Школа и воспитание в Междуречье
Первые школы в Междуречье (Месопотамии) для подготовки грамотных людей (писцов) появились в 3 тысячелетии до н.э. и именовались «домами табличек» (по шумерски – эдубба), от названия табличек из глины, на которые наносилась клинопись.
Письмена вырезались деревянным резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжигали. В начале 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками, покрытыми тонким слоем воска, на котором выцарапывались клинописные знаки.
Первые эдуббы возникли в семьях писцов, затем – при храмах и дворцах. Эти образовательные учреждения базировались на традициях патриархально-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. Главную роль в воспитании детей выполняла семья. Как это следует, например, из «Кодекса Хаммурапи» за подготовку сына к жизни и обучение его ремеслу ответственность нес, прежде всего, отец.
Вначале школьное обучение служило для подготовки писцов. Позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие до н. э.) и Ассур (1-е тысячелетие до н. э.). В фондах этих хранилищ насчитывались десятки тысяч табличек.
Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования. В таких учебных заведениях мог быть специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной.
Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя.
Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших.
Быт и учеба в школе напоминали жизнь семейной общины. Возглавлял эдуббу «отец учитель»; остальные преподаватели именовались «братьями отца». Сами ученики делились на младших и старших «детей» эдуббы.
Ученик посещал школу ежедневно от восхода до заката. Обучение предусматривало, прежде всего, подготовку к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами.
В школе царила суровая палочная дисциплина. По свидетельству текстов, учеников били за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д.
Приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба)состоял в запоминании и копировании из табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху выполняли упражнения типа диктантов.
В основе методики обучения лежало многократное повторение, механическое запоминание терминов, текстов, задач и их решений.
Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора с преподавателем или одноклассником, с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали те или иные суждения.
Процесс образования в «домах табличек» был сложным и трудоемким. Вначале школяра учили читать, писать и считать. Следовало запомнить множество клинописных знаков. Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных историй, приобретал запас практических умений.
Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. В зависимости от специализации будущие писцы приобретали знания в области грамматики, математики, астрономии.
Выпускник эдуббы должен был знать арифметические действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях. Особо оговаривается, что выпускник эдуббы должен знать терминологию нескольких профессиональных групп: жрецов, ювелиров, пастухов и корабельщиков.
Возникшие в Шумере и Аккаде «дома табличек» претерпели в дальнейшем определенную эволюцию. Постепенно они становились своеобразными культурно-просветительскими центрами. Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями – словарями и хрестоматиями – изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до н. э. Они содержали поучения, наставления, выраженные в фольклорной форме, что облегчало процесс обучения.
В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они имели множество помещений для хранения табличек. Подобные комплексы именовались домами знаний. Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев –торговцев и ремесленников.
Школа Древнего Египта
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.
Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек.
Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте отражало характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.
Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения.
Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. Эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания. Они рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».
Авторитет отца был освящен многовековыми традициями. Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений.
Идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что целью обучения была подготовка к профессии, которой занимались члены семьи. Семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т.д. Лишь военное дело находилось вне специального сословно-профессионального обучения.
Приобретение образования требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Под диктовку учителя дети записывали тексты или копировали их с образцов. Какого-либо знакомства с общими принципами тех или иных предметов и наук не предусматривалось. Обучение сводилось к усвоению нестандартных примеров и рецептов, воспроизводившихся без изменения в течение многих сотен лет. Образование носило узкоспециализированный характер. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались.
Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать; затем – составлять деловые бумаги.
Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был освоить деловой стиль для светских нужд и уставный для составления религиозных текстов. Ученики писали на глиняных черепках, коже и костях животных, позже на папирусе.
Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили в папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки-пособия, которые переписывали и заучивали.
На первоначальной стадии обучения заботились об отработке техники изображения иероглифов. Затем большее внимание уделялось содержанию текстов. На последующем этапе обучали красноречию, что считалось наиважнейшим для писца качеством. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине. Профессия писца считалась очень престижной и рассматривалась как залог социального благополучия.
Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются царские школы, школы врачевателей.