывает, что дети не сразу усваивают состав ряда, состоящего из трех гласных. В этих случаях намеченные для произношения и анализа сочетания произносятся особенно отчетливо в замедленном темпе, внимание детей привлекается к артикуляции логопеда. В дальнейшем необходимо добиться того, чтобы дети воспринимали ряд без опоры на артикулирование.
Некоторые дети неправильно или неотчетливо произносят прямые слоги со звуком и. Могут быть затруднения и при воспроизведении рядов, состоящих из трех слогов.
Все это учитывается при составлении планов занятий. Все возникающие в процессе обучения затруднения детей преодолеваются путем включения соответствующих упражнений в последующие фронтальные и подгрупповые занятия.
Занятие на звуки п и п’.
Первые согласные звуки, которые выносятся на фронтальные занятия, - это звуки п и п’.
Дети узнают, что бывают «согласные» звуки – их нельзя тянуть, петь, воздух при произнесении этих звуков встречает препятствие.
Приведем краткое содержание занятий.
В той или иной форме вводятся упражнения в повторении пройденного.
После уточнения артикуляции звука п он вводится в различные произносительные упражнения – повторение вслед за логопедом прямых и обратных слогов и сочетаний из двух-трех слогов (па – пу; ап – уп – ип); произнесение слов (папа, пух, паук, поле). При произнесении слов внимание детей привлекается к тому, что первый звук в этих словах – п.
С целью развития слухового восприятия проводятся упражнения: в выделении обратного слога со звуков п из ряда слогов (например: ап… ак… ам… ап… ат…); слова Паня среди слов Таня и баня; воспроизведении воспринятых на слух рядов, состоящих из двух-трех слогов или трех слов (например: ива, пух, паук). Проводятся упражнения в анализе и синтезе слогов ап, уп, ип.
(Примечание. Логопед употребляет термин «слог», не давая пока никаких пояснений. Дети постепенно привыкают к этому термину). Звук п’ включается только в произносительные упражнения. Внимание детей привлекается к тому, что звуки п и п’ звучат различно. («Послушайте, как я скажу: ап – ап’; п – п’. Звук п – твердый, а п’ – мягкий».)
Детям предлагается повторять вслед за логопедом сочетания типа ап – ап’; па – пи; пи – ни; пи – ви – ни и т.п. со всеми доступными для произнесения согласными.
Дети знакомятся с буквой п. Пишут букву п в своих тетрадях
Занятие на звук э
Следующий звук, который отрабатывается на фронтальных занятиях, - это звукэ. Проводятся упражнения в произнесении звука э, в его сравнении с другими гласными, в выделении из начала слов. Дети упражняются в четком проговаривании сочетаний (Это муха… паук, кот и т.п.). По усмотрению логопеда включается материал на повторение пройденного.
Третья неделя обучения
Звук т (только в твердом звучании), буква т – два занятия.
Звуки п, п’, т – одно занятие.
Звуки к, к’, буква к – два занятия.