Сборники произведений для детей
Антология советской детской песни. Вып. 1. / Сост. Л. М. Жарова и Л. В. Тихеева. М., 1986.
Антология советской детской песни. Вып. 2. / Сост. Е. В. Николаева и М. В. Борисова. М., 1987.
Антология советской детской песни. Вып. 3. / Сост. В. В. Масленников и Л. В. Алдакова. М., 1988.
Антология советской детской песни. Вып. 4 / Сост. Ю. Алиев. М., 1989.
Колокольчик. Песни для детей младшего и среднего школьного возраста. М., 1990.
Методические рекомендации по освоению детской вокальной музыки (хрестоматия). / Сост. Л. Я. Поликина. М., 1986.
Музыкальный иллюзион. Вып. 1 / сост. Е. М. Ботяров. М.. 1990.
Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. 1 – 6 классы. / Под ред. Д. Кабалевского. М., 1978, 1982, 1983, 1985, 1987, 1988, 1989.
Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. 7 класс. Под ред. Д. Кабалевского. М., 1987.
Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. 8 класс. Под ред. Ю. И. Челкаускас. М., 1993.
Чайковский П. Детские песни. М., 1981.
Чичков Ю. Избранные песни для детей. М., 1988.
5.6.2. Список справочной литературы, разрешенной для использования при подготовке к ответу на итоговом государственном экзамене
Не предусмотрено.
* * *
6. Порядок подготовки к сдаче и сдача
государственного междисциплинарного экзамена
Порядок проведения государственного экзамена регулируется пунктом 9.2. Положения о порядке ГИА ПГГПУ.
6.1 Методические рекомендации обучающимся
по подготовке к государственному междисциплинарному экзамену:
· подготовку к экзамену целесообразно осуществлять по разделам программы (пройденным учебным дисциплинам);
· следует внимательно прочитать вопрос экзаменационного билета, понять его содержание;
· целесообразно при подготовке ответа на вопрос прочитать конспекты лекций и практических занятий, а также рекомендованную к экзамену обязательную литературу;
· желательно вести кратки записи ответа на вопрос, сопровождая их собственными комментариями;
· желательно «встраивать» содержание ответа на вопрос в соответствующий историко-культурный контекст.
6.2. Содержание государственного междисциплинарного экзамена
Содержание государственного междисциплинарного экзамена «История, теория, методика музыкального образования» строится на теоретическом материале дисциплин учебного плана: «История музыкального образования»; «Музыкальное образование за рубежом»; «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «Теория музыкального образования», «Методика обучения и воспитания (Музыкальное образование)».
«История музыкального образования».
Раздел I. Музыкальное образование в российской школе. Музыка в различных типах и видах дореволюционных школ: начальных народных училищах, церковно-приходских школах, гимназиях, епархиальных училищах, духовных семинариях, кадетских корпусах, женских институтах. Общая характеристика указанных учебных заведений. Место музыки в учебных планах данных школ, содержание учебных программ по музыке для занятий школьников, особенности музыкально-образовательной практики в данных школах. Опытная работа в области детского музыкального образования (на примере деятельности Н.Я. Брюсовой, В.Н. Шацкой). Нотная и музыкально-педагогическая литература конца XIX – начала XX века для общеобразовательных школ. Музыка для детей П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Ц.А. Кюи, А.К. Лядова, А.Т. Гречанинова и других композиторов. «Методика пения» (1913 г.) А.Л. Маслова как образец авторского подхода к решению проблем школьного музыкального образования. Профессиональное музыкальное образование в дооктябрьской России. Особенности русских консерваторий. Своеобразие отечественных церковнопевческих учебных заведений – регентских классов Петербургской певческой капеллы, Московского синодального училища церковного пения. Деятельность А.Д. Городцова по развитию музыкального образования на Урале: подготовка учителей на певческих курсах, издание нотной литературы для народных хоров и школ, организация хоров, их деятельность по приобщению детей и взрослых к классической и народной музыке (концерты, постановка оперных спектаклей).
Развитие отечественного музыкального образования в послеоктябрьский период: поиск новой парадигмы школьного музыкального образования в 20-е годы, изменения в общем музыкальном образовании 30-х годов, музыка в школе военных и послевоенных лет, развитие детского музыкального образования в 60-е – первой половине 80-х годов, музыка в школе новейшего времени.
Место музыки в учебных планах отечественной школы на различных этапах ее послеоктябрьского развития. Содержание и формы учебной и внешкольной музыкально-образовательной работы с детьми. Научные исследования в области школьного музыкального образования. Становление и развитие музыкально-педагогического образования в стране. Ведущие идеи реформы российского образования начала 90-х годов. Инновации в школьном музыкальном образовании конца XX века. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2010 года и проблемы музыки в школе (базовый компонент образования, углубленное преподавание музыки, профильное музыкальное образование на старшей ступени школы).
Раздел II. Музыкальное образование за рубежом. Концепции музыкального образования Э. Жак-Далькроза, К. Орфа, 3. Кодая, Ш. Судзуки, Э. Бальчитиса. Общая характеристика жизни и творчества авторов концепций. Ведущие идеи зарубежных музыкально-педагогических концепций, общее и особенное в них. Распространение указанных концепций в мире и России, источники для их изучения.
Практика музыкального образования в развитых странах мира. Система школьного образования в Германии, США, Японии. Место музыки в школьном образовании указанных стран. Содержание преподавания музыки в школе. Формы внешкольной музыкальной работы с детьми. Профессиональное музыкальное образование в странах Запада. Подготовка учителей музыки для общеобразовательных учебных заведений.
«Музыкальная психология и психология музыкального образования»
Музыкальная психология и психология музыкального образования как области науки и как учебные предметы, антропологический подход к их изучению. Психологическое содержание понятий «музыкальность» и «музыкальные способности». Музыкальность как особая способность и потребность человека. Структура и компоненты музыкальных способностей, особенности их развития на разных возрастных этапах. Диагностика музыкальных способностей учителем музыки, педагогом музыкальной школы. Функциональный и смысловой аспект музыкальных способностей: слух аналитический и интонационный. Модели музыкальных способностей Б.М. Теплова, В.И. Петрушина, М.С. Старчеус, Д.К. Кирнарской.
Музыкальные потребности личности и мотивация в музыкально-образовательном процессе. Особенности эмоционально-волевой сферы и психомоторных актов музыканта. Музыкально-познавательные процессы психики личности. Развитие музыкального восприятия, музыкального мышления и эмоциональной сферы учащихся в процессе музыкальных занятий. Психологические механизмы творчества в процессе музыкальной деятельности. Психологическая сущность индивидуальности ребенка, проявлений его музыкальности и творческих способностей в процессе музыкальных занятий. Психологические основы обучения музыкальному языку. Музыкальная психосемантика и этномузыкальные аспекты музыкального образования. Психологическое триединство музыкального воспитания, обучения музыке и музыкально-психического развития личности.
«Теория и методика музыкального образования»
Раздел I. Теория музыкального образования. Теория музыкального образования как совокупность базовых положений, отражающих направленность, содержание, процесс и организацию музыкального образования. Связь теории музыкального образования с другими отраслями научного знания. Музыкальное образование как единство воспитания, обучения и развития учащихся. Музыкальное образование как процесс и результат учебно-воспитательной деятельности. Музыка как вид искусства и учебный предмет в школе. Место и роль эстетического воспитания и художественного образования в общеобразовательной школе. Роль искусства в развитии личности ребёнка. Теоретические основы музыкального образования в школе. Цель, задачи музыкального образования. Единство и взаимосвязь задач музыкального образования. Принципы музыкального образования. Содержание музыкального образования. Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству – основа формирования музыкальной культуры школьников. Музыкальные знания, их специфика и функции в процессе музыкального развития учащихся. Музыкальные умения и навыки как условие реализации художественной деятельности школьников. Методы и технологии музыкального образования. Обусловленность методов целевыми установками, задачами, содержанием музыкального образования, видами музыкальной деятельности. Организационные формы музыкально-образовательного процесса. Урок как основная форма организации учебной деятельности. Внеклассные и внешкольные формы музыкального образования: преемственность и специфика. Ориентиры музыкального развития школьников и оценка результатов учебной деятельности.
Раздел II. Методика обучения и воспитания (музыкальное образование). Ребенок как субъект методики музыкального образования. Организация содержания и процесса музыкального образования с учетом возрастных особенностей учащихся. Виды музыкальной деятельности учащегося: функции, содержание. Слушание музыки как вид учебной деятельности. Основные этапы слушания музыки. Педагогическое руководство процессом восприятия музыки учащимися. Значение, воспитательные и образовательные возможности хорового пения в массовом музыкальном воспитании. Особенности развития детского голоса. Вокально-хоровые навыки. Вокальные упражнения. Основные этапы и методы разучивания песни. Инструментальное музицирование. Музыкально-пластическое движение. Творческая деятельность учащихся на уроках музыки и способы её организации. Виды творческих заданий. Развитие музыкальной грамотности учащихся и обучение их нотной грамоте. Развитие музыкальных способностей учащихся (звуковысотного, гармонического слуха, метроритмического и ладового чувства). Методика подготовки учителя к уроку музыки.