Влияние средств массовой информации и новых
Информационных технологий на личность и процесс социализации. Понятие информационной социализации (Т.Д. Марцинковская).
Социализация как инкультурация, интернализация, адаптация и конструирование социальной реальности (концепция Е.П. Белинской).
Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений. Вхождение личности в стабильную социальную среду.
Развитие психики человека и развитие его личности. Концепция персонализации. Социализация как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации, интеграции (А.В. Петровский, В.А. Петровский).
Трехфакторная модель значимости другого.
Три основных направления значимости – аттракция – референтность – авторитетность (власть). Это личностное проявление субъекта. Это идеальная представленность человека в сознании тех, с кем он имеет дело.
Первый фактор – это референтность и авторитетность. Авторитетность – это значимость мнения одного лица при поведении и принятии решений другим лицом.
Второй фактор – аттракция – то есть привлекательность или отчуждение.
Третий фактор – институционализированная роль. Это авторитет власти, или формальный авторитет. Он утрачивается с выходом из системы иерархии, а также если нет сочетания с аттракцией и авторитетность.
Методическое обеспечение трехфакторной модели значимого другого (социометрия, референтометрия, методика изучения интрагрупповой структуры власти).
Ранняя социализация (до 14-18 лет); 2. поздняя социализация (взрослая жизнь).
Самый главный этап с точки зрения формирования социальных качеств – первый, поскольку именно в его рамках происходит становление личности.
М. Мид в своей работе «Культура и мир детства» рассматривает три варианта трансляции опыта в обществе [Мид, 1988]:
• Постфигуративная культура: новое поколение перенимает опыт у предыдущего, главными образцами поведения для детей выступают взрослые.
Главной характеристикой подобного социального устройства являются крайне высокая стабильность существования и простота организации жизни. Это приводит к отсутствию необходимости самоопределения личности, так как существует высокая степень предрешенности большинства способов поведения, связанная с постоянством неизменностью условий жизни на протяжении многих поколений. Для такой культуры характерны большие семьи, которые включают в себя одновременно три поколения родственников.
• Кофигуративная: социальный опыт передается по горизонтали,т.е. и дети, и взрослые в качестве основного источника образцов поведения используют сверстников.
Жизнь более динамична, подвижна, разнообразна. Это приводит к множественности образцов поведения и их изменчивости. Для этого типа культуры характерны интенсивные миграционные процессы, развитые средства массовой информации, относительно частые социальные и природные катаклизмы, приводящие к осложнению передачи опыта от взрослых к подрастающему поколению.
* Префигуративная: носителями новых образцов поведения являются представители нового поколения, иными словами, взрослые учатся у детей. М. Мид пишет: «Теперь же мы вступаем в тот период, новый для истории, когда молодежь с ее префигуративным схватыванием еще неизвестного будущего наделяется новыми правами» [Мид,1988. С. 322 ].
Определяя еще несколько десятилетий назад современную ситуацию как переход к префигуративной культуре, М. Мид задала вектор анализа процесса социализации на период конца XX — начала XXI в. В целом можно охарактеризовать современную социальную ситуацию следующим образом: удлинение периода детства, увеличение разрыва между поколениями, ускорение динамики институтов социализации.
Удлинение детства связано в первую очередь с общим усложнением жизни. Изменение предметной среды очевидно. Так, в XX столетии, наполненном принципиально новыми научно-техническими изо-бретениями, окружающий нас мир стал совсем иным и продолжает меняться каждые 5—10 лет. Однако трансформация касается не только предметного окружения, не менее важным и сложным кажется процесс социальных изменений. Меняются формы социального взаимо-действия. Они становятся значительно более сложными, опосредованными и разнообразными. Таким образом, можно сказать, что мир, в который входят сегодня новые поколения, стал во многом более неопределенным и многозначным.
Эти перемены определяют не только необходимость более длительного периода детства, но и выступают причиной увеличивающегося разрыва между поколениями. Скорость изменений жизни обесценивает большую часть социального опыта человека чрезвычайно быс-тро. Меняется ценностная структура этого опыта. Информация сама по себе перестает иметь решающее значение. Большую ценность начинают приобретать способы ее получения, готовность к изменениям, учет ситуаций высокой степени неопределенности. Детальный анализ особенностей информационной среды дается в главе 12 данной книги, а также в отдельной главе монографии «Социальная психология
Здесь же важно подчеркнуть специфичность изменений, характерных для современной жизни. Было бы не совсем корректно напрямую связывать развитие научных представлений о процессе социализации и конкретные социальные изменения. Однако определенная связь есть. Речь идет не о прямой зависимости, а о необходимости формулировать более сложные, соответствующие социальной реальности теоретические построения. Попробуем разобраться в глобальной тенденции изменений взглядов в психологии на процесс социального развития личности.
В самом общем плане все подходы к процессу социализации можно разделить на две различные идеологии, парадигмы: созревание и индивидуальный путь развития: «...в зависимости от исходных теоретических представлений онтогенез рассматривается как сугубо индивидуальная траектория (или тип траекторий), как непрерывная плавная череда микроизменений или, напротив, как последовательность относительно устойчивых и отграниченных стадий, в принципе, единых для всех представителей данной культуры» [Поливанова, 2000. С. 6].
С одной стороны, большинство теорий социализации исходят из идеи существования некоторого идеального, нормативного процесса, с которым и сопоставляется течение социализации конкретного ребенка, группы детей и т.д. Условно это направление может быть названо парадигма созревания. Согласно этому направлению, существует четкая последовательность этапов, смена которых более или менее жестко связана с определенными возрастными границами, а последовательность определяется некоторой внутренней логикой, присущей этому процессу. Классическим примером такой концепции является периодизация 3. Фрейда. Для Э. Эриксона [Эриксон,1996] — ученика Фрейда — развитие личности в обществе задается психоаналитическими закономерностями, во многом «разбавленными» некоторыми социальными факторами. Другая влиятельная современная система взглядов на социализацию принадлежит ученику Ж. Пиаже последовательному когнитивисту Л. Колбергу [Колберг и др., 1992], который отождествляет этот процесс с моральным развитием личности.
При всей непохожести этих концепций их объединяет представление о том, что существует некий правильный, идеальный процесс социализации, к которому следует стремиться, по которому нужно оценивать конкретную ситуацию развития. Однако обе эти теории нарушают жесткость представлений парадигмы созревания. Эриксон частично, а Колберг полностью отказываются от жесткой связи этапов и возраста; для каждого из них процесс социализации растянут на всю жизнь человека и т.д. Можно сказать, что современная ситуация в психологии характеризуется переходом к новой идеологии, суть которой сводится к тому, что жизненный путь каждой личности уникален и неповторим. В каждый отдельный момент перед человеком предстает бесконечность вариантов его развития, и выбор направления движения связан с огромным числом возможностей и имеет вероятностную детерминацию. Новая система взглядов на процесс социализации, условно называемая нами парадигмой индивидуального пути развития, в основных принципах принимается подавляющим большинством психологов. Наиболее полно эти принципы были сформулированы американскими психологами Л. Р. Шерродом и О. Г. Бримом-младшим [Зпеггоо1, Впт, 1986]: