Полифонические произведения педагогического репертуара
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. Маленькие прелюдии и фуги. Двухголосные инвенции.
Вебер К.М. Шесть маленьких фуг.
Гендель Г. Ф. Сюита № 4. Фугетта.
Ипполитов-Иванов М.М. Прелюдия и канон, Ор.7.
Произведения крупной формы педагогического репертуара
Бетховен Л. Сонатины. Сонаты: соль минор, ор.49 № 1, соль мажор, ор.49 № 2. Шесть легких вариаций на швейцарскую тему.
Глазунов А.К. Сонатина Ля Минор.
Клементи М. Сонатины.
Кулау Ф. Сонатины.
Моцарт В.А. Шесть сонатин.
Солер А. Сонаты.
Шуман Р. Сонаты для юношества, ор.18.
Пьесы педагогического репертуара
Барток Б. Микрокосмос.
Гаврилин В.Д.. Детская сюита.
Гедике А. Альбом фортепианных пьес.
Глинка М.И. Детская полька.
Глиэр Р.М. Альбом фортепианных пьес.
Гречанинов А.Т. Детский альбом. Бусинки.
Григ Э. Лирические пьесы.
Дебюсси К. Детский уголок.
Кабалевский Д.Б. Пьесы.
Мендельсон-Бартольди Ф. Шесть детских пьес.
Мошковский М. Тарантелла.
Наседкин А.А. Детский Альбом.
Прокофьев С.С. Детская музыка.
Регер М. Альбом для юношества.
Свиридов Г.В. Альбом пьес для детей.
Фильд Дж. Ноктюрны.
Чайковский П.И. Детский альбом.
Шостакович Д.Д. Танцы кукол. Детская тетрадь.
Шуман Р. Альбом для юношества.
Щедрин Р.К. Альбом для юношества.
3.6.2. Список справочной литературы, разрешенной для использования при подготовке к ответу на итоговом государственном экзамене
Не предусмотрено.
* * *
4. Содержание, форма и порядок подготовки и проведения итогового
государственного экзамена «Музыкальное исполнительство (Дирижирование)»
Содержание итогового государственного экзамена «Музыкальное исполнительство (Дирижирование)» строится на знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе освоения программ следующих учебных дисциплин:
1. Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур.
2. Хоровой класс и практическая работа с хором.
3. Хороведение и хоровая аранжировка.
4. Музыкальное исполнительство (Дирижирование).
4.1. Цель, задачи и форма итогового государственного экзамена
«Музыкальное исполнительство(Дирижирование)»
Государственный экзамен является составной частью Итоговой государственной аттестации студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование».
Содержание итогового государственного экзамена устанавливает Ученый Совет факультета. Выпускник должен исполнить концертную программу, включающую произведения разных эпох, жанров и стилей.
Цель экзамена:установление наличия профессиональной компетентности выпускников в части государственных требований к качеству освоения основной образовательной программы по направлению.
Основными задачами итогового государственного экзамена являются:
- систематизация выпускниками знаний, умений и навыков по дисциплине;
- выявление уровня подготовленности бакалавров к профессиональной музыкально-педагогической деятельности.
Процедура организации итогового государственного экзамена
3.2.1. Приказом ректора университета утверждается государственная экзаменационная комиссии, состав которой доводится до сведения студентов.
3.2.2. Допуск каждого студента к государственным экзаменам осуществляется приказом ректора университета.
3.2.3. В соответствии с программой государственных экзаменов проводятся консультации.
3.2.4. Подготавливается учебно-программная документация (индивидуальные планы, характеристики студентов), экзаменационные ведомости.
3.2.5. Сроки проведения экзаменов и консультаций отражаются в расписании.
3.2.6. По завершении государственного экзамена экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты выступлений каждого студента и выставляет каждому студенту согласованную итоговую оценку.
3.2.7. Итоговые оценки по экзамену сообщаются студентам в день сдачи экзамена, выставляются в протоколе экзамена, экзаменационной ведомости и зачетных книжках студентов. Председатель и члены экзаменационной комиссии расписываются в протоколе, экзаменационной ведомости и в зачетных книжках.
3.2.8. Протоколы государственного экзамена утверждаются председателем ГАК, оформляются в специальном журнале, хранятся в деканате. По истечении срока хранения протоколы передаются в архив.
Требования к теоретической части итогового государственного экзамена
Теоретическая часть не предусмотрена.
Требования к практической части итогового государственного экзамена
Оценка уровня профессиональной подготовленности студента осуществляется через освоение программы, включающей произведения сопровождением и a cappella, сочинения крупной формы.
Экзамен состоит из двух частей:
1) дирижирование хором — 2 произведения или сочинение крупной формы (часть его);
2) дирижирование под инструмент (ф-но) — 2 произведения (с сопровождением и a cappella).
На экзамене выпускник должен продемонстрировать умение:
¾ осуществлять музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ изучаемого произведения;
¾ пользоваться дирижерской техникой, позволяющей убедительно отражать художественный образ произведения и исполнительскую интерпретацию дирижера;
¾ видеть, слышать, понимать певцов хора и внушать им эмоциональное состояние, адекватное художественному образу произведения и исполнительской концепции дирижера.
Примерные варианты экзаменационных программ
вариант 1
Дирижирование хором:
1. Г. Свиридов. Кантата «Курские песни» №№ 1, 4, 6.
Дирижирование под инструмент:
2. Ф. Пуленк. Кантата «Лик человеческий» №4.
3. Г. Свиридов. Кантата «Курские песни» №№ 2, 3, 5, 7.
вариант II
Дирижирование хором:
1. В.А. Моцарт. Заключительный хор из II действия оперы «Идоменей».
2. У. Швандт и Ф. Андре, сл. Г. Кана, аранж. В. Пономарева
«Dream, a little dream of me».
Дирижирование под инструмент:
3. К. Проснак «Море»
4. Г. Свиридов «Патетическая оратория» №5 «Здесь будет Город-сад».
4.5. Общие критерии оценки уровня подготовки выпускника по итогам государственного экзамена
4.5.1. Общие критерии оценки уровня подготовки выпускника по итогам государственного экзамена по дисциплине «Музыкальное исполнительство (дирижирование)» включают:
¾ уровень освоения студентом музыкального материала, предусмотренного учебными программами по дисциплинам Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»;
¾ умения студента использовать приобретенные знания, умения, навыки и собственный исполнительский опыт для воплощения художественного образа музыкального произведения.
4.5.2. В соответствии с указанными критериями выступление студента оценивается следующим образом:
оценка | исполнение экзаменационной программы |
«отлично» | отличное владение дирижерским жестом, отражающим художественную суть исполняемых хоровых произведений |
«хорошо» | достаточно хорошее владение мануальной техникой, с некоторыми неточностями в исполнительской практике исполняемой музыки |
«удовлетворительно» | поверхностное знание исполняемой программы, имеется несоответствие темпа, динамики и других музыкально-выразительных средств указаниям автора, нет свободы в работе дирижерского аппарата, во владении техническими и художественными приемами в дирижировании |
«неудовлетворительно» | несовершенное исполнение программы вследствие много-численных технических ошибок, плохо развита эмоцио-нально-художественная сфера; слабое владение дирижерской техникой: не ясный ауфтакт, отсутствие «точек», плохое владение дирижерским штрихом, беспомощность в выражении художественно-эмоцио-нального строя произведения. |
Учебно-методическое обеспечение государственного экзамена
Литература
Хоры с сопровождением
Бородин А. Хор бояр из оперы «Князь Игорь».
Верди Д. Хор цыган из оперы «Трубадур».
Верди Д. Женский хор «Кто там с победой к славе» из оперы «Аида».
Верди Д. «Ты прекрасна о, Родина наша», хор из оперы «Навуходонорос».
Верстовский А. Хор девушек из оперы «Аскольдова могила».
Гречанинов А. «Подснежник», переложение для хора Вахромеева.
Григ Э. Хор из оперы «Олаф Тригвасон».
Гуно Ш. Хор придворных из оперы «Ромео и Джульетта».
Калинников В. «На старом кургане».
Мусоргский М. «Батя, батя», хор из оперы «Хованщина».
Прокофьев С. Песня об Александре Невском из кантаты «Александр Невский».
Римский-Корсаков Н. Хор опричников из оперы «Царская невеста».
Рахманинов С. «Весенние воды», переложение для женского хора А. Егорова.
Рахманинов С. «Слава народу».
Рубинштейн А. «Ноченька» из оперы «Демон».
Свиридов Г. «Поет зима», хор из поэмы «Памяти Сергея Есенина».
Чайковский П. Хор пастухов и пастушек из оперы «Пиковая дама».
Чайковский П. «Проводы масленицы» из музыки к сказке «Снегурочка».
Чайковский П. Кантата «Москва» №1.
Чесноков П. «Не сжатая полоса», «Листья», «Крестьянская пирушка».
Шуман Ф. «Цыгане».
Хоры без сопровождения
Бах И. «Сердце, молчи».
Бойко Р. «Там неба осветленный край»; «Вечером синим».
Гибалин Б. «Острова плавучие» из хорового цикла «Счастье трудных дорог».
Глинка М. «Москва» («Патриотическая песня»).
Глиэр Р. «Из моря смотрит островок».
Давиденко А. «Море яростно стонало», «Казнь».
Коваль М. «Ильмень-озеро».
Коваль М. «Слезы».
Кравченко Б. «Петухи» из хорового цикла «Русские фрески».
Рубинштейн А. «Месть».
Проснак М. «Море».
Пуленк Ф. «Прекрасная и похожая».
Свиридов Г. «Табун».
Снетков Б. «Море спит».
Слонимский С. «В небе тают облака».
Флярковский А. «Клен», «Подмосковная березка», «Невская акварель».
Хиндемит П. «Зимой».
Чайковский П. «Ночевала тучка», «Вечер», «Соловушко».
Шостакович Д. «10 хоровых поэм». №1.
Шебалин В. «Береза», «Утес», «полынок».
Щедрин Р. «Первый лед».
Фуга
Бах И. «Я в горе тяжком слезы лил» из кантаты №21, русский текст Я. Родионова.
Березовский М. «Не отвержи мене во время старости».
Бортнянский Д. Концерт №32, сл. А. Машистова, сл. Д. Тонского.
Брамс И. Немецкий реквием №3, 7.
Гайдн И. Большая месса «Kyrie».
Гайдн И. Оратория «Сотворение мира», хор из первой части.
Гайдн И. Оратория «Сотворение мира», заключительный хор.
Гендель Г. «Героя подвиг нам дал спасения». Из оратории «Мессия», русский текст К. Алемасовой.
Глинка М. Вступление и фуга.
Дегтярев С. «К тебе, герой, взываем» из оратории «Минин и Пожарский», сл. Гончарова.
Моцарт В. «Requiem» «Hostias».
Моцарт В. Большая месса «Et vitam venturi saiculi».
Перголези Д. Камерная кантата «Stabat Mater» №8.
Танеев С., сл. А. Толстого. Кантата «Иоанн Дамаскин», часть III.
Чайковский П. Фуга из кантаты «В память двухсотой годовщины рождения Петра Великого», сл. Я. Полонского.
Смешанные размеры
С сопровождением:
Бородин А. Песня темного леса. Переложение для хора В. Калинникова (7/4, 3/4, 5/4, 98, 29).
Буцко Ю., сл. народные. Возле терема. Из кантаты «Свадебные песни». (5/4, 3/4, 2/4, 4/4).
Римский-Корсаков Н. Будет красен день. Хор из оперы «Садко». (11/4, 3/2, 28, 29).
Римский-Корсаков Н. «Гой, ты, Садко». Хор из оперы «Садко». (11/4, 28, 29).
Римский-Корсаков Н. «С крепкий дуб тебе вырасти». Хор из оперы «Сказка о царе Салтане». (5/8, 5/4).
Чайковский П. Я завью венок. Из оперы «Мазепа» (5/4, 3/4).
Бриттен Б. «Dies irae» из оратории «Военный реквием».
Без сопровождения:
Русская народная песня: Ой, да, ты, калинушка. Обработка для хора А. Новикова (7/4).
Русская народная песня: Не на месте садик вырос. Обработка В. Тромбицкого. Переложение для хора Е. Красотиной (7/4).
Русская народная песня: Уж вы, мои ветры. Обработка для хора С. Попова (7/4).
Русская народная песня: Как по морю. Обработка А. Пащенко.
Попов Г., пер. Р. Михайловской. Распашу я полюшко (7/4).
Богара И., русский текст Я. Серпина. Три шуточные песни (5/4, 2/4).
Фалик Ю. Увертюра (5/4). Поэма на ст. Игоря Северянина.
4.6.2. Список справочной литературы, разрешенной для использования при подготовке к ответу на итоговом государственном экзамене
Не предусмотрено.
* * *
5. Содержание, форма и порядок подготовки и проведения итогового
государственного экзамена «Музыкальное исполнительство (Сольное пение)»
Содержание итогового государственного экзамена «Музыкальное исполнительство (Сольное пение)» строится на знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе освоения программ следующих учебных дисциплин:
1. Класс сольного пения.
2. Музыкальное исполнительство (Сольное пение).
5.1. Цель, задачи и форма итогового государственного экзамена
«Музыкальное исполнительство(Сольное пение)»
Государственный экзамен является составной частью Итоговой государственной аттестации студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование».
Содержание итогового государственного экзамена устанавливает Ученый Совет факультета. Выпускник должен исполнить концертную программу, включающую произведения разных эпох, жанров и стилей.
Цель экзамена:установление наличия профессиональной компетентности выпускников в теории, методике и практике общего, дополнительного и профессионального музыкального образования.
Основными задачами итогового государственного экзамена являются:
– систематизация выпускниками знаний, умений и навыков по дисциплине;
– выявление уровня подготовленности бакалавров к профессиональной музыкально-педагогической деятельности.