Стандарты ключевых профессиональных компетенций
Каждая организация самостоятельно определяет стандарты компетенций. Требования стандарта связаны со значением и местом компетенций в структуре бизнес-процессов. В настоящее время к числу ключевых компетенций руководителя можно отнести следующие:
Ø умение работать с целями и ценностями организации;
Ø способность к эффективным внешним и внутренним коммуникациям;
Ø умение точно подбирать ключевых сотрудников компании и использовать их наиболее сильные стороны;
Ø способность к здоровому образу жизни;
Ø умение эффективно организовать собственное время и время сотрудников;
Ø информационно-технологические компетенции (освоение и использование современных информационных и телекомуникационых компетенций, различных технологий сбора, обработки и использования баз данных);
Ø поиск нестандартных, инновационных решений.
СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙРУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ
Помимо ключевых компетенций можно выделить основные, к которым относятся основные навыки и умения руководящих работников:
1. точная самооценка или поведение, при котором человек точно понимает свои сильные и слабые стороны, способен оценить, каким образом его поступки влияют на действия окружающих;
2. способность к адаптации, которая выражается в умении эффективно управлять в постоянно изменяющейся среде и решать связанные с этим задачи бизнеса, технологические проблемы и т.д.
3. способность находить и развивать таланты в своей организации; умение привлекать, развивать и удерживать в организации талантливых людей; создавать среду, способствующую обучению персонала и осознанию потенциальными лидерами своих возможностей в той или иной сфере;
4. деловая проницательность как способность понимать и использовать экономические, финансовые и производственные данные для точной диагностики сильных и слабых сторон своей организации; определять основные вопросы и разрабатывать новые стратегические направления и планы;
5. стремление к переменам как постоянный поиск возможностей (и поощрение к этому других) для использования новаторских подходов к решению задач, стоящих перед организацией;
6. умение обучать и инструктировать людей как способность вовремя помочь подчиненным советом, инструкцией и рекомендацией, а также обеспечение обратной связи о результатах их деятельности, что позволяет людям достичь высокой эффективности труда и добиться точной отчетности;
7. умение общаться и оказывать на влияние людей или умение четко и кратко выражать свои мысли, чувства и идеи как в индивидуальных, так и в групповых ситуациях; умение пользоваться языковыми средствами и привлекать внимание аудитории.
8. умение общаться с представителями различных культур, а именно умение проявлять понимание и адаптироваться к различным стилям и нормам общения, принятым в разных культурах; способность минимизировать стресс, возникающий при столкновении представителей разных культур, и использовать такие ситуации как благоприятную возможность для дальнейшего роста и развития организации;
9. ориентация на потребности клиента или формирование стратегических взаимоотношений с клиентами, при которых мнение клиента рассматривается как основа для принятия всех ключевых решений организации и имеет приоритетное значение;
10. умения и навыки использовать нужные стили и методы межличностного общения для влияния на людей и построения эффективных взаимоотношений с партнерами по бизнесу (т.е. с функциональными партнерами, внешними поставщиками, партнерами по стратегическому альянсу и т.д.);
11. нацеленность на результат как стремление устанавливать высокие личные и групповые цели; использовать методы, позволяющие отслеживать прогресс на пути к достижению этих целей; методичная и последовательная работа по выполнению поставленных задач, способствующая удовлетворению работников, как от самого процесса достижения целей, так и от постоянного самосовершенствования.
12. умение распределять и делегировать полномочия как способность правильно распределять полномочия, позволяющая формировать в работниках чувство хозяина при решении важных вопросов, связанных с деятельностью организации, и стимулирующая их расширять свои способности;
13. энергичность как обладание физическими и умственными способностями, необходимыми для решения сложных задач, связанных с деятельностью современной организации;
14. предприимчивость как проявление умения сформировать свою точку зрения на основные факторы развития рынка и донести ее до окружающих; активное использование этой информации для определения возможностей своей организации и потребностей клиента и/или для расширения своего бизнеса и выхода на новые рынки сбыта продукции или услуг.
15. проницательность в глобальном масштабе или умение понять особенности глобальной конкурентной бизнес-среды и успешно ввести в нее свою организацию; знание экономических, социальных и политических тенденций, влияющих на глобальную стратегию организации.
16. умение влиять на окружающих или способность использовать нужные стили и приемы межличностного общения, позволяющие убедить людей в правильности своих идей и планов; способность изменять свое поведение в зависимости от конкретных задач, ситуаций и личностных характеристик людей, с которыми приходится общаться;
17. стремление учиться, как проявление личного стремления постоянно учиться, а также умение вызвать в других людях желание к приобретению новых знаний и опыта; постоянная работа по обеспечению возможностей обучения;
18. способность убеждать или умение оказывать влияние на людей, заставляя согласиться со своей точкой зрения и с определенным направлением действий.