Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока

Начало истории школы и воспитания Древнего Востока относят к 5 тысячелетию до н.э. В древнейших государствах воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в семье. Педагогические традиции семейного воспитания были закреплены в литературных памятниках Древнего Востока («Законы вавилонского царя Хаммурапи» (Вавилон, 1750 г.д.н.э.); книга «Притч иудейского царя Соломона» (нач. 1 тыс. д.н.э.); «Бхагаватгита» (Индия, сер. 1 тыс. д.н.э.) и др.

С укреплением общественных государственных структур в целях специальной подго­товки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и особый соци­альный институт – школа. Сведения по школам древнейших цивилиза­ций Древнего Востока см. в таблице 3.1

Школа и воспитание в условиях древнейших цивилиза­ций Древнего Востока развивались под воздей­ствием различных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хроно­логически эти цивилизации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные черты в сфере развития воспита­ния и обучения:

1. Воспитание определялось общественным и имущественным состоянием человека. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, и постепенно превращалось в подготовку к взрослой жизни. Это, с одной стороны, привело к тому, что усилилась оппозиция детей миру взрослых, а, с другой стороны – к тому, что воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

2. Главные способы передачи ин­формации (приблизительно с 3-го тысячелетия до н.э.) стали постепенно дополняться формировавшейся письменностью – клинописной и иероглифической. Возникновение и развитие письменности сталоважнейшим фактором развития школы.

3. Отделение умственного труда от физического, начавшееся уже на исходе первобытной истории, постепенно вызвало к жизни появление особой профессии – учителя.

4. Крайне слабое развитие идеи человеческой индивидуальности. Человек формировался в рамках жестких социальных норм и обязанностей. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда применение жестких форм и методов воспитания.

5. Религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Первые учебные заведения открывались служителями культов.

6. Средоточием обучения и воспитания в древнейших государствах Востока были семья, храмы и государство. Поскольку семья могла не обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься учебно-воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

7. Воспитание и обучение носили рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был долгим и мучительным. Содержание образования выглядело скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в рамках определенного общественного положения.

8. К 1-му тысячелетию до н.э. развитие ремесел, торговли, постепенное усложнение характера труда, рост городского населения способствовали расширению кру­га людей, которым стало необходимо школьное обучение. Помимо детей родовой знати и служителей культа учениками школ становились уже и дети состоятельных ремесленников и торговцев, однако абсолютное большинство населения обхо­дилось по-прежнему лишь семейным воспитанием своих де­тей.

Таблица 3.1

Типы школ и их характеристика в странах древнейших цивилизаций[5]

Цивилизация Древнего Востока Типы школ
Месопотамия (III-II тыс. до н.э.) Школа писцов всех рангов (эдуббы – «дома табличек» Дисциплины: чтение и письмо на двух языках: шумерском и аккадском, история, география, геология, ботаника, математика, зоология, медицина, мифология, право и делопроизводство, музыка, пение, литература; Жреческие Дисциплины: письмо, чтение, танцы, музыка, упражнения литературного характера, списывание, заучивание поэтических и религиозных текстов.
Древний Египет (III-II тыс. до н.э.) Школы при храмах Дисциплины: религиозно-нравственное воспитание, астрономия, математика, медицина. Школы при дворе фараона (дворцовые) Дисциплины: физические и военные упражнения, чтение и письмо иероглифов, правила поведения и дворцовый этикет. Школы при крупных государственных учреждениях (писцов): элементарная школа(с 5 до 12 лет) Дисциплины: чтение, письмо, арифметика и геометрия на уровне практического применения. канцелярия(с 12 до 16 лет) Дисциплины: заучивание титулов, географических названий, технических терминов, название рыб, камней, растений; овладение различными типами письма, искусство спора и правила устного и письменного этикета. 3 ступени школы(только для мальчиков): - микре (6-10 лет): чтение, письмо, еврейский и халдейский языки, толкование библейских текстов. - мишне(10-15 лет): неписанный Закон, сообщенный Моисею на Синайской горе. - гемаре(15-18 лет): медицина, астрономия, история, геометрия. Форма обучения – диспут.
Индия (I тыс. до н.э.) Школы для высшей касты брахманов (жрецов) (от 6-12 до 22-24 лет) религиозное образование (изучение Вед) Школы для кшатриев (воинов, правителей) Заучивание стихов, гимнов, философия, красноречие, грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музыка. Могли учиться и вайшьи (торговцы, земледельцы, ремесленники). Шудры (неприкасаемые)к образованию не допускались.
Китай доконфуцианский период (с IV тыс. до н.э. до сер. I тыс. до н.э.) конфуцианский период (со второй пол. I тыс. до н.э.) Привилегированные сословия: жрецы и аристократия. Аристократыобучались: письму, чтению, счету, навыкам устной речи, декламации стихов, изучали летописи. Военно-физическое воспитание: стрельба из лука, езда на колеснице, владение щитом и копьем. Жреческие школы: космогония, магия, музыка, танцы, общеобразовательные предметы.   Учеба в школе без каникул. Экзамены 2 раза в год. После школы экзамены 1 раз в три года: в губернском городе - 1-й и 2-й экзамены. После первого: ученая степень «цветущего таланта», после второго: признанного ученого. Третий экзамен – в императорской столице: ученый, внесенный в списки. Четвертый экзамен – членство в императорской Академии.


Наши рекомендации