Появление организованных форм воспитания и обучения

Приемы воспитания в первобытную эпоху выраба­тывались под влиянием условий жизни, и поэтому первона­чальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрос­лых было механическое повторение.

По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организо­ванных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц – старейших членов родовой общины.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок дет­ства и воспитания был весьма непродолжительным и ограни­чивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики все больше времени проводили с муж­чинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

Необходимость воспитания детей была потребностью в борьбе за существование. Постепенно появлялись средства обучающе-воспитательной направленности. Некоторые из них включались в ритуальные обряды, в систему атрибутов магических действий. Характерным в этом отношении было использование игрушек-талисманов, фигурок животных и людей, изображений животных и человеческих фигур, высеченных на камне, вырезанных на кости или нанесенных краской.

Выработка у подрастающего поколения необходимых норм поведения являлась предметом заботы все­го сообщества. Этому способствовали различные средства, та­кие как участие в ритуальных церемониях и праздниках, вклю­чавших детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни, вырабатывавших у них соответствующие идеалы и ценностные ориентации. Применялись ритуальные запреты –- табу, устрашения и одобрения.

Таким образом, в раннепервобытной общине воспитание еще не выделилось из производственных и бытовых отноше­ний.

В первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказания не были жес­токими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания. Но первобытное воспитание не было идиллическим, поскольку люди жили в тяжелых условиях борьбы за выживание. В дальнейшем, в условиях расслоения общины ужесточили воспитание. Час­то стали применяться физические наказания.

В совместной деятельности с взрослыми дети и подрост­ки наблюдали за поведением старших и, подра­жая им, приобретали соответствующие умения. Включение детей в совмест­ный с взрослыми труд, подражательные детские игры – все это входило в естественный ритм общинной жизни, создавая определенную вос­питательную среду.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобыт­но-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. Это были предшественники школ, организованные для воспитания человека, обучения его трудовым навыкам, умениям. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия.

Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриар­хата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин; в старшем возрасте – раздель­но. При патриархально-родовом строе дома молодежи становят­ся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состо­ятельных членов общины.

Период взросления был весьма непродолжительным: к 10-12 годам подростки приобретали необходимые знания и умения, которые были весьма ограниченными. К 13 годам они вступали во взрослую жизнь. Новые условия хозяйственной деятельности и социальных связей требовали общественного контроля за результатами подготовки молодого поколения к вступлению в жизнь взрослых. Все подростки обоего пола, достигшие 10-15 лет, проходи­ли инициацию (исторически первый общественный институ­т, имевший целью преднаме­ренную организацию воспита­ния и обучения). У маль­чиков она была более длительной и сложной. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, и сопровождалась песнопениями, ритуальными танцами, ма­гическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т.д., программа для девочек –приобретение навыков ведения домашнего хозяй­ства. В процессе испытаний и состязаний, которыми завершались инициации, проверялась физическая, практическая, социально-нравственная и волевая готов­ность подростков к вхождению во взрослую жизнь.

В практике проведения инициации складывались и зачатки обучающей деятельности. В обучении движениям танца, например, использовалось повторение и запоминание.

Система инициации в своем развитии привела к тому, что в родовых общинах постепенно выделилась категория лиц, занимающихся специально подготовкой молодежи к этой процедуре. Таким образом, подготовка к инициации исторически предваряла последующее возникновение организован­ного обучения, которое возникло позже.

Наши рекомендации