Поставьте ударения в словах.
Задания по разделу «Орфоэпия»
1. Орфоэпический разбор слов(по звукам и буквам)
в каком слове произносится мягкий глухой шипящий согласный: | Укажите, в каком слове произносится непарный звонкий мягкий согласный: | Укажите, в каком слове произносится звук [ а ]: | Укажите, в каком слове произносится 2 согласных звука: | Укажите, в каком слове произносится звук [й]: | Укажите, в каком слове букв больше, чем звуков: |
щека пожалеть шапка желание | мыло режим луна космос | вянуть частичный тянуть щадить | солнце возчик поет мыться | тёрка сюда еда прятать | местность въедливый юбиляр маячить |
Укажите, в каком слове все согласные звуки твёрдые: | Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв: | Укажите, в каком слове все согласные звуки мягкие: | Укажите, в каком слове произносится звук [т]: | Укажите цифрами количество звуков в словах. | Укажите, в каком слове все согласные твердые: | |
рожь память пережить воздвиг | просьба июльский Якутия яростный | ключ миля жениться портрет | находка впредь отдать молотьба | Половодье шестая пекарня шлёпать | возможность качество заживо решение | |
Поставьте ударения в словах.
Укажите, в каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук: | |||||
Эксперт кухОнный ходатАйство закУпорить | Посадить ирИс знамЕние балОванный звОнит | КвАртал катАлог укрАинский премировАть | ОблЕгчить кухОнный кладовАя икОнопись | апОстроф христианИн генЕзис танцовщИк | нАчаты бледнЫ дОговор зАвидно |
Составьте транскрипцию слов.
Выберите ПРАВИЛЬНЫЙ вариант произношения слов: | ||||
шинель [н’] бизнес [н’] энергия [н’] бутерброд [т’] | Фонетика [н’] кортеж [тэ] рандеву [д’] интервью [т’] | Дезинфекция [дэ] свитер [т’] кашне [н’] патент [т’] | Сервиз [сэ] компресс [р’] зефир [зэ] реквием [р’] | Конечно [чн] скучно [чн] девичник [чн] ничто [шт] |
Задания по разделу «Морфемика». Состав слова.
какое слово НЕВЕРНО разбито на морфемы: | какое слово ВЕРНО разбито на морфемы: | какое слово состоит из ПЯТИ МОРФЕМ: | в каком слове есть суффикс -Н-: | в каком слове ВЕРНО выделена приставка: | в каком слове НЕТ СУФФИКСА: | ||
подо-жд-а-в не-по-движ-ен- с-верк-а-вш-ий (много) из-мен-ений | сер-ов-ат-ое на-столь-ный вы-воз-ит рассказ-чиц-а | подготовка превзошли стремится утомлен | бессменный лиственный увеличен львиный | подо-рожник подо-блачный по-дборщик подо-зревать | огурец ребенок речка горошек | ||
какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания: | какое слово состоит из двух приставок, корня, одного суффикса и окончания: | в каком ряду все слова родственные: | Отметьте «лишнее» среди родственных: | какое слово не является родственным остальным | |||
перелистывая скудный раздробление пересыпавший | переоценка водица напутствовать загордиться | пригорок, горестный, взгорье годный, годовой, наводнение водный, заводить, наводнение гордость, горделивый, загордиться | пахать пахота пахнуть пахарь | дорожить придорожный дорога подорожник | |||
Задание по теме «Способы словообразование». Определите способы образования слов:
неизбежный | ||
разрушение | ||
отлет | ||
пробежать | ||
выход | ||
горение | ||
усиленно | ||
приехать | ||
читатель | ||
виднеться | ||
прочитать | ||
Преодолеть | ||
походка | ||
кожаный | ||
водолаз | ||
напольный | ||
в каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую: | ||
Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину. | ||
Я композитор, но сейчас выступаю как пианист. | ||
Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши. | ||
Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы. | ||
Задания по разделу «Лексика».Определите значение слов:
гуманный | ||
совесть | ||
дискуссия | ||
привилегия | ||
аналогия | ||
имитация | ||
порядочный | ||
преданный | ||
добрый | ||
долг | ||
стыд | ||
благородство | ||
Определите значение слов и выражений, какое из слов употреблено в прямом \ переносном значении: | ||
черное платье | ||
черная душа | ||
черный вторник | ||
черные мысли | ||
Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы. | ||
В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собраласьгустая толпа народа. |
Задания по разделу «Фразеология».
Фразеологизм | Определите значение фразеологизмов. |
считать ворон | |
в час по чайной ложке | |
тертый калач | |
седьмая вода на киселе | |
куры не клюют | |
семь пятниц на неделе | |
тьма тьмущая | |
хоть пруд пруди | |
камень преткновения | |
раскрыть карты | |
попасть впросак | |
смотреть сквозь пальцы | |
Найдите фразеологизмы в предложениях, если они есть. | |
1) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра. | |
2) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун. | |
3) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника. | |
4) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык. | |
5) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. |
Задания по теме «Стили речи». Найдите верные характерные черты стилей речи.
Стили речи | Стилевые черты | Цель сообщения | Жанры | Языковые средства | синтаксические особенности |
разговорный | Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность. | Создание картин и образов. | Письмо, беседа, записка. | Итак, следовательно, во-первых, наоборот. | Риторические вопросы. |
художественный | Эмоциональность, конкретность, простота речи. | Непосредственное повседневное общение. | Диссертация, конспект, доклад. | Толстенный, сестрица, лгунишка. | Неполные предложения. |
публицистический | Оценочность, образность, эмоциональность, призывность. | Убеждение, воздействие на слушателя. | Очерк, фельетон, репортаж. | Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. | Сложные предложения. |
научный | Образность, эмоциональность, конкретность. | Точная передача информации. | Поэма, драма, рассказ. | Довожу до вашего сведения, принять меры. | Обращения к читателям. |
официально-деловой | Смысловая точность. | Передача научных сообщений. | Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд. | Диалог. |
Задания по теме «Орфография».
Задания по разделу «Морфология».
Укажите род существительных
слова | род | слова | род | слова | род | слова | род |
тюль | кафе | вуаль | бра | ||||
бандероль | атташе | контральто | лебедь | ||||
повидло | кимоно | мышь | кофе | ||||
шимпанзе | Осло | мозоль | конферансье | ||||
ООН | алиби | толь | плакса |
Задание по теме «Причастие»
1) Дайте правильную характеристику ПРИЧАСТИЮ:
1) особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов при счете
3) особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию
4) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их
2) В каком предложении ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО является ПРИЧАСТИЕМ:
1) Я был удивлен необычным зрелищем.
2) Это были возвращающиеся с юга птицы.
3) Забыв о ружье, я любовался сказочным зрелищем.
4) Я видел розоватые крылья птиц, слышал их голоса.
3) Определите вариант с ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПРИЧАСТИЕМ настоящего времени:
1) Играющий в саду
2) Прочитанная книга
3) Воспитавший сына
4) Мытая груша
4) Укажите предложение, в котором ПОДЛЕЖАЩЕЕ выражено ПРИЧАСТИЕМ:
1) Опоздавшие спешили занять свои места.
2) Дремлющие ивы склонились над прудом.
3) Присутствующие гости долго аплодировали.
4) Избушка была заброшена, стёкла выставлены.
5) Укажите предложение, в котором СКАЗУЕМОЕ выражено ПРИЧАСТИЕМ:
1) Трава у озера скошена.
2) У крыльца стояли осёдланные кони.
3) Дети наблюдали за летящим самолетом.
4) Вошедший громко поздоровался с нами.
6) Укажите, в каком предложении НЕВЕРНО употреблено ПРИЧАСТИЕ:
1) Мы уместились в доме, построенном лесником.
2) Человек, не знающий дорогу, и другого с пути собьёт.
3) Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр.
4) Туристы вышли к реке, переливающейся всеми цветами радуги.
Задание по теме «Деепричастие»
1) Найти предложения, в которых есть особая форма глагола, обозначающая добавочное к основному действие.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г) Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
2). Укажите, сколько ДЕЕПРИЧАСТИЙ в предложении:
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
Ответ: _____________________
3) Укажите, в каком варианте грамматические признаки ДЕЕПРИЧАСТИЯ определены неверно:
1) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;
2) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;
3) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
4) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.
4) Укажите, в каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов:
Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.
1) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
2) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
3) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
4) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.
5) Укажите, в каком ряду все слова являются ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ:
1) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
2) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
3) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
4) навзничь, объевшись, белая, двигая.
6) Найти предложения, в которых есть ДЕЕПРИЧАСТИЕ:
1) Мама сидела, откинувшись в кресле.
2) Я открыл окно и залюбовался видом.
3) Разложив игры, дети сели в кружок.
4) Уставшая, она не хотела идти домой.
Задание по теме «Наречие»
Определите разряд НАРЕЧИЙ | ||
а) назло, напоказ, нарочно | 1) места | |
б) сгоряча, поневоле, нечаянно | 2) времени | |
в) тотчас, рано, накануне | 3) причины | |
4) цели |
Укажите, в каком варианте наречие пишется | слитно | через дефис | раздельно |
1) по...маленьку | |||
2) говорить по...корейски | |||
3) на...лету | |||
4) за...рубежом | |||
5) за...границей | |||
6) мало...помалу | |||
7) он в...правду честен | |||
8) действовать в...тайне | |||
9) выступать по...очереди | |||
10) в...правду важный | |||
11) по...одиночке | |||
12) сдал во...время |
Задания по разделам «Синтаксис» и «Пунктуация»
1) Найдите предложения, которые связаны с предыдущим при помощи личного местоимения. 1) Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. 2) Вся жизнь человека постепенно оседала в книге. 3) Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 4) Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца. 5) Но в книге не одно прошедшее. 6) Она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящим, во владение всей суммой истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом. 7) Книга – программа будущего. 8) Итак, будем уважать книгу! |
2) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и однокоренного слова.Напишите номер этого предложения в бланк ответа. (1) Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (2) В наше время, когда безраздельно господствует рынок с его точным расчётом, многим кажется, что духовная сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, её можно проигнорировать. (3) Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (4) Но такая понятность и логичность на самом деле иллюзорна, те, кто в неё верит, гораздо более доверчивы и наивны, чем те, кто верит в нравственные силы человеческой души. (5) «Береги честь смолоду», - завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (6) «А зачем?» - спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. |
3) Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения.Напишите номер этого предложения в бланк ответов. (1) Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (2) Было задумано расширить площадь лугов. (3) Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (4) Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (5) Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (6) Но есть и очень большие минусы. (7) Их не всегда замечают. (8) А ведь здесь погибло 27 лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (9) Гибнут насекомые, из которых многие – наши друзья. |
4) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и однокоренного слова.Напишите номер этого предложения в бланк ответов. (1) Учёные утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что он обладает удивительной системой самоочищения. (2) Его воду очищает большая группа живых организмов. (3) Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. (4) В прозрачной воде невиданно мощный слой микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти миллионов тонн кислорода в год и создаёт около четырёх миллионов тонн новых органических веществ! (5) Это всё даёт возможность дышать несметному числу животных, настолько мелких, что их можно и не заметить в прозрачной воде. (6) Эту армаду учёные объединяют понятием «зоопланктон». |
5) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи частицы и личного местоимения.Напишите номер этого предложения в бланк ответов. (1) Это не просто шок будущего, это супершок. (2) Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами. (3) Так стоит ли искать виноватых в том, что дети и внуки не похожи на нас?. (4) Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (5) А кто лучше, мы или они, - вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (6) Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае – странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. (7) Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? (8) Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чужими они нам не казались. (9) И это, разумеется, трудно, но необходимо. |
6) Укажите правильную морфологическую характеристику слова САМЫХ из первого (1) предложения текста: (1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3)Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4)Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5)Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6)Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа. 1) определительное местоимение 2) притяжательное местоимение 3) качественное прилагательное 4) причастие совершенного вида |
Задание по теме «Запятая в конструкциях с союзом И»
Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении: | ОТВЕТ | |
По ночам земля быстро выхолаживалась ( ) и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея. | 1) Сложносочинённое предложение, перед союзом Изапятая не нужна. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом Изапятая не нужна. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом Инужна запятая. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом Инужна запятая. | |
Представители экспрессионизма считали любое бессознательное действие отражением психического состояния художника ( ) и в этом видели смысл изображаемого. | ||
Зимним утром прилетают на берёзу тетерева ( ) и клюют ее бурые серёжки. | ||
Человеческое мышление формируется с помощью языка ( ) и оказывается с ним прочно связанным. | ||
Блеснула огненная нить ( ) и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени. | ||
Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами. |
Задание по теме «Запятая в конструкциях с обособленными членами предложения»
Расставьте запятые в предложениях:
В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева. | |
Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы. | |
Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова. | |
Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников. | |
Пушкин (1) воспитанный на «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (2) сказал по поводу русской истории (3) свое собственное слово (4) во многом превзошедшее карамзинское. | |
Техника глубокой живописи (1) позволяющая свободно рисовать (2) без каких-либо физических усилий (3) оказалась особенно близка Шишкину (4) сохранявшему свободную и живую манеру рисунка. |
Задание по теме «Знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями»
Расставьте запятые в предложениях:
Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других: они взаимосвязаны и взаимообусловлены. | |
Труд писателя — мука, но он же (1) конечно (2) и счастье. Писатель никогда не свободен, не знает полного отдыха; он и счастлив и несчастлив своим трудом в минуту, когда (3) кажется (4) и не думает о нём. | |
Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов. | |
Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком. | |
По словам французского писателя Проспера Мериме (1) русский язык, богатый, живой и звучный, наделён способностью к передаче тончайших оттенков мысли и чувства и отличается (2) кроме того (3) гибкостью ударений и разнообразием звукоподражаний. | |
Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами. |
Задание по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения»
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы. 2) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха. 3) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи. 4) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки. 5) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко. 6) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться. 7) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке. 8) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой. 9) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев. 10) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника. 11) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи. 12) Много желал однако ничего не поймал. 13) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя икороля. 14) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления. 15) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами. 16) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов. 17) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти. 18) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях. 19) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. 20) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро. 21) Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот канонады. 22) В художественном промысле используются традиционные образы и символы приёмы и краски. 23) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. 24) Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места. |
Задание по теме «Постановка тире, двоеточия, запятой и точки с запятой»
Задание по теме «Знаки препинания в предложениях с различными способами связи»
Расставьте запятые в предложениях: | ответ |
Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн. | |
В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос. | |
Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу. | |
Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал. | |
К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы. | |
Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать ее жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой. |
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом:
1) Соседка поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда.
2) К сожалению, есть ребята, которые за всю школьную жизнь не решили самостоятельно ни одной задачи.
3) Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое приведёт к развитию способностей.
4) Инженеры постоянно вносят изменения в конструкции отдельных узлов автомобиля, которые позволяют сделать их работу более экономичной и эффективной.
5) Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.
6) При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.
7) Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, тонкой струйкой выбегала вода.
8) Утром за всполохом ромашек не видно ни теленка, который пасется на лугу, ни гусей.
9) Впервые я увидел памятник Н.В. Гоголю в окружении, экскурсантов, которые с весёлым гомоном разглядывали, фигурки на барельефе.
10) Голос отца был строг и не имел уже того выражения доброты, которое трогало меня до слёз.
11) Среди работ Троице-Сергиевского цикла К.Ф. Юона подлинной жемчужиной пейзажной живописи считается картина «Весенний солнечный день», которая проникнута каким-то особым ликованием.
12) Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией.
13) Стали, в состав которых входит 0,25% углерода, хорошо свариваются.
14) Сестра постоянно была занята своими какими-то делами, которые частенько брали верх над учёбой.
15) После обнародования программы СОИ вся мощь советской промышленности была направлена на создание оружия, которое могло противостоять атаке из космоса.
16) Попечительский совет решил установить мемориальную доску на нашей школе и оказать поддержку учителям, которые уже находятся на пенсии.
17) В приёмную министра вошел человек, которого я видел ещё в Лондоне, и сразу направился в кабинет.
18) В 80-е годы военные готовили к первым испытаниям лазерную пушку, которая могла сбивать объекты на околоземной орбите.
19) И в XXI веке мы не перестаём удивляться мощи человеческого разума, который проникает в глубочайшие тайны природы.
20) Ученик, который просто вызубрил параграф, может запнуться во время своего ответа и не вспомнить продолжение.
21) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица.
22) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
23) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло,который стоял у спинки кровати.
24) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы.
Разберите предложения, дайте характеристику, укажите, чем осложнены.
характеристика | |
Исследовательская деятельность — мудрый педагог — воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. | |
Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. | |
Наука помогает пережить даже беду, поскольку хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием. | |
Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. | |
Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. | |
Но уже знаешь, что не всё съедобное. | |
Сейчас в нашей истории наступил такой, момент, когда мы видим, как меняется русский язык. | |
Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. | |
В своё время, в XIX и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. | |
Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. | |
Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. | |
Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования. | |
В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? | |
Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. | |
Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. | |
3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». | |
Сейчас вас вызовут! | |
Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. | |
Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. |
Задание по теме «ТИПЫ РЕЧИ»
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП РЕЧИ | ОТВЕТ | |
(1)Наукой заниматься не только необходимо. (2)Наукой заниматься необходимо. (3)Во-первых, потому, что преодоленная трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. (4)Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придаёт смысл повседневности. (5)В-третьих, потому, что настоящий ученый получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы. | 1) повествование 2) описание 3) рассуждение 4) рассуждение и описание 5) рассуждение и повествование 6) повествование и описание | |
(1)Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (2)Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (3)А есть книги, без которых жить трудно. (4)И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (5)Он будет жевать литературный попкорн в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (6)И таких читателей становится всё больше. | ||
(1)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться — язык в этом виноват или что-то другое. (2)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (3)Он приспосабливается к потребностям общества. (4)Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей — то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (5)Если у нас главное — как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (6)3а что его поносить? (7)Он отражает состояние общества. (8)Так что не язык надо сейчас исправлять. | ||
(1)Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (2)Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (3)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений. (4)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, |