Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья
Период IX –XIII вв. в востоковедении считается эпохой восточного Ренессанса, поскольку задолго до европейского Возрождения ученые арабомусульманского мира подвергли глубокому изучению духовное наследие античности, правда в свете идеологии ислама. Мыслителей Ближнего Востока волновали проблемы соотношения Бога и человека, человека и природы, определение границ религии и науки.
Главным в учении о человеке и его воспитании у восточных мыслителей выступало стремление проникнуть в суть человеческой природы.
Сущность воспитания человека сводилась к выработке у молодежи навыков соблюдения этических норм, стремления к образованности, помогающей усвоить эти нормы, и овладению приемами самопознания и самовоспитания.
Характерной особенностью педагогических взглядов энциклопедистов Востока было особое внимание к разностороннему развитию личности.
Вторым учителем после Аристотеля современники называли философа Абу Насра аль-Фараби (870-950 гг.). Им детально разрабатывались проблемы умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания молодежи, проблемы педагогического труда.
Проблема воспитания у Фараби выступала как одна из самых сложных частей его философской системы. Главная цель воспитания, согласно его концепции, - подвести человека к счастью через овладение добродетелью, состоящей в совершении добрых дел. Но для совершения добрых поступков необходимы знания, помогающие становлению нравственности.
В трактатах Фараби предлагаются конкретные методы воспитания добродетели средствами познания. Он подразделял их на «жесткие» и «мягкие». Если воспитуемые сами проявляют желание овладевать науками, стремление к труду и добрым поступкам, то в этом случае уместны мягкие методы воспитания. Если же подопечные злобны, своевольны, ленивы – к ним возможно применение жестких методов. Использование методов должно определяться уровнем нравственности самого воспитателя. Таким образом, воспитательная деятельность требует знаний и высоких моральных качеств воспитателя в сочетании с наблюдением и опытом самих воспитуемых.
Рассматривая проблемы целей и средств воспитания, философы Востока в значительной степени опирались на мысль Аристотеля о том, что нравственность является следствием постоянных упражнений и привычки. При формировании нравственного облика человека, по мнению Фараби, решающими факторами выступают взаимоотношения людей в конкретном сообществе и человеческая воля.
Фараби требовал при изучении любой науки соблюдать три условия: руководствоваться четкими принципами, делать выводы из получаемых эмпирических данных, относящихся к данной науке, критически относится к мнению других.
Названный в свое время «королем наук» Абу-Али Хусейн ибн Абдаллах Сина известен всему миру в латинской транскрипции как Авиценна (980-1037 гг.). В его труде «Книга исцеления» есть важные для педагогической теории разделы: «Книга о душе», «Книга знаний», «Книга указаний и наставлений». Основной подход к воспитанию состоял в требовании комплексного воздействия на развитие ребенка, широком использовании различных развивающих средств: музыки, поэзии, философии. Такое воспитание должно осуществляться совместно, чтобы дети учились друг у друга.
Развитие педагогической мысли Востока связано с деятельностью иранского философа Насирэддина Туси (1202-1273 гг.). В трактатах «Обучение учащихся», «Книга мудрости», «Наставление обучающемуся на пути учебы» Насирэддин Туси рассматривает знание в качестве лекарства, которым пользуется человек, поэтому необходимо четко представлять себе цель получения знаний и уметь правильно избрать путь к их постижению.
Престиж умения передавать свои знания другим в средние века на Востоке высок. Как писал Фараби, цель деятельности учителя – помочь найти учащемуся путь к достижению счастья. Учитель должен все видеть и слышать, обладать проницательным умом, быть принципиальным, уметь выражать свои мысли, убеждать, не только владеть наукой, но и быть способным передавать знания и любовь к знаниям своим ученикам.
Педагогические идеи средневековых мыслителей Востока, их вклад в разработку концепции человека и понимание его места на Земле неоценимы. Философы Востока стремились к достижению общечеловеческого счастья.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Очертите временные и географические рамки Средневековья.
2. В чем сущность схоластико-догматического образования?
3. Охарактеризуйте основные типы школ XIII-XV вв.
4. Дайте характеристику средневековому университету как новому типу учебного заведения. Что из организации обучения средневекового университета продолжает существовать по сей день? Что утрачено?
5. Как Средневековье относилось к античности? Какую трансформацию испытали и почему семь свободных искусств?
6.Как сочетались религиозное и светское образование в позднем Средневековье?
Глава 6. Становление педагогики как отрасли научного знания. Я.А. Коменский – основоположник педагогики как науки