Волков С.Н., Саратовцева Н.В.

СИСТЕМА

ОТКРЫТОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

С.Н. Волков

Н.В. Саратовцева

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Учебное пособие

Пенза 2007

ББК 74.58 Я 7

УДК 37 (09)

В 67

Рецензенты:

профессор кафедры педагогики

и психологии профессионального обучения

Пензенского государственного педагогического

университета им. В.Г. Белинского,

доктор педагогических наук

Л.Д. Гошуляк

Заведующий кафедрой философии

Пензенской государственной сельскохозяйственной академии,

доктор философских наук, профессор

О.С. Пугачев

Волков С.Н., Саратовцева Н.В.

История педагогики и философия образования. Учебное пособие.– Пенза: Изд-во Пенз. государств. технол. академии, 2007.- 316 c.

Учебное пособие подготовлено на кафедре профессиональной педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии и предназначено для студентов специальности 050501 «Профессиональное обучение». В нем содержится необходимый объем знаний по теории истории педагогики и философии образования. Освещено мировое и отечественное педагогическое наследие.

Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Данное издание предназначено для содержательного обеспечения учебных занятий студентов специальности 050501 «Профессиональное обучение» по курсу «История педагогики и философия образования».

Ó Пензенская государственная технологическая академия, 2007.

Ó Волков С.Н., Саратовцева Н.В., 2007.

Введение

Школа должна учить мыслить,

в том числе мыслить о смысле.

В.П. Зинченко.

Учебное пособие «История педагогики и философия образования» подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и задачами формирования у студентов гуманистически ориентированного профессионального мышления. Оно содержит необходимый объем знаний о процессе развития теории и практики воспитания и образования.

Историю педагогики и философию образованияможно представить как единую целостную систему зарождения и развития педагогических идей с позиций их философского и исторического осмысления. Этот учебный курс создает условия для расшире­ния методологического кругозора, овладения методами исторического позна­ния в сфере будущей профессии. Изучение данной дисциплины дает возмож­ность осознать связь современной теории и практики образования с мировым и отечественным педагогическим наследием.

Приоритетной целью курса является овладение основами историко-педагогической и философско-педагогической культуры будущими педагогами профессиональной школы.

Основными принципами построения курса являются принципы научности, историзма, преемственности, непрерывности, интеграции и целостности воссоздания историко-педагогической и философско-педагогической картины мира.

Пособие состоит из трех разделов. Первый раздел рассматривает роль истории педагогики и философии образования в системе современного педагогического знания. Второй раздел посвящен развитию образования и педагогической мысли за рубежом. В третьем разделе дан анализ развития отечественного образования и педагогической мысли.

Издание является частью учебно-методического комплекса по истории педагогики и филосо­фии образования. Оно, адресованное студентам, может быть интересно также преподавателям педагогических и непедагогических высших и средних профессиональных учебных заведений.

Использование пособия предполагает обращение читателя к хрестоматиям по истории педагогики, к сочинениям педагогов-классиков, к справочникам и словарям. Пособие должно помочь выявлению и осмыслению развития философско-педагогической мысли в ее преемственности и новациях и, способствовать тем самым росту общей и педагогической культуры, развитию профессионального мышления.

Раздел 1. Введение в историю педагогики и философию образования

Глава 1. История педагогики и философия образования

как наука и педагогическая дисциплина

1. 1. Специфика истории педагогики и философии образования как научной области педагогического знания

Курс «История педагогики и философия образования» является интегративным, поэтому вначале рассмотрим раздельно его основные части –философию образования и историю педагогики.

Имеется большое количество определений понятия «философия образования». Одним из первых попытался дать определение понятия «философия воспитания и образования» В.В Розанов, под которым он подразумевал «обсуждение самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов и также в отношении к вечным чертам человеческой природы и постоянным задачам истории»[1].

Профессиональными философами философия образования характеризуется как система «представлений о мире и месте человека в нем, из которой далее можно выделить цели образования, его содержательную структуру, основные организационные принципы, взаимоотношения учителя иученика и т.д.»[2].

В целом, существует несколько подходов к определению понятия «философия образования»: 1) философия образования – раздел философии наподобие философии права, философии техники и т.д.; 2) философия образования – общая педагогика с ориентацией на методологическую проблематику; 3) философия образования – отрасль, которая, синтезируя в себе данные различных наук, – подвергает их философскому осмыслению и создает на этой основе новые научные знания, относящиеся к сфере образования; 4) философия образования – условный термин, обозначающий некую совокупность индивидуальных представлений о проблемах образования на уровне обыденного сознания.

Проблемами философии образования занимаются такие ученые, как В.Д. Шадриков, Б.С. Гершунский, Н.К. Чапаев, М.В. Богуславский, Л.А. Степашко и др.

Объектом изучения философии образования является образование как целостное многоаспектное и многогранное явление социальной жизни.

Существуют самые различные подходы к определению предмета философии образования. В.В. Краевский предметом философии образования считает связь представлений о мире, обществе и месте человека в нем с педагогической действительностью и ее отражением в этой специальной науке. Г.Г. Гранатов предметом философии образования считает мышление человека, направленное на развивающее образование и самообразование.

Предметом философии образования являются следующие проблемы: человек в контексте культуры; смысл и место образования в жизни и культуре, определение идеала образованности и целей образования; определение смысла и особенностей педагогической деятельности; осмысление образа новой школы, соответствующего социокультурным традициям.

Задачи философии образования:

1.Определение роли и места образования в решении глобальных цивилизационных задач.

2. Выявление ведущих функций образования, приоритетов его развития на разных уровнях организации: мировом, государственном, региональном.

3. Изучение путей интеграции различных философских
концепций образования как условия формирования единого образовательного пространства, интеграции национальных образо­вательных систем.

4. Исследование глобальных общественных проблем и определение на этой основе путей развития мирового образовательного пространства и национальных образовательных систем как его компонентов.

5. Выявление педагогических технологий, обеспечивающих эффективное решение задач моделирования и реализации образовательных систем.

Таким образом, философия образования не является ни педагогической дисциплиной, ни простым разделом или областью философии. Это скорее межпредметное знание, результат «рефлексии над образованием и педагогикой» (В.М.Розин).

Философия образования – это интегративная совокупность знаний философско-педагогической природы, имеющая в качестве своего предмета наиболее общие закономерности развития образования, педагогики и человека как «предмета воспитания» (К.Д. Ушинский), а также интеллектуально-духовные основания такого развития[3].

Соответственно философия образования – первая часть курса «История педагогики и философия образования» включает в себя темы, раскрывающие роль, место, основные тенденции развития образования в современном мире; вопросы педагогического науковедения, педагогической антропологии и дидаскологии; проблемы методологического, интеллектуально-духовного обеспечения образования и педагогики.

История педагогики – специфическая область педагогического знания, которая изучает и анализирует основное содержание педагогических идей и концепций, существовавших в различных эпохах и странах.

История педагогики– это история теории и практики образования, история развития представлений о том, каким должен вырасти ребенок, и как этого добивались в различные исторические периоды и в разных культурах.

Историю педагогики можно рассматривать и как историю развития и смены различных педагогических систем, если под педагогической системой понимать совокупность концептуаль­ных идей и способов их реализации на практике.

Проблемами истории педагогики занимаются такие ученые-педагоги, как А.Н. Джуринский, М.Г. Плохова, А.И. Пискунов, С.Ф. Егоров и др. Структуру предмета истории педагогики составляют: а) образовательно-воспитательный процесс; б) учебно-воспитательные учреждения; в) педагогика как система научного знания. Иными словами, предметом истории педагогики является педагогическая мысль, теория и практика образования.

Составляющие курса «История педагогики и философия образования» взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Дадим определение курсу в целом. История педагогики и философия образования – это учебный курс-конгломерат, объединяющий в себе две достаточно самостоятельные дисциплины – философию образования и историю педагогики и имеющий своим предметом наиболее общие закономерности развития и становления образования как сферы человеческой деятельности и познания.

Курс истории педагогики и философии образования можно представить как единую целостную систему зарождения и развития педагогических идей с позиций их философского и исторического осмысления.

Особенности курса

1. Курс истории педагогики и философии образования не имеет научного аналога, что затрудняет процесс структурирования данного курса, определения его состава, предмета. Прежде всего, это связано с низкой степенью разработанности первой части курса – философии образования. Имеются различные трактовки предмета, задач и перспектив развития философии образования; неоднозначна оценка мирового образовательного сообщества уровня эффективности курса.

2. Сложность категориального аппарата курса. В литературе ряд понятий, которые в той или иной мере служат в качестве «заместителей» понятия «философия образования»: «философия воспитания», «философские основы воспитания», «педагогическая философия», «философия педагогики» и др. Свои эквиваленты имеет «история образования», «история педагогики», «история воспитания», «история педагогических учений» и др.

Такая понятийная «разноголосица» не в последнюю очередь объясняется существованием различных традиций в обозначении ключевого педагогического понятия. Так, в США, как правило, употребляется термин «образование», во многих европейских странах, в том числе России, – «педагогика».

Цель курса: формирование философско-педагогической и историко-педагогической культуры у студентов профессионального учебного заведения.

Задачи курса: усвоение студентами системы философско-педагогических и историко-педагогических знаний; развитие философско-педагогического и историко-педагогического мышления; овладение способами применения философско-педагогических и историко- педагогических знаний.

Связь истории педагогики и философии образования с другими дисциплинами. Стержневую линию связей курса образуют отношения между философией, педагогикой и историей, где в качестве центрального элемента выступает педагогика как системообразующая дисциплина. Кроме этого, курс и истории педагогики и философии образования взаимодействует с психофизиологическими, социогуманитариыми и социоэкономическими дисциплинами.

Структура истории педагогики и философии образования. Структуру истории педагогики и философии образования можно представить следующим образом: зарубежная история педагогики и философия образования и отечественная история педагогики и философия образования. Для этого есть достаточные основания. У педагогической мысли западноев­ропейских стран и России общий источник – христианство. Но с течением времени происходили изменения, обусловленные обра­зом жизни и характером романо-германских народов, с одной сто­роны, и народов славянских – с другой. Одним из результатов многовекового исторического процесса стало появление католи­чества и православия как отдельных ветвей христианской религии. Своеобразие этих далеко разросшихся ветвей христианства опре­делило в свою очередь различия в развитии светских культур, а также педагогической мысли.

Материалы по истории западноевропейской педагогики и философии образования изла­гаются традиционно в соответствии с последовательной сменой социально-экономических формаций: рабовладение, феодализм Средневековья, капитализм Нового времени и т.д.

В России смена этих формаций не обозначилась столь отчетли­во, как в Западной Европе. Россия не знала рабовладения и феодализма такими, как они сформировались на Западе. Отсюда логическая канва в изложении материала иная – не по формациям, а по тенденциям развития педагогической мысли, доминировавшим в различные историчес­кие эпохи.

Источники изучения истории педагогики и философии образования. Как одна из дисциплин в системе профессионального педагогического образования, история педагогики и философии образования основывается и на исследованиях различных источников: предметов материальной культуры, добываемых археологами; летописных сводов, памятников письменности; официальных изданий государственных учреждений – учебных программ, учебников и т.д. История педагогики и философия образования использует также факты из сопредельных наук – из психологии, философии, социологии, логики. Но в центре ее внимания – наследие ученых-педагогов, трудами которых разрабатывались фундаментальных основы науки о человеке.

1.2. Методологические основания истории педагогики и философии образования как науки

История педагогики как наука и как учебный предмет в тече­ние многих десятилетий в России имела своим методологи­ческим основанием марксистско-ленинское учение, диалектиче­ский и исторический материализм. Такое основание выступало как единственное и реализовалось в научной и учебной литературе при изложении системы педагогических взглядов того или иного педагога прошлого, а также в рассмотрении и оценке практики воспитания, образования, обучения в разные истори­ческие периоды.

В оценке историко-педагогического процесса как социального явления, ведущим оставался классовый подход. Его применение ограничивало все богатство историко-педагогической теории и практики воспитания, приводило к недооценке идей крупнейших педагогов прошлого, к односторонности в изложении их миро­воззренческих идей, нередко к необъективности в оценке места и значения тех или других педагогов в историко-педагогическом процессе.

Однако неправильно было бы оценивать весь советский пе­риод развития педагогики только с негативных позиций. В этот период создавались и издавались учебные пособия по исто­рии педагогики для педагогических учебных заведений, переиз­давались труды педагогов прошлого, осуществлялась научно-исследовательская работа. И в этом плане нельзя сбрасывать со счетов имена историков педагогики, таких, как Н.А.Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева, Д. О. Лордкипанидзе, Н. К. Гончаров, А. А. Красновский, М.А.Данилов и др.

В 80-е гг. XX в. возникает стремление к утверждению духовнос­ти, к идейному плюрализму. Этот процесс нашел отражение и в историко-педагогической литературе, когда классовые, идеологизированные оценки развития историко-педагогических идей были несколько смягче­ны.

В настоящее время следует отметить богатство и разнообразие историко-педагогической и философско-педагогической литературы, в том числе и учебной. Определенной трансформации подвергся методоло­гический принцип классового подхода. Отказавшись от абсолютизации классового подхода, ученые считают, что он имеет право на существование и, пока существуют классы, неизбежен. Чаще всего классовый подход сочетается с формационным подхо­дом и служит основанием для уточнения особенностей развития культуры, образования в рамках тех или иных формаций.

В историко-педагогическом и философско-педагогическом знании существенным методологи­ческим основанием выступает цивилизационный подход, который дает возможность привнести социологические предпосылки в оцен­ку развития педагогических идей и практики воспитания, обосновать социальными причинами движение, развитие этих фе­номенов.

В современных условиях определяющим методологическим ос­нованием истории педагогики и философии образования выступает культурологический под­ход. Культурологический подход позволяет увидеть, представить в изложении все богатство, оригинальность, вза­имосвязь социальных и педагогических явлений. Рассмотрение каж­дой педагогической системы должно строиться с учетом особенностей культуры своего времени, утверждая ее значе­ние в педагогической теории и практике.

Для обоснования значимости культурологического подхода важ­но и то обстоятельство, что человек как субъект воспитания сам выступает как потребитель и носитель культуры. Успешное реше­ние задач образования – важнейшее усло­вие развития культуры в обществе. Определение взаимосвязей между развитием культуры и воспитанием подрастающего поколения в историко-педагогическом процессе – одна из задач истории педа­гогики и философии образования как науки и учебного предмета, на что и направлен культурологический подход.

В настоящее время наиболее существенным методологическим основанием в истории педагогики и философии образования можно считать антропологи­ческий подход. Сущность его означает концентрацию внимания на человеке как базовой цен­ности, цели воспитания; ориентацию на особенности человека, его духовное раз­витие в той или иной педагогической системе или на тех или других этапах исторического процесса; реализацию гуманистической направленности педагогического знания.

Итак, история педагогики и философия образования предполагает опору на все богатство современного методологического знания.

1.3. Ключевые понятия истории педагогики и философии образования

Немаловажную роль в теоретическом осмыслении учебного курса играет система его понятий. Рассмотрим самые основные понятия.

Воспитание– целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Образование – специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий; процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданами установленных государством образовательных уровней.

Педагогическая концепция – система педагогических взглядов, то или иное понимание педагогических явлений, процессов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности.

Педагогическая парадигма – совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчиненных целям образования.

Педагогические взгляды – педагогические знания в единстве с выраженным отношением личности к этим педагогическим явлениям.

Социализация – процесс усвоения и воспроизведения человеком социального опыта, овладение навыками практической и теоретической деятельности.

1.4. Место истории педагогики и философии образования в интеграционном научном процессе и в профессиональной подготовке педагога профессионального обучения

Высказывание отечественного философа Э.В. Ильенкова о том, что школа должна учить мыслить дополнил «психологический педагог» В.П. Зинченко: «школа должна учить мыслить, в том числе мыслить о смысле». Это в первую очередь касается высшей школы.

Развивать «творчество мысли» призваны в вузе дисциплины философского, культурологического и психолого-педагогического блоков. Курс «История педагогики и философия образования» должен раскрывать смысл образования человека.

История педагогики и философия образования по сравнению со многими другими отрасля­ми гуманитарного знания – историей, философией, филологией и др. – наука молодая. В настоящее время происходит интенсивный процесс ее становления. Создаются труды ученых по отечественной, западноевропейской и всеобщей истории педагогики и философии образования. В каждом из них утверждается мысль о значимости этой науки для педагогической теории и практики.

Овладение основами истории педагогики и философии образования как новой отрасли знания помогает будущему педагогу лучше ориентироваться в сложной социально-педагогической действительности, находить верные решения в нестандартных ситуациях, сопоставлять различные педагогические системы, теоретические концепции образования, опыт разных стран и народов.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Дайте определение дисциплине «История педагогики и философия образования» и раскройте ее современные задачи.

2. Почему, на Ваш взгляд, «История педагогики и философия образования» является педагогической дисциплиной, а не философской и исторической? В чем состоит интегрирующая роль педагогики в составе данного курса?

3. Почему необходимо изучать историю педагогики? Каковы методологические основы истории педагогики?

4. Что такое педагогическая методология? Раскройте содержание ее ведущих характеристик: универсальности, инструментальности, плюралистичности, аксиологичности.

5. Что такое философия образования? Каковы мировоззренческие, общефилософские основы философии образования? Попытайтесь выделить ведущие идеи философии образования.

6. Каковы наиболее значимые задачи философии образования?

7. Как Вы оцениваете современное состояние философской мысли в области образования?

8. Перечислите проблемы философии образования на современном этапе.

Раздел 2. Зарубежная история педагогики и философия образования

Школа Древнего Египта

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подрост­ка, юношу в мир взрослых.

Идеалом древ­него египтянина считался немногословный, стойкий к лишени­ям и ударам судьбы человек.

Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте отра­жало характер взаимоотношений между женщиной и муж­чиной. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и при­емы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения.

Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слу­шаться. Эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания. Они рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Авторитет отца был освящен многовековыми традициями. Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских настав­лений.

Идеалы и цели воспитания постепенно пересматри­вались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что целью обучения была подготовка к профессии, которой занимались члены семьи. Семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т.д. Лишь военное дело находилось вне спе­циального сословно-профессионального обучения.

Приобретение образования требовало немалого труда. Заня­тия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Под диктовку учителя дети записывали тексты или копировали их с образцов. Какого-либо знакомства с общими принципами тех или иных предметов и наук не предусматривалось. Обучение сводилось к усвоению нестандартных примеров и рецептов, воспроизводившихся без изменения в течение многих сотен лет. Образование носило узкоспециализированный характер. Неради­вых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать; затем – составлять деловые бумаги.

Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не ме­нее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и класси­ческое письмо. В итоге ученик должен был освоить деловой стиль для светских нужд и уставный для составления религи­озных текстов. Ученики пи­сали на глиняных черепках, коже и костях животных, позже на папирусе.

Школьные папирусы использовали многократно. Перед оче­редным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили в папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки-пособия, которые переписыва­ли и заучивали.

На первоначальной стадии обучения заботи­лись об отработке техники изображения иероглифов. Затем большее внимание уделялось содержанию текстов. На после­дующем этапе обучали красноречию, что считалось наиваж­нейшим для писца качеством. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине. Профессия писца считалась очень престижной и рассматривалась как залог социального благополучия.

Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются царские школы, школы враче­вателей.

Образование в Западной Европе в VI- XIII вв.

Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры (общая характеристика образования в Западной Европе в VI- XIII вв.в таблице5.1.).

Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным).

В начале VII в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы. Содержание образования в монастырских школах опиралось на сочинения Августина. Его образовательная программа предусматривала использование только тех светских знаний, которые необходимы христианскому проповеднику, - знание языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих, по его мнению, углубленному пониманию религии.

Основное внимание, как в монастырских, так и в открываемых при городских соборах кафедральных (епископских) школах уделялось воспитанию нравственности, для чего использовались наставления, посты, чтение сочинений на религиозные темы.

Основной книгой для обучения служил Псалтырь. Обучение начиналось с механического заучивания наизусть на ставшем языком науки латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили на изучение латинской азбуки, чтению, письму. Позже появились специально разработанные для школ учебные пособия. Так, составленные Северином Боэцием (ок. 480-524 гг.) учебники логики, арифметики и музыки служили в школе в качестве учебных пособий вплоть до XIII в.

В результате широкого распространения монашества по территории Западной Европы средоточием образования были монастырские школы.

В условиях изменений в политической и духовной жизни общества господствующее положение начинал занимать новый вид религиозной философии – схоластика (от. лат. – школьный, ученый). Схоластика – направление в средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование христианских догм, особый прием изложения религиозного миропонимания. Схоластика соединяла теологию с философией и логикой, придающей религиозному учению стройность логической системы. Сторонником нового вида философии был Фома Аквинский (1225-1274 гг.).В своем труде «Сумма теологии» он пытался подчинить светское знание вере. Вся его деятельность была направлена на придание вероучению формы научного знания.

В течение нескольких столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником при изучении богословия в европейских школах повышенного типа – коллегиях и университетах.

Курс обучения в школах был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались изучению философии, два следующих года – богословию, церковной истории и праву, два последних – углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия.

В связи с ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей, занимавшихся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединялись в корпорации, называвшиеся университетами. Университеты состояли из нескольких факультетов – младшего, артистического, подготовительного, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших – юридического, медицинского, богословского.

Сроки обучения были неопределенными, учение в целом могло продолжаться 11-12 лет, и не каждый студент выдерживал этот срок. Преподавание состояло из чтения лекций и диспутов. Обучение велось на латинском языке. Во время лекций студенты старших курсов сидели на скамьях, а младших – на полу, на соломе, «дабы внушить им смирение». Обязательные лекции начинались около 5 часов утра и заканчивались в 9-10 часов. После обеда назначались занятия, посещение которых не было обязательным для всех. За пропуск обязательных лекций или за опоздание на них взимался штраф с преподавателей и со студентов.

Первые университеты появились в XII- XIII вв. в таких странах, как Италия, Франция, Англия: это Болонский (конец XI в.), Парижский (1160 г.), Оксфордский (1206 г.), Кембриджский (1281 г.) университеты. Позже были открыты университеты в славянских странах – Пражский и Краковский. Из стен старинных университетов вышки выдающиеся деятели науки и просвещения, обновленной религии – Ян Гус, Данте Агильери, Франческо Петрарка, Николай Коперник, Галилео Галилей, Френсис Бэкон.

Центрами образования и культуры, оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство, торгово-ремесленную часть городского населения. Для удовлетворения его потребностей стали создаваться новые типы школ – магистратские, цеховые, гильдейские. Они были различными по своему назначению – школы «счета» и родного языка, латинские школы. Это были относительно независимые от церкви учебные заведения.

Помимо распространения церковных и светских школ средневековье сохранило и такую форму обучения, как ученичество, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников.

Рыцарское воспитание получали сыновья светских феодалов. Особенности системы рыцарского воспитания изложил Винцент из Бове (ум. ок.1264 г.) в своем сочинении «Об обучении детей благородных особ».

Подростки в возрасте 10-12 лет отдавали в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни новой семьи и выполняя роль пажей, подростки овладевали семью «рыцарскими добродетелями»: умение охотится, ездить верхом, плавать, фехтовать, стрелять из лука, играть в шашки и слагать и петь стихи, прославляющие «даму сердца». В 14-16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его посвящали в рыцари.

Девочки из знатных семей воспитывались дома или в монастырях. В программу их обучения входило освоение грамоты, изучение иностранных языков, рукоделие, музыка, чтение религиозных книг.

Несмотря на религиозную направленность, средневековое понимание развития ребенка воспринимало фактически античное представление о гармонии тела и души.

Начиная с XIII в., в связи с начавшимися изменениями в экономической жизни большинства европейских стран, школьное образование оказалось в сложном положении. Содержание образования становилось все более ограниченным, зубрежка и телесные наказания стали занимать большее место в школе. Постепенное сведение образования к элементарному обучению, несмотря на количественный рост школ, приводило к снижению общего уровня образования. Единственными учебными заведениями, сохранившими старые традиции, оставались университеты. В их структуре сложился новый тип образовательного учреждения, совмещавший общежитие с учебным заведением, – коллегия.

Таблица 5.1.

Образование в Западной Европе в средние века[8]

Во всех учебных заведениях преподавание велось на латинском языке

Наши рекомендации

Учебное заведение, вид образова-ния Характеристика
Церковные школы · монастырские (внешние (для мирян) и внутренние; · кафедральные; · приходские. Срок обучения не устанавливался, возраст – тоже. Социальное положение: сначала учениками были дети духовенства, потом – все остальные. Метод – механическое запоминание. Содержание: Чтение молитв, церковное пение, письмо. В монастырской школе повышенного типа – «7 свободных искусств». Высшая кафедральная (или соборная) - «7 свободных искусств», древняя философия, богословие, позже введены: астрономия, медицина. Идеал монашества: целомудрие, бедность, послушание.
Светское образование Цель воспитания старшего сына феодала – воспитание рыцаря: до 7 лет – в семье; до 14 лет – в замке сюзерена в роли пажа; с 14 лет – оруженосец сюзерена; с 18 лет (21 года) – рыцарь. Содержание «семи рыцарских добродетелей»: умение охотится, ездить верхом, плавать, фехтовать, стрелять из лука, играть в шашки и слагать и петь стихи, прославляющие «даму сердца». Тело рыцаря принадлежит сюзерену, душа – Богу, сердце – даме. Отсюда воспитание дворянина: основы любви, войны, религии. Для следующего сына: семья - монастырская школа - уход в священнослужители или в университет. Женское воспитание: семья - монастырская школа – возвращение в семью или уход в монахини.
Университеты Возникли в конце XIIв. Факультеты: · подготовительный (артистический) - «7 свободных искусств», 6-7 лет, магистр; · богословский– 5-6 лет, доктор наук; · юридический- 5-6 лет, доктор наук; · медицинский– 5-6 лет, доктор наук. Вид занятий: лекции, диспуты.
Обучение горожан и селян Цеховые школы – для детей ремесленников. Образовательный путь: мастер, подмаст