Психология деятельности организации
Мотивы учебной деятельности
· В процессе обучения существуют три группы мотивов, в зависимости от того, что лежит в основе мотивации, – побуждение или потребность познания. Эти мотивы связаны с традиционными и активными методами обучения:
· 1) непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникать у студентов за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данному предмету;
· 2) перспективно побуждающие мотивы. Познавательная активность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой учебной деятельности. Например, у студентов формируется мотив к обучению, поскольку им необходимо сдать сессию на «отлично»;
3) позновательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знаний, истины. Они появляются при применении активных методов обучения и, возникнув, превращаются в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения
Совместная деятельность
три модели совместной деятельности:
1. совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего дела независимо от других);
2. совместно-последовательная (общая задача выполняется последовательно каждым);
3. совместно взаимосвязанная (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми другими).
Основные признаки совместной деятельности:
· наличие общих целей для участников взаимодействия (совместная деятельность, как и другая форма кооперации, порождается необходимостью достижения таких целей, которые недоступны отдельному человеку или достижимые частично);
· совместная деятельность целесообразна в том случае, когда заранее ставятся осознанные цели;
· участники совместной деятельности, кроме индивидуальных мотивов, должны иметь стимул работать вместе, то есть следует сформировать общую мотивацию для достижения цели;
· необходимое разделение единого процесса достижения коллективной цели на определенные составляющие, то есть на отдельные, но функционально связанные совокупностью действий, операций и их распределением между участниками взаимодействия;
· объединение (или совмещение) индивидуальных дальностей, которое понимается как образование целостности совместной деятельности и содействия возникновению взаимосвязей и взаимозависимостей между участниками этой деятельности;
· согласованные, координированные выполнения распределенных и объединенных индивидуальных дальностей всех участников;
· необходимость в управлении (включая самоуправление) - потребность, внутренне присуща совместной деятельности;
· наличие единого заключительного результата, общего для участников совместной деятельности;
· единое пространственно-временное функционирование участников взаимодействия.
В организации коллективной деятельности имеются следующие основные аспекты, которые характеризуют взаимодействие как процесс: действующие индивиды, совместные действия, информационные связи, взаимовлияния, взаимоотношения, взаимопонимание
Психология деятельности организации
Дидактическая единица № 2
Тема 7. Планирование работы с учетом специфики профессионального учебного учреждения
План
Общие требования к планированию работы профессионального образовательного учреждения
Содержание работы профессионального учебного заведения
Планирование методической работы
· В системе управленческого труда планирование является важнейшей функцией деятельности руководителя, следующей за педагогическим анализом и принятием управленческого решения. Реализация управленческих решений начинается с планирования, с продумывания способов решения, с мысленной модели каждого из них.
· Для организации планирования и осуществления контроля за его выполнением необходимо:
· • знать, какие отчетно-планирующие документы должны быть в профессиональном образовательном учреждении (их перечень составляется на основе анализа нормативных документов)
· знать основные требования к структуре и содержанию планов.
План состоит из введения, содержащего задачи работы на учебный год, и основной части, состоящей из ведущих направлений деятельности по решению этих задач. Эти задачи охватывают либо деятельность учреждения в целом, либо отдельных его подразделений (перспективно-тематические планы, планы уроков), либо педагогические формы организации работы (методической, внеклассной). Введение годового плана включает констатирующую и постановляющие части. Констатирующая часть содержит краткий анализ состояния дел в образовательном учреждении за истекший период по следующим направлениям:
· • выпуск и прием учащихся;
· • изменения в кадрах;
· • результаты общеобразовательной и профессиональной подготовки (достижения и недостатки);
· • состояние педагогической деятельности коллектива;
· учебно-материальной базы;
· • руководящей деятельности администрации.
· На основании такого анализа формируются поочередные задачи, которые записываются в постановляющую часть введения. Такая целевая ориентация придает работе инженерно-педагогического коллектива исследовательский характер, что в условиях перехода профессионального образовательного учреждения в режим развития особенно важно.
При планировании работы профессионального образовательного учреждения уделяется внимание анализу организационных условий учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих нормальное его протекание. К организационным условиям учебно-воспитательного процесса относятся:
· • обеспеченность учреждения контингентом обучаемых, инженерно-педагогическими кадрами, обслуживающим персоналом;
· • использование реальных учебных режимов, новых организационно-педагогических форм обучения, режимов труда и отдыха учащихся;
· • наличие учебных планов и программ. Соответствие расписания занятий учебным планам и санитарно-гигиеническим требованиям;
· • материально-техническая оснащенность учебного процесса;
· • социальная устроенность инженерно-педагогических работников.
Организационно-педагогические условия обеспечивают возможность протекания учебно-воспитательного процесса и его эффективность, в связи с чем анализ этих условий представляется важной функцией, которая должна быть отражена в плане работы учреждения.
· Большую роль в организации методической работы в профессиональном образовательном учреждении играет педагогический (методический) кабинет. Основные направления его деятельности:
1. Сбор, систематизация и хранение методических материалов, научно-технической и педагогической информации, дидактических материалов (перспективно-тематических планов, планов уроков, методических разработок преподавателей и мастеров производственного обучения, творческих заданий, перечней учебно-производственных работ), учебно-методической и справочной литературы, экспозиционных материалов для оформления выставок.
2. Создание условий для эффективной, целенаправленной, систематической работы инженерно-педагогического коллектива:
· • подбор документов, литературы и материалов для подготовки теоретических и проблемных семинаров, методического совета, заседаний методических комиссий, внеклассных мероприятий;
· • аннотирование материалов по наиболее актуальным проблемам;
· • организация выставок для пропаганды современных направлений методической деятельности, достижений педагогической теории и практики;
· • создание картотеки, справочно-библиографического каталога, указателей для облегчения ориентации в материалах педагогического кабинета.
3. Создание условий для совершенствования общей культуры и эрудиции инженерно-педагогического коллектива, роста его правовой, экономической, эстетической просвещенности: участие в организации и проведении читательских конференций, выставок, диспутов и т. д.