Урок-конструктор: методы, способы, результаты
Абдрахманова А.З.,
учитель географии МАОУ гимназия № 91
Ленинского района ГО г.Уфа
Отличительной особенностью ФГОС второго поколения является его направленность на обеспечение системно-деятельностного подхода, перехода от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся и подготовке их к жизни в современных условиях. Новая дидактическая модель образования, складывающаяся в результате внедрения новых стандартов, основанная на компетентностной образовательной парадигме, требуют от учителя выбора новых форм организации учебного процесса, методик и технологий обучения, проектирования деятельностного урока. Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Как же выстроить условие учебной задачи так, чтобы задача была интересна, понятна и решаема, независимо от уровня ее сложности?
В современной педагогике есть такая интересная педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”.
Учитель-конструктор должен направлять свою деятельность на разработку и создание конечного (целевого) продукта из продуктов и ресурсов существующего материала. Учитель-конструктор – это учитель, разработчик конструкций, инструмента и механизмов.
- Конструктор – игрушка.
- Конструктор компьютерных игр.
- Конструктор экспорта и импорта.
- Конструктор статистических данных.
- Конструктор типов.
- Конструктор диалога.
Работа учителя-конструктора заключается фактически в разработке информационной модели урока и выдаче конструкторского сооружения. Для этого необходимо представлять варианты конструкции изделия, обосновать лучший вариант конструкции, выполнить сборочный чертеж (алгоритм действий), спецификацию и деталировку.
Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.
Создание положительной мотивации к непрерывному образованию «Школа-вуз»
При обучении химии
Алпарова Э.Ф.,
учитель химии МБОУ гимназия №121
Калининского района ГО г.Уфа РБ
Сформированность компетенций – новый подход к результатам освоения обучающимися общеобразовательной программы. Система образования в настоящее время переживает этап реформирования, связанный с изменением содержания, поиском оптимальных способов и технологий обучения, способных удовлетворить возрастающие требования личности и государства. Назрела потребность в разработке новой модели выпускника школы, акцентирующей внимание на приобретении опыта самостоятельной деятельности, формировании готовности к дальнейшему обучению и социальной адаптации.
Компетентностно-ориентированное задание – это деятельностное задание, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию, строится на актуальном для обучающегося материале. Компетентностно-ориентированные задания способствуют созданию положительной мотивации у обучающихся к решению глобальных проблем человечества – продовольственной, энергетической, экологической.
Приведем пример. Тема "Растворы. Электролитическая диссоциация".
В сточных водах животноводческого комплекса практически всегда присутствуют в больших концентрациях ионы аммония, водорода, цинка, сульфат-ионы. Предложите способы обнаружения этих ионов и способы очистки от них сточных вод. Где можно использовать полученные вещества?
Направление поиска. Для обнаружения загрязняющих веществ необходимо провести качественные реакции на перечисленные ионы. Попробуйте найти в литературных источниках сведения о методах очистки сточных вод и утилизации выделенных загрязняющих веществ.
Ответ: Учащиеся перечисляют способы обнаружения ионов аммония, ионов цинка, сульфат-ионов, записывают качественные реакции на обнаружение данных ионов.
Тема "Неметаллы". В настоящее время многие ученые: химики, инженеры-технологи – активно занимаются поиском путей утилизации углекислого газа. Попробуйте предложить варианты решения этой проблемы. Направление поиска: вспомните свойства углекислого газа, обратитесь к специальной литературе и найдите информацию о специфических свойствах углекислого газа в сверхкритическом состоянии.
Сегодня учитель имеет уникальную возможность, используя «интернет-общение» с коллегами, создавать методическую копилку компетентностно-ориентированных заданий и широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Из опыта введения федеральных государственных образовательных стандартов
основного общего образования
Байтимирова Г.Н.,
заместитель директора МБОУ гимназия №3
Кировского района ГО г. Уфа РБ
Опыт гимназии по внедрению ФГОС второго поколения в основной школе показал, что концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Федеральные государственные стандарты второго поколения в основной школе нацелены на формирование нового ученика. Требования к результатам образования выдвигают главную проблему: урок должен быть модернизирован. Успех проведенного урока зависит от умения, желания школьников учиться и уровня подготовки, профессионализма учителя.
В процессе введения ФГОС выявились серьезные проблемы. Внедрение новых форм и технологий проведения урока тормозится сложившейся в предыдущие годы устойчивой традиционной методикой. В новых условиях учитель должен быть готов отказаться от привычной, традиционной схемы стандартного урока, владеть педагогическими технологиями, в совершенстве ориентироваться в новой для него структуре урока, грамотно организовывать свою деятельность и деятельность учащихся.
Для решения этой задачи в гимназии была проведена необходимая подготовительная работа с учителями: научно-методическая, информационно-технологическая, дидактическая.
Подготовка учащихся к обучению в формате нового урока так же проводилась поэтапно и систематически. Уже на первом этапе введения ФГОС общего образования были поставлены следующие задачи:
- создание устойчивого мотивационного фона у учащихся;
- формирование универсальных учебных действий;
- обучение учащихся объективному оцениванию своей учебной деятельности.
В процессе внедрения ФГОС в основной школе мы убедились, что особого внимания требуют проблемы, решение которых невозможно без участия муниципальных и республиканских методических служб, педагогических вузов. Назрела острая необходимость в курсовой подготовке по организации проектной и внеурочной деятельности учащихся, по оценке освоения метапредметных действий, по анализу уровня сформированности различных групп УУД у школьников.
Введение ФГОС предполагает тесную взаимосвязь педагогического коллектива с родительским сообществом и его поддержку инновационного процесса. Важнейшая в ситуации реализации ФГОС работа с портфолио как формой оценивания успешности учащихся будет эффективной только при плодотворном сотрудничестве с родителями.