Четыре подструктуры личности в структуре ключевых квалификаций

Э.Ф. Зеер определяет компетентность как целостную и систематизированную совокупность обобщенных знаний. А компетенцию как обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, то есть способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Он считает, что реализация компетенции происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности. Помимо деятельностных знаний, умений и навыков, в структуру компетенции Э.Ф. Зеер включает мотивационную и эмоционально-волевую сферы, считая важным компонентом компетенции опыт – интеграцию в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач[5]. Психолог Э.Ф. Зеер ключевые компетенции трактует как межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Э.Ф. Зеер оперирует также понятием ключевые квалификации как общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы в сфере определенной группы профессий.

В структуре ключевых квалификаций Э.Ф. Зеер выделяет четыре подструктуры личности:

- профессиональная направленность;

- профессиональная компетентность;

- профессионально важные качества;

- профессионально значимые психофизиологические свойства.

Характеристика эталонной модели профессиональной компетентности руководителя необходима для управления системой профессиональной подготовки руководителя. Эталонная модель профессиональной компетентности руководителя должна стать нормативной в системе подготовки менеджеров. Составной частью эталонной модели должны стать измерители (или критерии) уровня освоения конкретных профессиональных компетенций. Следовательно, весь процесс подготовки руководителя, основанный на эталонной модели профессиональной компетентности, должен быть конкретным, а критерии освоения профессиональных компетенций измеримыми. Процесс должен иметь определенные временные параметры (долгосрочные, кратко- и среднесрочные), цель обучения должна быть достижимой, понятной и привлекательной.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВ

Можно назвать еще три основных компонента профессиональной компетентности кадров управления:

1) способность к управленческой деятельности;

2) готовность к управленческой деятельности;

3) профессионально значимые качества личности, обеспечивающие эту деятельность.

При этом профессиональная компетентность понимается как категория динамичная, развивающаяся, зависящая от конкретно-исторической ситуации, ограничивающей ее правовыми установками, социальными требованиями, нормами, стандартами и правилами поведения.

Исследователи определяют различные уровни развития профессиональной компетентности, основанные на системе личностных и деятельностных показателей:

- эффективность деятельности;

- уровень квалификации и профессиональной компетентности;

- оптимальная интенсивность и напряженность труда;

- организованность;

- низкая зависимость деятельности от внешних факторов;

- владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

- стабильность высоких показателей деятельности;

- уровень развития личностно-деловых и профессионально важных качеств;

- высокий уровень мотивации достижений;

- возможность развития субъекта труда как личности;

направленность на достижение положительных социально значимых целей.

Развитие профессиональной компетентности связано с совершенствованием личностных и социальных компетенций, обеспечивающих успешность освоения работником какой-либо профессиональной деятельности, эффективность ее исполнения и высокий уровень установки на саморазвитие.

При этом личностное развитие предполагает освоение компетенций, относящихся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности. Социальное развитие предполагает освоение компетенций, относящихся к взаимодействию человека с другими людьми. И, наконец, деятельностное развитие предполагает освоение компетенций, относящихся непосредственно к деятельности человека.


Наши рекомендации