Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в.

После подавления декабрьского восстания 1825 г. перед правительством встала не­обходимость формировать из подрастающего поколения за­конопослушных верноподданных.

К поискам путей решения этой задачи Николай I при­влек Сергея Семеновича Уварова (1786-1855 гг.), который в 1811-1822 гг. был попечителем С.-Петербургского учебного округа, а с 1818 г. и до конца жизни –президентом Академии наук.

В 1832 г. С.С. Уваров был назначен замес­тителем министра народного просвещения, а в 1838 г. – министром народного просвещения. Он сформулирова­л идеи православия, самодержавия и народности и представил их как ос­новы развития просвещения в России («истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества»).

Предложен­ная министром народного просвещения новая идеология образования побудили русскую философско-педагогическую мысль к поиску иных путей раз­вития просвещения в России. В результате этого в 40-х гг. XIX в. интеллигенция разделилась на два лагеря – славянофилов и западников.

Славянофилы (Иван Васильевич Киреевский (1806- 1856 гг.), Алексей Степанович Хомяков (1804-1860 гг.), Степан Петрович Шевырев (1806-1864 гг.), и др.) обращали внимание на русскую православную традицию воспитания, ее самобытность и ставили задачу согласования развития собственно российского образования с мировыми достижениями в области про­свещения.

Западни­ки (Александр Иванович Герцен (1812- 1870 гг.), Николай Владимирович Станкевич (1813-1840 гг.), Виссарион Григорович Белинский (1811-1847 гг.), Тимофей НиколаевичГрановский (1813-1855 гг.)и др.) выступали за раз­витие русской педагогической науки и образования по моделям Западной Европы.

На рубеже 50-60-х гг. XIX в. в русском обществе была популярна мысль, что педагогика как наука уже создана в Европе, прежде всего в Германии, и задача русских педагогов состоит якобы лишь в том, чтобы разумно применить ее выводы к российской школе.

К 60-м гг. XX в. относится возникновение общественно-педагогического движения. Начинают широко обсуждаться коренные вопросы развития образования и педагогики. В общественно-педагогическом движении историки различают три направления по их социально-политическому основанию: буржуазно-либеральное, буржуазно-демо­кратическое и революционно-демократическое.

Деятели либерально-буржуазного направлениясчитали, что школа должна воспитывать высококультурного человека. А высо­кая культура доступна только отдельным «выходцам» из народа.

Буржуазно-демократическое течение педагогической мысли отражало взгляды демократической интеллигенции. Ее заботы ограничивались разработкой дидактики и методики начальной шко­лы, обоснованием содержания и методов ее работы, созданием школьных учебников и т. п.

Литераторы, публицисты и журналисты революционно-демократической ориентацииподвергали радикальной критике существующую систему образования, а вместе с ней и политику правительства в области просвещения. Они требовали образования для народа, свободы школы от церкви, равноправия женщин и др.

С актуальными педагогическими идеями выступа­ют такие общественные деятели, как В.Ф.Одоевский – мысли­тель, философ, художник, энциклопедически образованный че­ловек, организатор детских приютов в Петербурге; Н. И.Лобачев­ский – математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения; А. С. Хо­мяков – философ, славянофил; В. Г. Белинский – критик, публи­цист, философ; Н.А.Добролюбов – революционер-демократ, критик и публицист.

Большое значение в развитии общественно-педагогической мысли того времени имеет наследие В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Оба они выступали за народность воспитания, за формирование человека, способного к сознательной деятельности, труду; за отношение к ребенку как к личности. Их объединяла гуманистическая направленность взглядов на воспитание.

В своей работе «Рассуждения о воспитании» (1829 г.) В.Г. Белинский писал: «От воспитания человек может сделаться или добродетельным Сократом, или развращенным Нероном». «Воспитание - великое дело. Им решается участь человека».

В то же время В.Г. Белинский выступил против теорий, отрицавших роль природных данных в развитии людей: «Нет, не белая доска душа младенца, а дерево в зерне, человек в возможности». В.Г. Белинский требовал рав­ного для всех образования.

А.И. Герценвыступалза создание новой педагогики. Ее основным принципом он считал климатологическое воспитание. Тот, кто воспитывает, говорил Герцен должен знать, «...что важнейшее дело воспитателя состоит в приспособлении молодого ума к окружающему, что воспитание должно быть климатологическое. Для каждой эпохи, для каждой страны, а может быть и для каждой семьи, должно быть свое воспитание».

Ведущие идеи В. Г. Белинского и А. И. Герцена были поддержаны Н. Г.Чернышевским, Н.А.Добролюбовым и Д. И. Писаревым.

Создателем педагогических новаций того времени был Николай Иванович Пирогов (1810- 1881 гг.). Его общественно-педагогические взгляды изложены в статье «Вопросы жизни» (1856 г.). Он выдвигает перед общественностью зада­чу – воспитать совестливого, честного, самоотверженного и чуткого к нуждам других людей, гражда­нина России.

В основе обращения Пирогова к педагогическим проблемам ле­жало его отношение к педагогике как к науке о человеке. Поэтому он и начал не с изучения школьных программ и методики школьного дела, а с постановки вопроса о назначении всей системы образования, с утверждения необходимости подготовки «истинного» человека.

Н. И. Пирогов в целях общечеловеческого воспитания предложил свою концепцию общеобразовательной школы, которая должнa быть бессословной, доступной для всех желающих, способных к образованию и имеющих материальные средства.

Наши рекомендации