Опросник отношения к экзаменам

КОНТРОЛЬНЫМ И ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и обведите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как часто описываемые ситуации встречаются в вашей жизни. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Пожалуйста, ответьте на каждый пункт.

1. Почти никогда.

2. Иногда.

3. Часто.

4. Почти всегда.

Я чувствую себя уверенно и расслабленно во время экзаменов, контрольных и проверочных работ 1 2 3 4
Во время экзаменов я ощущаю волнение и беспокойство 1 2 3 4
Мысли о том, что я плохо сдаю экзамен (решаю контрольную работу), мешают мне сосредоточиться на выполнении заданий 1 2 3 4
Во время экзаменов я начинаю задумываться, закончу ли я когда-нибудь школу (вуз) 1 2 3 4
Чем дольше я работаю над выполнением проверочного задания, тем больше я в нем путаюсь 1 2 3 4
Я очень нервничаю, когда выполняю важную контрольную или проверочную работу 1 2 3 4
Я очень нервничаю перед экзаменом, контрольной работой, даже если хорошо к ним подготовлен 1 2 3 4
Я начинаю беспокоиться еще до того, как получу назад проверенную контрольную работу 1 2 3 4
Во время экзаменов, контрольных и проверочных работ я очень напряжен 1 2 3 4
Пока я работаю над контрольной или проверочной работой, я думаю о возможном «провале» 1 2 3 4
Я впадаю в панику, когда выполняю важные контрольные и проверочные работы 1 2 3 4
Перед важными экзаменами меня охватывает сильное беспокойство 1 2 3 4
Мое сердце сильно бьется на важных экзаменах, контрольных и проверочных работах 1 2 3 4
Мне легко сосредоточиться на выполнении проверочного задания (при ответе на экзаменационный вопрос) 1 2 3 4
На экзаменах и контрольных работах из-за неумения выкинуть посторонние мысли из головы я забываю то, что на самом деле хорошо знаю 1 2 3 4
Когда преподаватель внезапно задает вопрос, то я чувствую себя растерянным(ной) и не могу собраться с мыслями 1 2 3 4
Мысль о том, что меня оценивают, мешает мне сосредоточиться и успешно сдать экзамен (выполнить контрольную работу) 1 2 3 4
Чем важнее экзамен, тем хуже я его сдаю 1 2 3 4
Взяв билет, я читаю вопросы и вначале их совсем не понимаю, лишь перечитав несколько раз, вникаю в их смысл 1 2 3 4
Я боюсь того, что на экзамене мне зададут еще один вопрос 1 2 3 4

Литература

Карандашев В. Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Ч. Спилбергера / В. Н. Карандашев, М. С. Лебедева, Ч.. Спилбергер – СПб.: Речь, 2004 – 80 с.

Микляева А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.

Нейхард Дж. Властелин эмоций / Дж. Нейхард, М. Вейнштейн, Р. Конри. –СПб.: Питер Пресс, 1997. – 208 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕ МОТИВИРОВАННОЙ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Вопросы для обсуждения

1. Понятия «мотив», «мотивация».

2. Мотивы учения. Классификация мотивов учения.

3. Изучение мотивации школьников.

4. Формирование учебной мотивации школьников.

5. Особенности мотивации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

6. Развитие учебной мотивации школьников в начальной школе.

7. Оценочная деятельность учителя как фактор развития учебной мотивации школьников в начальной школе.

Задания

1. Приведите примеры мотивирующих фраз, пословиц. Например, тяжело в учении – легко в походе! (А. Суворов).

2. Составьте собственную мотивирующую речь для обучающихся. Прежде, чем написать мотивирующую речь, подумайте: зачем и когда учитель это делает; когда обычно это происходит: перед началом урока, во время урока, перед изучением новой темы или в перерыве между заданиями или в конце урока.

3. Выпишите проанализируйте свои мотивы учения.

4. Разработайте и представьте план урока с использованием методов мотивации и стимулирования деятельности. Например, с использованием на уроке интерактивной доски и системы «безурочного» преподавания[1]:

5. Подберите методики изучения учебной мотивации школьников (не менее 5 методик).

4. Оценить уровень школьной мотивации у одного ребенка младшего школьного возраста посредством методики «Оценка школьной мотивации»[2].

6. Заполните таблицу «Карта изучения состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования»:



Уровень Тип отношения к учению Мотивация учения Умение учиться
Мотивы (ради чего учится) Цели (какие цели ставит и реализует в учении) Эмоции (как переживает учение ученик) Обученность (как умеет учиться школьник) Обучаемость (как может учиться школьник)
Знания Учебная деятельность
Отрицательное отношение            
Нейтральное (пассивное) отношение            
Положительное (аморфное, нерасчлененное, ситуативное) отношение (предотношение)            
Положительное (познавательное, осознанное) отношение            
Положительное (адекватное, инициативное. творческое) отношение            
Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение            

Наши рекомендации