Педагогические идеи Г. Спенсера
Одним из представителей позитивизма в
области педагогической мысли был английский философ,
педагог Герберт Спенсер (1820-1903 гг.). Его педагогические идеи изложены в следующих трудах: «Воспитание умственное, нравственное и физическое», «Система синтетической философии» и др. Г. Спенсер считал, что жизнь есть приспособление к жизни и индивидов, и слоев общества, когда человеческая психика выступает в качестве инструмента приспособления организма к среде обитания. Основу его концепции составлял принцип целесообразности и утилитаризма, согласно которому человечеству и человеку нужно лишь то, что ему полезно. Помочь человеку в приспособлении к жизни должно воспитание. От него зависит и счастье, и положение человека в обществе.
Значимость образования Г. Спенсер видел в том, с какой пользой оно может быть использовано в практической деятельности человека. Всю учебную деятельность он подчинял принципу полезности знаний и их соответствию различным видам человеческой деятельности. Для деятельности, служащей личному самосохранению человека, полезными знаниями могут быть знания физиологии и гигиены, навыки, даваемые физическим воспитанием.
Следующая деятельность, которую он выделял, это деятельность по добыванию средств к существованию, для которой необходимы знания, «помогающие производству и сбыту товаров». К ним он относил знания в области логики, арифметики, геометрии, механики, физики, химии, астрономии, геологии, биологии, обществоведения.
Для сохранения рода и воспитания потомства необходимыми являются знания о характере и привычках человека, о законах жизни человека – о физиологии, педагогике и психологии.
Для социальной деятельности важно знание истории общества. Организация разумной деятельности в часы досуга требует эстетической подготовки – ознакомления с искусством, живописью, музыкой, поэзией.
Выделение этих пяти ведущих видов человеческой деятельности послужило Г. Спенсеру критерием отбора содержания образования в соответствии с социальными целями. Все, влияющее на поведение, совершенствование жизни и полезное для человека как индивида и члена общества, утверждал он, есть стремление к пользе, утилитаризм, оправданный самой жизнью. Отсюда вытекает и главная задача воспитания – готовить к практической жизни с учетом внешних условий.
Содержание и методы обучения и воспитания, по Г. Спенсеру, должны, прежде всего, соответствовать этапам умственного развития ребенка, способствовать его активизации. Успешным методом воспитания Г. Спенсер считал систему «естественного воздействия» Ж.-Ж. Руссо, к которой он относил влияние самой природы на ребенка, пример взрослых, использование метода естественных последствий, паритетные взаимоотношения взрослых и детей и освоение ребенком мира путем собственного опыта. Именно такая система воспитания, по его мнению, и может привести к формированию свободной личности.
Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.
В первые десятилетия XIX в. в Западной Европе возрождаются идеи раннего утопического социализма. Представителями этого направления были Клод Анри Сен-Симон (1760-1825 гг.), Франсуа Мари Шарль Фурье (1772- 1837 гг.), Роберт Оуэн (1771-1858 гг.).
Социалисты-утописты XIX в. принимали участие в разработке проектов уставов и руководств для школы, отстаивая в них идеи о необходимости гуманного отношения к детям, учета их возрастных и индивидуальных особенностей и создания благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ребенка.
К. А. Сен-Симон, Ф. М. Ш. Фурье, Р. Оуэн указывали на необходимость распространения образования и его связи с организацией общественного труда. Рациональное чередование физических и умственных занятий, связь обучения с трудом, науки с производством рассматривались ими как средство воспитания здорового поколения.
Ф. М. Ш. Фурье говорил о том, что труд должен быть осмыслен знанием. Отрыв школьного образования от практики он рассматривал как «бессмысленный ход воспитания». К. А. Сен-Симон обращал внимание на значение реальных знаний и необходимость обновления содержания школьного образования. Он высказывал мысль о том, что целесообразно включить в содержания школьного образования «общеполезные сведения, относящиеся к промышленности».
В отличие от своих единомышленников, Р. Оуэн не ограничивался только размышлениями по вопросам организации воспитания, но и осуществлял оригинальные педагогические опыты. В соответствии со своими убеждениями о необходимости непрерывного воспитательного воздействия на человека для выработки у него положительных качеств личности он открыл в 1816г. «Новый институт для формирования характера». В него входили: дошкольные учреждения для детей от года до пяти лет, начальная школа для детей до 10 лет, вечерние классы для работавших на фабрике подростков, вечерний очаг культуры, где обучали неграмотных рабочих, функционировал лекторий, родители получали консультации по воспитанию детей, проводились музыкальные вечера, танцы, игры и т.д. Уникальный педагогический опыт работы в этом учебном заведении был представлен в его труде «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера».
По инициативе Р. Оуэна были открыты коммунистические общины: «Нью-Хармони» в Северной Америке, «Хармони-Холл», в Англии, в графстве Гемпшир. В них осуществлялось сочетание разностороннего образования воспитанников с их участием в сельскохозяйственном труде на полях и фермах, в мастерских, на предприятиях.
Итак, в социальных учениях XIX в. сформировались два подхода по вопросу развития личности:
1. Всестороннее развитие личности как цель и педагогическая функция воспитания;
2. Всестороннее развитие личности как средство социальной реконструкции, гармонизации общественных отношений.
8.7. Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования
Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) связывали задачу образования трудящихся с их включением в классовую борьбу и ростом их «классового сознания». На этой основе они сформулировали понимание сущности человека, который является совокупностью всех общественных отношений. Это входило в их обоснование необходимости классовой борьбы, создания
революционной партии рабочих и установления диктатуры пролетариата. Идея о единстве революционного
преобразования общества и воспитания нового поколения составила основу идей К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунистическом воспитании.
К. Маркс и Ф. Энгельс провозгласили классовый характер воспитания, рассматривая его как «средство укрепления классового господства» и поставили перед пролетариатом задачу вырвать воспитание «из под влияния господствующего класса».
К. Маркс и Ф. Энгельс были сторонниками гуманистической идеи
о гармоническом развитии личности, о разностороннем проявлении способностей индивида. Средством реализации этой цели они провозглашали революционную классовую борьбу, утверждая, что насилие необходимо не только как инструмент свержения господствующего класса, но и потому, что пролетариат только так сможет создать новую основу общества. Таким образом, на классовую борьбу и революционное насилие возлагались не только политические, но и педагогические функции, ориентированные на создание нового поколения людей.
К. Маркс и Ф. Энгельс поддерживали идею о гармонично развитой личности – «тотально развитом индивиде». Отсюда вытекало их положение о необходимости единства умственного, физического, политехнического образования и соединения обучения с трудом учащихся.
Ведущее место умственного воспитания как составной части всестороннего развития диктовалось в понимании К. Маркса и Ф. Энгельса превращением науки в производительную силу. Поэтому школа должна была обеспечить усвоение подрастающим поколением разносторонних, необходимых в жизни научных знаний. К. Маркс и Ф. Энгельс критиковали недооценку реальных знаний. Они считали, что познание законов развития природы, человека и общества должно стать средством в борьбе за революционное преобразование существующего общественного строя.
Под политехническим образованием К. Маркс и Ф. Энгельс имели в виду ознакомление подрастающего поколения с основными принципами всех процессов производства, выработку понимания его научных основ и овладение навыками обращенияс простейшими орудиями производства.
Нравственное воспитание, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, имеет классовый характер. Они требовали воспитания нравственности в духе своих представлений о пролетарской классовой морали. Моральное совершенство индивида предполагало разграничение его частных интересов и общих интересов рабочего класса.
Таким образом, развитие личности связывалось, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, с его вовлеченностью в классовую борьбу – «революционную практику». Выработка коммунистической идейности, классовой непримиримости, преданности делу коммунизма – основные требования, предъявлявшиеся К. Марксом и Ф. Энгельсом к воспитанию личности нового человека в новом обществе.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Обозначьте основные направления развития школы в странах Западной Европы и США в XIX в.
2. Каковы основные компоненты концепции развивающего обучения И.Г. Песталоцци?
3. Проанализируйте теорию элементарного обучения И.Г.Песталоцци.
4. Сформулируйте свое отношение к высказыванию И.Г. Песталоцци: «Час рождения ребенка - первый час его обучения».
5. Вчем состоит вклад И.Ф. Гербарта в развитие теории обучения? Приведите аргументы «за» и «против» теории и практики управления детьми, которым от рождения присущи «злая воля» и «дикая резвость».
6. Сформулируйте содержание теории развивающего обучения по Ф.А. В. Дистервегу.
7. Изложите педагогические идеи природосообразности и культуросообразности Ф.А. В. Дистервега.
8. Опишите идеи и опыт утопистов-социалистов. В чем состояла их утопичность?
9. Сформулируйте основные педагогические идеи Г. Спенсера.
10. Поясните одно из основных положений К.Маркса и Ф. Энгельса о необходимости единства умственного, физического, политехнического образования и соединения обучения с трудом учащихся.