Дидактические принципы Я.А. Коменского
Следуя сенсуалистической философии, Я.А. Коменский выдвинул следующие дидактические принципы:
- принцип наглядности обучения.
Я.А. Коменский обосновывает этот принцип гносеологическими положениями, вытекающими из его сенсуалистических взглядов и связанными с философией Ф. Бэкона о том, что источник знаний о мире это наши ощущения. На этой основе Я.А. Коменский сформулировал «золотое правило дидактики»: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут схватываться несколькими чувствами».
Познание начинается с ощущения, подчеркивает Я.А. Коменский. В своем обосновании наглядности Я.А. Коменский, учитывал то, что содержала теория и практика обучения до него. Однако он придал наглядности обучения всеобъемлющий характер, пытался найти опору этому принципу в возрастных особенностях и обосновать его законами познания.
- принцип сознательности обучения.
Отказ от механической зубрежки, догматичности обучения.
- принцип систематичности обучения.
Важно доводить учащихся до понимания связи между явлениями. Учебный материал не должен казаться хаосом. В обучении нужно идти от фактов к выводам, от примеров к правилам. Идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.
- принцип последовательности обучения.
Изучение нового материала должно быть подготовлено предыдущими занятиями.
- принцип посильности обучения.
Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту.
- принцип прочности усвоения учащимися учебного материала.
Все, имеющее связь, должно преподаваться в связи. Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах. Особое внимание следует уделять упражнениям, повторению учебного материала.
6.7. Учение Я.А. Коменского о нравственном воспитании и дисциплине
Значительное место в учении Я.А. Коменского занимают проблемы нравственного воспитания.Главный девиз Коменского: «Человек должен быть воспитан для человечности». Христианско-протестантская этика «чешских братьев» лежит в основе его нравственных принципов, его четырех добродетелей: мудрости, умеренности, мужества и справедливости к людям. Эти добродетели подрастающий человек приобретает в школе.
Я.А. Коменский реализует идеи воспитывающего обучения,неоднократно подчеркивая, что «ученость – спутница высокой морали». В своих правилах развития нравственности он говорит о нравственном назначении истинного знания. «Ибо истинное суждение о вещах есть истинная основа всякой добродетели». Правильно организованное обучение воспитывает умеренность, мужеству дети учатся, «преодолевая самих себя», а справедливости учатся «никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность».
Опираясь в содержании и организации нравственного воспитания на гуманистические, демократические основания, Я.А. Коменский выдвигает требования воспитания чувства любви и уважения к человеку, человеческих отношений между людьми. Школа должна стать «кузницей гуманизма», очагом воспитания человечности, в самой школе должны господствовать доверие, взаимное уважение, справедливость, вежливость.
Методами нравственного воспитания можно назвать личный пример, наставление (поучение), упражнение, поощрение и наказание.
Примеру он придает большое значение и неоднократно возвращается к нему уже в «Материнской школе». Основывается значение примера на склонности детей к подражанию. Но пример не дает нужных результатов, если он не сопровождается словом, разъяснением, наставлением.Здесь важно непосредственное знакомство с нравственными требованиями, которые должны отличаться определенностью, доступностью, поддерживаться не только школой, но и семьей, родителями, всеми окружающими ребенка людьми. Воспитательное значение он придавал художественной литературе, которая изучается во всем ее богатстве.
Упражнениямидетей в нравственных поступках могут служить по Я.А. Коменскому, и игры детей.
Важное место он отводил поощрению.Он советовал учителю быть внимательным к поведению ученика и, если он проявляет старание, преодолевает трудности, надо поощрять его похвалой, отметкой, подарком.
Я.А. Коменский подробно рассматривал проблему наказаний.Он выделял те проявления в поведении ученика, которые заслуживают особой строгости. Это богохульство, упрямство, ложь. В таких случаях допустимо даже наказание розгой. Но надо строго отличать проступок нечаянный от злоумышленного и строго наказывать лишь за сознательные проступки.
Проблема наказаний занимает большое место в системе воспитания дисциплины,которую Я.А. Коменский рассматривает как условие успешного обучения и воспитания, как предмет воспитания и его метод (способ). Школа, считает он, это маленькое государство, основу которого составляет порядок, строгое соблюдение законов, требований. «Школа без дисциплины есть мельница без воды», - пишет он в специальной главе «Великой дидактики», посвященной дисциплине (глава XXVI). Я.А. Коменский связывает дисциплину ученика с особенностями его воли и характера, с такими качествами, как собранность, твердость, решительность. Он считал, что следует поддерживать дисциплину «хорошими примерами, ласковыми словами, откровенным благорасположением».
Не отрицая физические наказания в системе нравственного воспитания, Я.А. Коменский вводит их и в воспитание дисциплины. Он называет проступки, когда оправданы эти наказания: это проявление безбожия, выступление против божественных законов, это упорное неповиновение и умышленная злостность, а также высокомерие, тщеславие, лень.
6.8. Учитель и требования к нему
Решение всех этих проблем в школе Я.А. Коменский связывает с особенностями личности учителя,осознанием им самим своего предназначения в обществе.
Проблема учителя занимает большое место в педагогическом учении Я.А. Коменского. Быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя «поставлены на высоко почетном месте... им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем».
Я.А. Коменский обобщает в подходах о роли учителя свой собственный опыт, ибо он был учителем-практиком. Стержнем в характеристике личности учителя выступает гуманизм в отношении к ученикам. Поэтому его рассуждения об особенностях учительской профессии, о требованиях к учителю, об отношении к нему звучат конкретно и современно. Быть учителем – дар Божий, и если человек чувствует в себе это призвание, то может посвятить ему всю свою жизнь.
Я.А. Коменский сравнивает учителя с пастухом, садовником, акушером, полководцем, который стережет и охраняет «свое стадо», ухаживает за детьми, как за растениями в саду и т.д. Но чтобы быть таким, учитель должен уважать себя и свою профессию.
Но и государство должно заботиться об учителях и о том, чтоб ими становились люди почтенные, мудрые, набожные, деятельные. А если учителю не хочется работать в школе, его трудная профессия ему в тягость, пусть он оставит школу, и никто не должен ему в этом мешать.
Важнейшее качество учителя – вера в ученика. Интересны суждения Я.А. Коменского о плохом учителе, который как бы не видит своих учеников, швыряет им задания, как собакам кости и приходит в бешенство, когда эти задания не выполняются. «Что это, как не способ подавлять естественную наклонность и насильственно вызывать отвращение к занятиям», - замечает Я.А. Коменский в своем труде «Об изгнании косности из школ».
Итак, учитель – это пример для ученика, это его наставник друг, организатор учения. Я.А. Коменский считал, что отношение ученика к школе, к учению целиком определяется учителем. Это должны понимать родители, очень бережно поддерживая авторитет учителя в глазах ученика.
Таким образом, учение Я.А. Коменского об учителе основано на глубоком понимании и утверждении его социальной роли, особенностях его личности, значения его как носителя культуры, обеспечивающего гуманистическую направленность всего дела образования.