Педагогические взгляды К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, Л.Н. Толстого
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.) в 1854 г. был назначен на должность учителя Гатчинского сиротского института, а в 1855-1859 гг. был его инспектором, т.е. заведующим учебной частью. В 1859-1862 гг. он был инспектором классов знаменитого Смольного института благородных девиц, будучи в 1860-1861 гг. одновременно редактором «Журнала Министерства народного просвещения». С 1862 г К. Д. Ушинский занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального обучения.
Уже в первой своей педагогической статье «О пользе педагогической литературы» (1857 г.) К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует соединению педагогической теории с практикой, превращению педагогики в основу воспитательного искусства, основанного не только на абстрактных теоретических схемах, но и на особенностях исторически сложившегося опыта народного воспитания.
Проблема соотношения научного и творческого в педагогике с первой же статьи становится одной из главных проблем, без решения которой, по мнению К.Д. Ушинского, невозможно найти ответ ни на один вопрос, связанный с воспитанием и образованием. Главную цель воспитания К.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Работы К.Д. Ушинского «Родное слово» (1861 г.), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867 г.), «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870 г.) как раз и посвящены рассмотрению этой проблемы. Начало этой серии работ положила статья «О народности в общественном воспитании» (1857 г.), в которой К.Д.Ушинский сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу («Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях»). Основой воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, является воспитание семейное, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания. К.Д. Ушинский выделил три основныхпринципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. В статье «О нравственном элементе в русскомвоспитании» (1860 г.) он высказал мысль об органической связи педагогики и религии, полагая, что современная русская педагогическая мысль выросла полностью на христианской почве. Сближение религиозного и светского образования, по мысли К.Д. Ушинского, является одной из главных задач русской народной школы.
Большое значение в нравственном воспитании К.Д. Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. Сила труда служит источником человеческого достоинства, нравственности и счастья, отмечал он в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860 г.).
К.Д. Ушинский считал, что предметом воспитания является человек. Ему и посвящена самая капитальная работа К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Искусство воспитания, утверждал К.Д. Ушинский, опирается на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью («если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его также во всех отношениях»). Все это совершенно необходимо знать учителю, воспитывающему молодое поколение. Для подготовки таких учителей нужна была новая система педагогического образования, и К.Д. Ушинский предложил создавать в каждом университете педагогический факультет, где изучался бы человек во всех проявлениях его природы и эти знания прилагались бы к искусству воспитания.
Антропологические знания дают возможность, по мнению К.Д. Ушинского, с учетом особенностей формирования и развития психики и физиологических особенностей развития определить содержание обучения и формы его организации. Поэтому он считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики.
Основными дидактическими принципами К.Д. Ушинского были посильность содержания обучения и его последовательность. Особое значение он придавал отбору содержания обучения. Общеразвивающее и практически полезное должны быть представлены во всем обучении.
К.Д. Ушинский большое значение придавал соблюдению принципа наглядности («Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…»). Он указывал, что важнейшим источником получения новых знаний для детей является опыт, приобретаемый с помощью внешних чувств. В связи с этим важнейшим, по мнению К.Д. Ушинского, является использование в обучении игры.
Дидактические идеи К.Д. Ушинского опирались на такие принципы, как основательность и прочность усвоения знаний. Так, им были детально разработаны методика повторения учебного материала, методика формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядных представлений, методика одновременного развития мышления и речи у детей. Следуя принципу развивающего обучения, он указывал на единство функций воспитания и обучения в процессе формирования личности.
Оптимальной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития К.Д. Ушинский считал урок. Он определил его организационное строение, установил его отдельные виды.
Разработке проблем начального обучения детей были посвящены такие работы К.Д. Ушинского, как статья «О средствах распространения образования посредством грамотности» (1858 г.), статья «О первоначальном преподавании русского языка» (1864 г.), учебная книга «Родное слово. Книга для учащих», советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» (1864 г.) и др.
Главное место в теоретическом наследии педагога занимает его теория воспитания, в основу которой должен быть положен принцип народности («Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу»). Согласно этого принципа, К.Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высоким нравственным чувством в человеке. Целью нравственного воспитания детей в школе должно быть формирование личности, качествами которой стали бы уважение и любовь к людям, доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство собственного достоинства.
К.Д. Ушинский особо выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка – семья и личность учителя. Говоря о качествах личности учителя, он отмечал, что учитель, прежде всего воспитатель. Личность воспитателя, по мнению К.Д. Ушинского, обладает такой воспитательной силой, которую не заменят ни учебники, ни морализирование, ни наказания и поощрения.
К. Д. Ушинский охватил своим творчеством все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того времени методику начального обучения. Историк педагогики Б.Л. Модзалевский писал: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».
Идея народного воспитания на основах отечественных религиозно-культурных традиций была реализована на практике выдающимся педагогом Сергеем Александровичем Рачинским (1833-1902 гг.). В главном его труде «Сельская школа» изложена система религиозно-педагогических идей, составляющих программу создания русской сельской начальной школы.
По мнению С.А. Рачинского, народная школа должна быть школой христианской жизни под руководством духовенства. В 1875 г. в селе Татеве Смоленской губернии он открыл свою школу. Срок обучения в ней составлял 4 года. Образование в этой школе ограничивалось изучением русской грамматики и арифметики, церковнославянского языка и церковного пения. Центром обучения являлось сообщение школьникам практических знаний.
Идеи славянофилов и русских философов второй половины XIX в., о построении процесса воспитания и обучения в начальной школе на народнорелигиозных началах оказали заметное воздействие на направленность педагогических взглядов
На формирование философско-педагогических взглядов Льва Николаевича Толстого (1828-1910 гг.) огромное влияние оказал Ж.-Ж. Руссо, чьи идеи отразились в методах обучения, практиковавшихся в школе, открытой Л.Н. Толстым в его имении в Ясной Поляне в 1859 г.
Педагогической деятельностью Л.H. Толстой начал заниматься с 1859 г., когда была открыта школа для крестьянских детей в Ясной Поляне. Просветительную деятельность среди крестьян Л.Н. Толстой рассматривал как выполнение образованными людьми своего долга перед народом. «Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко того, что мы знаем». С осени 1861 г. школа была реорганизована, в основу всей системы обучения был положен принцип свободного творчества детей, реализующегося при помощи преподавателей. Одновременно с открытием школы начал выходить педагогический журнал «Ясная Поляна», на страницах которого печатались статьи самого Л.Н. Толстого о народном образовании и сообщения учителей.
Л.Н. Толстой утверждал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися – чему и как они хотят учиться («Критериум педагогики есть только один – свобода»). Дело учителя – следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отражение в педагогических статьях Л.Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы, к созданию которых он активно приступил уже в 70-е гг. XIX в. В 1872 г. была издана составленная Л.Н. Толстым «Азбука», в 1875 г. – «Новая азбука» и четыре книги для чтения. Одновременно он возобновил свою учительскую деятельность, стремясь проверить на практике разработанную им методику обучения грамоте.
Задача педагогики, по мнению Л.Н. Толстого, состоит в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели, а также тех условий, которые могут препятствовать такомусовпадению.
В статье «О воспитании (Ответ на письмо В.Ф. Булгакова)» (1909 г.). он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно, полагал он. Однако самым важным в образование, по мнению Л.Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения. Однако чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания – религия и нравственность. Поэтому главное знание, которое нужно дать детям, – возможность осознать самих себя.
Многое в успешном движении человека по пути самоулучшения личности зависит, по мнению Л.Н: Толстого, от того примера, который подает учитель. В статье «Общие замечания для учителей» (1872 г.). он так определял ведущее качество личности учителя: это – любовь. Если учитель любит свое дело, он будет хорошим учителем, если он имеет любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочитал много книг, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам; совершенный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам.
Л.Н. Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения, советуя исходить из отношения ученика к тому или другому методу («Чем способ преподавания удобней для учителя, тем он неудобней для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики»), рекомендовал не придерживаться одной методики, поскольку нет универсальной. Самый действенный метод, по мнению Л.Н. Толстого, – живое слово учителя.
Таким образом, XIX век в России –эпоха творчества многих выдающихся людей, сделавших своим трудом шаг вперед к созданию научной педагогики и вхождению ее в мировую педагогическую культуру.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Составьте перечень педагогических событий и дат XIX в.
2. Охарактеризуйте образовательную политику России XIX в. по уставам учебных заведений 1804, 1828, 1864 гг. Выделите основные тенденции ее развития.
3. Составьте словесный портрет народного учителя XIX в.
4. Какую роль в российском образовании сыграл Царскосельский лицей? Назовите его преподавателей и воспитанников.
5. «Три столпа» политики и образования при Николае I. Расскажите о роли, которую сыграл в их утверждении С.С. Уваров.
6. Раскройте основные идеи по вопросу развития образования западников и славянофилов. Назовите представителей течений и обозначьте их позиции.
7. Назовите и охарактеризуйте основные направления общественно-педагогического движения второй половины XIX в.
8. Народность в воспитании; педагогика – наука и искусство воспитания. Охарактеризуйте содержание этих положений К.Д. Ушинского.
9. Опишите педагогические идеи и деятельность Л.Н. Толстого. Чем привлекала ребенка Яснополянская школа? Что понимал Л.Н.Толстой под свободой и ненасилием в воспитании?
Глава 14. Развитие педагогики и системы образования в России в конце XIX – начале XX вв.
Рубеж ХIХ-ХХ вв. получил название «серебряного века» для русской культуры. Продлившись не более трех десятилетий, он по своему значению оказался сравнимым с «золотым веком» XIX в. «Серебряный век» был возрождением, взлетом русской культуры.
14. 1. Развитие системы образования в России в конце XIX – начале XX вв.
Основным видом школы в России в рассматриваемый период была начальная школа с ее следующими типами: сельские одноклассные и двухклассные народные училища и городские училища, подведомственные Министерству народного просвещения; одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы Священного синода. Кроме того, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, ведомства Императрицы Марии, казачьи и др. (система образования в России в 1864-1917 гг. представлена в схеме 14.1).
Деятельность сельских школ определялась «Инструкцией для двухклассных и одноклассных сельских училищ Министерства народного просвещения» (1875 г.). Срок обучения в одноклассных училищах составлял три года, а обязательными предметами в них были Закон Божий, славянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметика. В двухклассных училищах, с пятилетним сроком обучения, дополнительно преподавались начала истории, географии, естествознания, церковное пение и черчение. Допускалось введение в учебный план гимнастики, обучение ремеслам и рукоделию, а также садоводству, огородничеству и пчеловодству.
В каждом одноклассном училище работали один учитель и один законоучитель, а в двухклассном – два учителя и один законоучитель, в некоторых вводились должности помощников учителя.
Самыми распространенными типами начальной школы в России этого периода были церковно-приходские школы и школы грамоты, находившиеся в ведении Святейшего синода. Они были одноклассными и двухклассными, в первых курс обучения продолжался 3 года, а во вторых – 4 года, в школах грамоты дети обучались 2 года. Эти школы занимались «распространением в народе образования в духе православной веры и церкви» («Положении о церковных школах ведомства православного исповедания» (1902 г.).
В церковно-приходских школах обучали Закону Божьему, церковному пению, чтению книг церковной и гражданской печати, письму и арифметике; в двухклассных училищах добавлялись русская история, география, черчение и рисование. На предметы, связанные с религией, отводилось свыше 40% всего учебного времени.
Основным типом начальных учебных заведений в городах были городские училища. Они должны были обеспечить детей всех сословий начальным умственным и религиозно-нравственным образованием («Положению о городских училищах» (1872 г.)).
В 1912 г. в соответствии с «Положением о высших начальных училищах» все городские училища стали преобразовываться в высшие начальные училища с четырехлетним сроком обучения. Для поступления в высшие начальные училища необходимо было окончить одногодичное начальное училище Министерства просвещения или соответствующее ему другое начальное учебное заведение.
В учебные планы высших начальных училищ входили Закон Божий, русский язык с элементами церковнославянского, арифметика, география, история, естествоведение, рисование и черчение. Кроме того, учебный план высших начальных училищ предполагал ознакомление учащихся с элементами алгебры, геометрии и физики. Пение и гимнастика из необязательных предметов становились обязательными.
В России в конце XIX - начале XX вв. сохранялись реальные училища, духовные семинарии, военные учебные заведения, женские гимназии Министерства просвещения и ведомства Императрицы Марии, институты благородных девиц, епархиальные училища. Однако центральное место в системе средних учебных заведений занимали классические гимназии. На изучение классических языков в гимназиях отводилось 65% учебного времени, Закона Божьего и математики – 10%, остальное учебное время распределялось между естествознанием, географией, историей и рисованием.
Реальные училища давали детям средних городских слоев населения не только общее образование, но и определенную профессиональную ориентацию. По уставу 1872 г. срок обучения в них составлял 6 лет. В реальных училищах преподавались Закон Божий, русский язык, немецкий язык, французский язык, география, история, математика, физика, естествознание, рисование, черчение, чистописание и законоведение.
Специфическими типами средних учебных заведений в России в конце XIX - начале XX в. были кадетские корпуса, дворянские учебные заведения для подготовки офицеров. В этих учебных заведениях (согласно «Положения о кадетских корпусах» (1886 г.)), наряду с военно-профессиональной подготовкой давалось общее образование. В их учебный план входили Закон Божий, русский язык с церковнославянским и литература, французский и немецкий языки, математика, начала естественной истории, физики, космографии, географии, истории, чистописание, рисование, обязательные военные предметы: строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание, а также предметы эстетического цикла – музыка, пение, танцы.
В учебном плане женских гимназий все предметы делились на обязательные (Закон Божий, русский язык, арифметика, элементы всеобщей и русской географии, истории, физики, сведения по домоводству и гигиене, чистописание, различные виды рукоделия, гимнастика) и необязательные (французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение, танцы).
Характерной особенностью данного периода было развитие общественно-педагогического движения. С середины 90-х гг. XIX в. в нем выделились три основных направления: оппозиционно-либеральное, буржуазно-демократическое и социал-демократическое. Важнейшим вопросом являлся вопрос о введении всеобщего начального обучения.
В конце 90-х гг. XIX - начале XX вв. особенно актуальной стала проблема создания национальной школы. Педагогическая общественность выступала против русификаторской политики царского правительства, за создание такой школы, в которой обучение велось бы на родном языке и с учетом национальных традиций.
Большое внимание участники общественно-педагогического движения уделяли женскому образованию и материальному, юридическому и общественному положению учителей.
Общественно-педагогическое движение, выдвинув основные вопросы развития образования, способствовало привлечению внимания к ним общественных сил страны.
Первые шаги реформирования средней общеобразовательной школы «сверху» были сделаны министром народного просвещения Николаем Павловичем Боголеповым (1846-1901 гг.), издавшим 8 июля 1899 г. циркуляр, в котором приводился перечень недостатков средней школы и объявлялось о создании специальной комиссии по их устранению. Представленный комиссией проект сохранял основы классической гимназии и реального училища как основных типов средней школы. В нем указывалось на существование односторонней ориентации на умственное развитие учащихся и предлагалось проработать вопрос о физическом воспитании детей. Следующий шаг в реформировании средней общеобразовательной школы был сделан Министерством народного просвещения под руководством Петра Семеновича Ванновского (1822-1904 гг.). Комиссия под его руководством разработала проект «Основных положений устройства общеобразовательной средней школы». Однако, попытки реформирования школы П.С. Ванновским вызвали негативную реакцию защитников классической системы образования. Кроме того, Николай II, ознакомившись с проектом, высказал свое неудовольствие по поводу несвоевременной ломки школы. После отставки П.С. Ванновского все изменения, внесенные им в среднюю общеобразовательную школу были устранены.
Первая мировая война побудила общественные силы усилить требования радикальных перемен в области образования. В этот период на пост министра просвещения был назначен граф Павел Николаевич Игнатьев (1870-1945 гг.). В 1915 г. для обсуждения был предложен проект нового «Положения о гимназиях». Согласно проекта, гимназия должна была давать общее образование, а не ставить целью подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.
В учебном плане гимназий предметы делились их на воспитательные (рисование, пение, ознакомление с памятниками искусства, гимнастика, ручной труд и практические занятия по естествознанию, химии и физике) и образовательные (все остальные).
В проекте реформы была сделана попытка введения ручного труда в школу как отдельного предмета. Специально созданной комиссией был подготовлен документ «О преподавании ручного труда в средней школе». В документе говорилось, что ручной труд должен стать средством воспитания и образования школьника. В связи с этим предлагалось научить учащихся пользоваться разнообразными инструментами.
В соответствии с «Положением» 1896 г. получил распространение новый вид средней школы – коммерческие училища.
В этот период создавались, так называемые «новые школы» (по образцу зарубежных), в которых учебно-воспитательный процесс строился на принципах совместного обучения, трудового воспитания, ученического самоуправления и т.д. (школа Е.С. Левицкой в Царском Селе (1900 г.), гимназия О.Н. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910 г.) и др.).
В начале XX в. по инициативе интеллигенции стали организовываться «вольные» школы, в которых к управлению внутренней жизнью привлекались учащиеся и их родители (мужская гимназия С.А. Столбцова, женские гимназии Ю.С. Ивановой и М.Д. Могилянской и др.). В Москве были созданы школы с совместным обучением (гимназии Е.А. Кирпичниковой и Е.А. Репман, «новая школа» М.Х. Свентицкой, детское училище Е.П. Залеской).
Характерной особенностью периода было появление сельских гимназий (школы в Самарской и Рязанской губерниях, в Подмосковье).
Ученые-педагоги предпринимали попытки создать инновационные образовательные учреждения и по характеру содержания образования, и по организации учебно-воспитательного процесса. Идеи развития активности и самодеятельности ребенка, уважения к детской личности были положены в основу созданного «Дома свободного ребенка», организатором которого был Константин Николаевич Вентцель (1857-1947 гг.).
В этот же период на принципах самодеятельности и самоуправления детей С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко создают детские образовательно-воспитательные учреждения.
Еще в 1905 г. С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко организовали летнюю колонию для приютских детей, в 1906 г. в Москве ими было создано общество «Сетлемент», которому удалось развернуть разнообразную работу: начала создаваться система детских учреждений, включающая детский сад, начальную школу, детский клуб, различные ремесленные мастерские. В 1909 г. вместо закрытого властями «Сетлемента» было открыто другое общество – «Детский труд и отдых», а в летнее время работала детская колония «Бодрая жизнь». Во всех этих учреждениях С.Т. Шацкий и его коллеги проводили эксперимент по созданию детского сообщества в процессе совместного производительного труда.
Несмотря на различие подходов при организации новых школ этого периода, можно выделить то общее, что их объединяло:
- изменения в содержании образования (включение в учебные планы школ в более широком объеме естествознания, предметов художественного цикла, гимнастики, ручного труда, внимание к факультативным занятиям, организации кружков и клубов по интересам);
- разработка и внедрение новых форм организации учебных занятий и методов преподавания;
- использование «трудового принципа» и «трудовых активных методов».
Появление новых типов школ в конце XIX - начале XX вв. указывало на то, что педагогическая общественность стала активно участвовать в реформировании школы, проявляя плюрализм педагогических подходов к решению образовательных задач.
В конце XIX - начале XX вв. в общественном движении в России начинает принимать активное участие социал-демократия. В своей политической программе они (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.К. Крупская и др.) указывали следующие положения по народному образованию: бесплатное, всеобщее, светское образование; право получать образование на родном языке; классовый характер воспитания и образования. В общем, это не являлось их педагогической концепцией, а скорее было одним из средств в политической борьбе за власть.
Схема 14.1.[21]
14. 2. Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX вв.
В педагогике конца XIX - начала XX вв. отражались противоречия между официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы. В целом же отличительной чертой русской педагогики того времени были ее гуманистическая направленность и демократизм. Общими идеями для различных педагогических направлений этого периода были: уважительное отношение к личности ребенка, стремление постигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего развития.
В конце XIX - начале XX вв. стала очевидной необходимость антропологического обоснования педагогической науки, комплексного изучения ребенка как сложной развивающейся системы, где он рассматривался не только как объект воздействия социальной среды, но и как личность, способная активно воспринимать явления окружающего мира и перерабатывать их, исходя из индивидуальных особенностей.
В начале XX в. в отечественной педагогике был выдвинут ряд педагогических направлений, ориентированных на поиски новых путей образования и воспитания ребенка:
- Концепция свободного воспитания
В основе концепции свободного воспитания лежал принцип уважения к личности. Наиболее яркими представителями этой концепции были Константин Николаевич Вентцель (1857-1947 гг.) и Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934 гг.). Они видели богатство личности в ее неповторимости, а понятие «личность» ими употреблялось как синоним понятия «индивидульность». Ребенок представлялся им самоцелью, а не средством к достижению какой-либо иной цели.
К.Н. Вентцель и СТ. Шацкий сформулировали ряд принципов, зависимых друг от друга:
- принцип самоценности детства, сущность которого заключалась в огромной роли детства в жизни человека, развитии по своим законам, требующим особого подхода к каждому из отдельных возрастных этапов;
- принцип природосообразности (развитие личностисообразно с ее внутренней сущностью);
- принцип свободы (создание условий для естественного развития природных сил и дарований ребенка, признание факта, что в условиях отсутствия ограничений наиболее полно раскрывается и проявляется его индивидуальность).
Организация всего учебного процесса, согласно концепции свободного воспитания, выглядела следующим образом: обучение без отметок, экзаменов; создание атмосферы доброжелательности; вера в возможности ребенка; опора на естественные мотивы в обучении; предоставление ученикам свободы выбора вида деятельности, учителя, метода учения и т.д.
Основываясь на принципах концепции свободного воспитания, К.Н. Вентцель и С. И. Шацкий создали уникальные воспитательные системы.
К.Н. Вентцель важным считал нравственное воспитание, основу которого он видел в воспитании воли, так как ребенок должен научиться не только ставить перед собой цели, но и уметь их достигать.
Особое внимание он уделял производительному творческому труду как средству развития воли ребенка. Он разработал план организации образовательно-воспитательного учреждения, получившего название «Дом свободного ребенка». Программа деятельности этого учреждения создавалась в процессе жизни и труда детей, с учетом их интересов и потребностей. В основе жизни такого учреждения должен быть разнообразный творческий производительный труд. Учеба как часть трудовой деятельности не регламентировалась. Педагогический процесс строился на исследовательских методах, а учитель должен только создавать условия, при которых ребенок может самостоятельно добывать знания.
С.Т. Шацкий начал свою педагогическую деятельность в 1905 г., когда вместе с А.У. Зеленко и Л.К. Шлегер организовал общество «Сетлемент». Он выдвинул положение о том, что развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды представляет собой процесс его социализации, саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.
Идея детского труда проходит через всю теоретическую и практическую деятельность С.Т. Шацкого. Он считал, что на раннем этапе детства труд должен быть связан с искусством и игрой. Но чем старше становится ребенок, тем серьезнее он должен относиться к трудовой деятельности. Труд, игра, искусство являются обязательными условиями социализации и развития личности ребенка.
Рассматривая детское сообщество как воспитывающую силу, С.Т. Шацкий видел в нем объединение свободных детей и разумных взрослых с распределением обязанностей и равными правами. Функционирование сообщества возможно только при соблюдении следующих условий: самостоятельность детей, организацию разумной жизни, основой которой является труд, жизнь сообщества как дружной семьи.
- Экспериментальное направление
В конце XIX - начале XX вв. стало очевидным, что конструктивное развитие педагогической теории и практики возможно только на фундаменте целостного знания о личности ребенка. Одновременно, обозначились научные методы, дающие объективные знания о личности: эксперимент, объективное наблюдение, статистические методы и т.д.
Особый интерес в педагогике представляет экспериментальное направление (В.М. Бехтерев, А.П. Нечаевэ А.Ф. Лазурский).
Первые экспериментальные работы были связаны с изучением отдельных психических процессов, их свойств и особенностей (памяти, внимания, восприятия, воображения и т.д.). Затем внимание ученых стало сосредоточиваться не столько на психических процессах, сколько на характере их проявления в обучающей среде. Достоинством этих работ были объективированность, возможность получения количественных характеристик, результативность при решении узких дидактических задач.
Значительный вклад в разработку новых психолого-педагогических методов исследования ребенка внесли труды Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927 гг.). Раскрывая взаимосвязь среды, наследственности, воспитания, решающую роль в формировании личности он отводил общественной среде и воспитанию с учетом наследственности. В.М. Бехтерев рассматривал личность как взаимосвязь внутренних мотивов и активного отношения к окружающей действительности на основе индивидуальной переработки внешних воздействий. Это дало возможность ему выдвинуть положение о воспитании как решающем факторе формирования личности.
Образование «направлено к умножению человеческих познаний», оно дает обществу «человека эрудированного». Но, взятое как таковое, оно может оставаться для общества «простым балластом, ничуть не более», а в худшем случае «образование может сделаться лишь средством или орудием к удовлетворению личных страстей и в этом смысле послужит только к тому, чтобы создать вредного члена нашего общества». Общественную ценность имеет образование, соединенное с воспитанием; оно «развивает ум человека, приучая его к синтезу и анализу, оно служит к облагораживанию душевных чувств и к созданию и укреплению его воли». Без воспитания чувства человека останутся глубоко эгоистичными.
Представителем экспериментальной психологии и педагогики был и Александр Петрович Нечаев (1875-1943 гг.). Основной труд – «Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения» (1901 г.). Его взгляды на личность ребенка как совокупность психических процессов и ее развитие как процессвнутреннего созревания организма под воздействием психофизических законов послужили обоснованием психологического эксперимента.
Экспериментальная работа А.П. Нечаева проводилась по нескольким направлениям: выявление возможностей использования экспериментального метода при исследовании педагогических проблем в сочетании с другими научными методами, взаимоотношение лабораторных и внелабораторных методов в психолого-педагогических исследованиях.
В 1901 г. А.П. Нечаев основал в Петербурге лабораторию экспериментальной педагогической психологии, а в 1904 г. – педологические курсы, которые стали ведущими отечественными центрами экспериментальных психолого-педагогических исследований.
Разработкой естественного эксперимента занимался врач и психолог Александр Федорович Лазурский (1874-1917 гг.). Он разработал метод, который изучает личность в специально моделируемых исследователем педагогических условиях. Составленные А.Ф. Лазурским программы наблюдений за учащимися на уроках по различным предметам позволяли приблизить эксперимент к практике. Они позволяли учителю корректировать, варьировать обучающие условия соответственно индивидуальным особенностям ученика. Все это способствовало перестройки методик обучения отдельным предметам, построению учебного плана, практической реализации принципа индивидуализации обучения и т.д.
- Развитие педагогики как науки
В конце XIX - начале XX вв. в развитии педагогической теории прослеживаются две тенденции:
- дифференциациация педагогического знания – выделение в самостоятельные отрасли теории образования, теории воспитания, дошкольной педагогики, профессионально-технической и др.;
- приведение в систему накопленных теоретических знаний.
Большой вклад в развитие педагогики как науки внесли такие педагоги, как П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, П.Ф. Лесгафт и др.
Петр Федорович Каптерев (1849-1922 гг.) ввел новое понятие – «педагогический процесс». Под педагогическим процессом он понимал единство биологического (природного, генетического) и социального (культурного, общественного) в процессе развития ребенка. П.Ф. Каптерев создал педагогическую теорию, которую изложил в следующих работах: «Основные начала семейного воспитания» (1898 г.), «Педагогический процесс» (1905 г.), «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908 г.), «История русской педагогии» (1915 г.), «Педагогическая психология» (1914 г.), «Дидактические очерки» (1915 г.) и др.
П.Ф. Каптерев занимался разработкой проблем трудового воспитания и обучения в средней школе. Трудовое начало в школе, по его мнению, должно способствовать развитию мыслительных способностей учащихся. Физический же труд является простой физической нагрузкой. Вместе с тем П.Ф. Каптерев полагал, что ручной труд необходим в школе потому, что он позволяет выработать точность действий, учит преодолению трудностей. Однако воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет н