Оценка профессиональной компетентности руководителей и специалистов в организации

В современных организациях применяют различные инструменты анализа и оценки состояния конкретных направлений и технологий кадровой политики. Профессиональная компетентность руководителей и специалистов в организации может рассматриваться как один из инструментов анализа и оценки.

Уровень развития профессиональной компетентности руководителей и специалистов во многом влияет на реализации программ стратегического развития организации. Благодаря владению компетенциями, достигаются

Ø результативная организация рабочего времени сотрудников;

Ø реализация стратегических планов и целей в подразделениях;

Ø совмещение цели организации с целями подчиненных;

Понятие профессиональной компетентности в течение XX века рассматривалось представителями различных научных направлений, с одной стороны, как требования к процессу обучения, с другой, как результат подготовки специалиста.

Энциклопедия профессионального образования определяет профессиональную компетентность как интегральную характеристику деловых, личностных и нравственных качеств человека, отражающих уровень профессиональных знаний, умений, навыков, опыта, высокого уровня мотивации, достаточных для осуществления определенной деятельности и достижения ее целей.

Профессиональные компетенции — это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями.

С этой точки зрения ключевые компетенции в структуре профессиональной компетентности включают следующие элементы:

Ø знания (knowledge);

Ø умения (skills);

Ø способности (abilities);

Ø иные характеристики (other).

РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Понятие профессиональной компетентности применяется не только к оценке деятельности специалистов, но и руководителей, характер труда которых связан с принятием управленческих решений, то есть имеющих права решать, судить о чем-либо на основе глубоких знаний в определенных областях. «Другие специалисты (не руководители, не управленцы), как правило, называются профессионалами, мастерами, специалистами высочайшей квалификации. "Критерием профессиональной компетентности является общественная значимость труда специалиста, его авторитет в конкретной области знаний (деятельности)» [1]. Академик РАО С.Я.Батышев, рассматривая профессиональную компетентность, включает в нее не только профессиональные навыки как опыт деятельности, умения и знания, но и развитые социально-коммуникативные, индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности. По мнению С.Я. Батышева, профессиональная компетентность является основой профессиональной деятельности личности, отражающихся в безошибочности выполнения функций трудового процесса, умения анализировать, работать с документацией и информацией, наличия высокого уровня технической и технологической культуры и многое другое. Социально-коммуникативная компетенция проявляется в способностях каждого специалиста к сотрудничеству, бесконфликтности, ведению переговоров, адаптации к условиям труда, установлению межличностных, партнерских контактов, организации труда, и др. Компетенция самоуправления определяет такие индивидуальные способности, как инициативность, творческое мышление, ответственность, умение управлять собой и другими, умение учиться и овладевать профессиональным мастерством[2]. Профессиональная компетентность управленческих кадров является объектом исследований в отечественной науке в течение многих лет. Так, А.И. Панарин рассматривает компетентность как совокупность коммуникативных, конструктивных и организационных умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе[3]. Е.И. Огарев представляет профессиональную компетентность как категорию оценочную, которая характеризует человека как субъекта специализированной социальной деятельности, обладающего устойчивой способностью к деятельности со знанием дела [4].




Наши рекомендации