Порядок организации дополнительного вступительного испытания творческой направленности.
За 1-2 дня до проведения дополнительного творческого испытания проводится консультация, на которой кандидатам дается возможность предварительно продирижировать в исполнении на фортепиано одним или двумя концертмейстерами, представляемое музыкальное произведение, получить рекомендации от преподавателя специализированной кафедры.
На консультацию кандидат должен прибыть с нотами (партитурой или клавиром) представляемого произведения.
Дополнительное творческое испытание проводится в специализированном классе и принимается комиссией.
Представляемое на испытании кандидатом музыкальное произведение дирижируется наизусть. По решению комиссии процесс дирижирования кандидата может быть приостановлен, но не ранее исполнения половины музыкального произведения.
Дополнительные вопросы, касающиеся исполненного произведения (музыкальная форма, стиль, жанр и т.п.), а также его автора (биографические данные, характеристика творчества и т.п.), задаются комиссией после завершения процесса дирижирования. Общее количество дополнительных вопросов не должно превышать пяти.
После дополнительных вопросов кандидату предлагается определить на слух метрическую структуру одного-двух музыкальных фрагментов, исполняемых на фортепиано и включиться в процесс их дирижирования.
ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Решения экзаменационной комиссии принимаются на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании при обязательно присутствии председателя комиссии. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.
Баллы от 91 до 100 выставляются, если кандидат полностью раскрыл художественно-образное содержание исполненного музыкального произведения, продемонстрировал умение использовать основные дирижерско-исполнительские качества, правильно и полно ответил на поставленные вопросы и дополнительные задания.
Баллы от 75 до 90 выставляются, если кандидат в целом раскрыл художественно-образное содержание исполненного музыкального произведения, проявил навыки умелого использования основных выразительных дирижерско-исполнительских средств, допустив при этом незначительные погрешности, ответил на поставленные вопросы и дополнительные задания.
Баллы от 60 до 74 выставляются, если кандидат допустил неточности в раскрытии художественно-образного содержания исполненного музыкального произведения, в соотношении темпов, фразировке, динамике, не продемонстрировал умения пользоваться в полном объеме дирижерско-исполнительскими средствами, дал в основном правильные ответы на поставленные вопросы и дополнительные задания.
Баллы от 40 до 59 выставляются, если кандидат допустил неточности в раскрытии художественно-образного содержания исполненного музыкального произведения, в соотношении темпов, фразировке, динамике, не продемонстрировал умения пользоваться в полном объеме дирижерско-исполнительскими средствами, отвечал на поставленные вопросы и дополнительные задания с ошибками.
Баллы от 0 до 39 выставляются, если кандидат не раскрыл художественно-образное содержание исполненного музыкального произведения, допустил грубые ошибки художественного, стилистического и технического плана, не ответил на поставленные вопросы и дополнительные задания.
При определении количества баллов учитываются эмоциональность, мимическая выразительность, артистизм, пластика, осанка, мануальный аппарат и т.п.
Минимальное пороговое значение, приравненное к положительное оценке для данного дополнительного творческого испытания устанавливается в 40 баллов.
Примерный перечень и содержание аттестационных материалов.
Примерный перечень музыкальных произведений кандидатов:
- часть сонаты (И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен и т. п.);
- часть сюиты (Ж.Бизе – «Арлезианка», Э.Григ – «Пер Гюнт»);
- отрывок из балета (П. Чайковский – «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»; А.Хачатурян – «Спартак», «Гаянэ»; С. Прокофьев – «Ромео и Джульетта» и т. п.);
- фортепианную или инструментальную пьесу (П. Чайковский - «Времена года», интродукции;
- увертюры к операм; С. Рахманинов - прелюдии, интродукция и фрагменты оперы «Алеко»; Д. Шостакович - прелюдии и т. п.).
Примерный перечень дополнительных вопросов
1. Опишите биографический путь композитора продирижированного произведения.
2. Опишите творческий путь композитора продирижированного произведения.
3. Охарактеризуйте музыкальную форму продирижированного произведения.
4. Охарактеризуйте жанровые и стилевые особенности продирижированного произведения.
5. Охарактеризуйте программное содержание произведения или дайте оценку этапа творчества композитора, в котором создано произведение.
6. Опишите тематический материал произведения и дайте характеристику образной структуры произведения.
7. Назовите известных Вам видных деятелей военно-оркестровой службы России.
8. Назовите известных Вам выдающихся отечественных дирижёров.
9. Назовите известных Вам выдающихся зарубежных дирижёров.
Литература.
1. Дирижирование. Учебник / Под ред. Г. Углова. – М., ЗАО «Московские учебники», 2006 г.
2. Цупиков И., Ахметшин М. Электронная версия учебника «Дирижирование», 2012 г.
3. Трунов М. Выдающиеся отечественные дирижёры. Часть I-II М.:ВИ (ВД) ВУ, 2008-2010 гг.
4. Теоретические и практические основы техники дирижирования / Уч. пособие под ред. А.Мальцева. – М., 2014.