Изучение оценочной тревожности

Цель занятия: изучить понятия страх, тревога, тре­вожность; рассмотреть историю изучения оценочной тревожности в психологии; приобрести навыки использования методики «Опросник оценочной тревожности», помощи детям с признаками оценочной тревожности, работы с родителями по профилактике оценочной тревожности школьников.

Вопросы для обсуждения

1. Страх и тревога.

2. Тревога и тревожность.

3. Оценочная тревожность как черта личности.

4. Оценочная тревожность как процесс.

5. Признаки оценочной тревожности у школьников в начальной школе.

6. Профилактика оценочной тревожности у школьников в начальной школе (работа со школьниками, родителями и т.д.)

Задания

1. Составить конспект (презентацию) на тему «Оценочная тревожность» (включая вопросы страх и тревога, тревога и тревожность, оценочная тревожность как черта личности, оценочная тревожность как процесс, признаки оценочной тревожности у школьников в начальной школе.

2. Составить памятку для школьника «Как вести себя на контрольной, проверочной работе»

3. Предложите свои критерии оценивания ответов обучающихся. Например, если бы я был экзаменатором за какой бы ответ я поставил «5»?

4. Нарисуйте эмблему «К экзамену готов!»

5. На контурном изображении человека отметить «зоны оценочного риска» для здоровья (например, голова – перегрузка). Составьте рекомендации по помощи данным частям организма. Придумайте название своему плакату.

6. Проведите и обработайте методику «Опросник оценочной тревожности».

Опросник оценочной тревожности – психометрическая шкала, разработанная для из­мерения индивидуальных различий в оценочной тревож­ности как ситуационно-специфической личностной черте. Опросник оценочной тревожности (ООТ) распола­гается на одном листе, включающем в себя инструкцию, 20 пунктов и место для ответа респондентов. Респондентов просят ответить, насколько часто они испытывают симптомы тревожности ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ экзаменов. Методика в целом выявляет инди­видуальные различия в склонности человека испытывать тревожность в ситуациях оценивания, а ее подшкалы поз­воляют измерить два главных компонента оценочной тре­вожности: беспокойство и эмоциональность.

Индивиды с высоким уровнем оценочной тревожности склонны воспринимать ситуации оценивания как угрожа­ющие. На экзаменах, контрольных работах они часто на­пряжены, эмоционально возбуждены полны опасений и дурных предчувствий. К тому же они склонны отвле­каться на самокритику, вместо того чтобы сосредоточить­ся на предложенных заданиях. Именно эти посторонние мысли отрицательно сказываются на результатах выполне­ния задания.

Методика адаптирована для измерения оценочной тревожности студентов и старшеклассников.

ООТ (Опросник оценочной тревожности) разработан таким образом, что может предъявляться одному человеку или целой группе. Методика не имеет временных ограни­чений , но большинство людей заполняют ее за 8 – 10 минут.

При предъявлении методики ее следует называть «опрос­ник отношения к экзаменам, контрольным и проверочным работам», как напечатано на титульном листе методики. Ав­тор настаивает на том, что следует избегать при предъявле­нии методики употребления термина «тревожность».

Как сказано в инструкции, для того чтобы выразить свое состояние, студентам следует обвести в кружок один из четырех пунктов, находящихся справа. Как правило, студенты не нуждаются в подсказках и комментариях во время заполнения ООТ. Тем не менее, если студент спро­сит: «Можно ли пропустить какой-либо пункт?», следу­ет убедить его в необходимости ответить на все пункты.

Когда ООТ предъявляется группе, следует читать ин­струкцию вслух, в то время как студенты будут читать ее про себя. Если во время заполнения ООТ возникают ка­кие-либо вопросы, необходимо поддержать студента фразой, которая не склоняет к какому-либо из ответов, например: «Просто дайте ответ, который лучше всего описывает то, как ВЫ себя обычно чувствуете».

Для описания того, насколько часто студенты (учащи­еся) переживают специфические симптомы тревожности в ситуации оценивания, они используют четырехбалль­ную шкалу

1 – почти никогда;

2 – иногда;

3 – часто;

4 – почти всегда.

Например, при ответе на пункт 11: «Я впадаю в пани­ку, когда выполняю важные контрольные и проверочные работы» студент выбирает ответ, который лучше всего описывает то, как он себя обычно чувствует во время эк­замена.

Значения цифр, обведенных испытуемым в кружок, соответствуют баллу по данному пункту шкалы. Ответ – «почти никогда» указывает на низкую оценочную тре­вожность и оценивается одним (1) баллом. «Почти все­гда» указывает на высокий уровень оценочной тревожно­сти и оценивается четырьмя (4) баллами.

Но для пункта 1 и пункта 14 ответ «почти никогда» указывает на высокий уровень тревожности, а ответ – «почти всегда» – на низкий. Поэтому ответы 1, 2, 3,4 пе­реводятся соответственно в 4, 3, 2, 1 балл.

Общий показатель оценочной тревожности определя­ется по сумме всех 20 пунктов. Так как каждый пункт мо­жет быть оценен от 1 до 4, то минимальный общий балл ООТ будет 20, а максимальный – 80.

Также в методике есть две подшкалы, которые измеря­ют два главных компонента оценочной тревожности: бес­покойство и эмоциональность. Каждая подшкала состоит из 8 пунктов и, следовательно, по данным подшкалам можно набрать от 8 до 32 баллов.

Пункты подшкалы ООТ, измеряющие беспокойство: 5,10,15,16,17,18,19,20.

Пункты подшкалы ООТ, измеряющие эмоциональ­ность:

1,2,6,7,8,9,12,13.

Если студент не ответил на один или два пункта, об­щий балл ООТ все равно может быть подсчитан. Это про­водят следующим образом:

1. Подсчитывают среднее арифметическое для пунк­тов, на которые человек дал ответ.

2. Умножают полученное значение на 20.

3. Округляют результат до целого числа.

Подобную процедуру можно использовать для подсче­та баллов по подшкалам беспокойства и эмоциональнос­ти. Если студент пропустил более двух пунктов методики или больше чем один пункт из какой-либо подшкалы, валидность результатов будет сомнительна.

Для определения уровня выраженности оценочной тре­вожности, как и в оригинальной методике, не существует четких фиксированных норм. Поэтому рекомендуется ориентироваться на средние значения и среднеквадратич­ные отклонения, которые представлены в разделе «Психо­метрические характеристики».

Фамилия, имя_______________________пол_____класс/курс_____дата_____________

Наши рекомендации