Обеспечение вариативности развивающей среды
Гиндуллина М.Ф.,
старший воспитатель МАДОУ детский сад № 62
Советского района ГО г. Уфа РБ
Вопрос организации образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Согласно новым требованиям вариативность является одним из приоритетных направлений деятельности детского сада.
Вариативность в нашем учреждении предполагает наличие в группах различных пространств, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появления новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность. Каждый педагог пополняет образовательное пространство группы разнообразным материалом и оборудованием, с учетом особенностей контингента детей (продиктованных их возрастом, половой принадлежностью, индивидуально-типологическими характеристиками, предпочтениями, возможностями), содержанием образовательной программы, запланированными задачами ДОУ. Насыщение окружающего пространства претерпевает изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. Наполнение развивающей среды подбирается в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативными, познавательными, речевыми, художественно-эстетическими, физическими. В такой среде одновременно развивается активная коммуникативно-речевая и познавательно-творческая деятельность воспитанников, происходит максимальное развитие личности ребенка.
Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и детьми.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности дошкольников; включение в процесс эффективных форм работы с воспитанниками. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их на протяжении всего времени пребывания, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Детский сад представляет для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных проблем. С одной стороны, максимально приближает воспитательно-образовательные ситуации к реалиям детской жизни, что помогает личностному принятию их ребенком; с другой — учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.
Вариативная среда дошкольного образовательного учреждения № 62 обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Сопровождение педагогических работников дошкольных образовательных учреждений
в период перехода на государственные стандарты образования
Ефимова Н.Г.,
методист МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г.Уфа РБ
Наиболее актуальной проблемой в период перехода на ФГОС ДО является координация деятельности всех звеньев методической службы города. Организация методического сопровождения ФГОС ДО через создание системы развития базовых компетенций педагогов обеспечивает профессиональную готовность педагогических работников к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Актуальными направлениями такого комплексного сопровождения являются: научно-методическое, организационное, информационное.
Главное – обеспечить преемственность обучения, сохранить лучшие традиции дошкольного образования, показать педагогам, что в опыте работы лучших из них уже применяются элементы педагогических технологий, приемы и методы обучения, на которые ориентирует стандарт дошкольного образования. Данные элементы педагогического опыта должны стать основой педагогической деятельности каждого воспитателя. Педагог был и остается ключевой фигурой образовательного процесса, от которой зависит формирование, как мировосприятия дошкольников, так и образовательной среды. Его личность выступает важным условием развития личности детей.
Современному дошкольному образовательному учреждению необходима творчески мыслящая личность, активная и мобильная. Строить работу в этом направлении непросто, так как воспитатель вынужден справляться с постоянно возрастающим объемом педагогической работы и требованиями к ее качеству. Сегодня мало быть специалистом в своей области и уметь грамотно выполнять обязанности, нужно владеть инновационными и информационными технологиями, так как система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки ФГОС ДО указывают реальные виды деятельности, которыми воспитанники должны овладеть к концу основного обучения.
Анализ анкетирования педагогов показал, что им необходима методическая помощь по преодолению затруднений в понимании сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода. В связи с этим педагогами-новаторами были проведены различные мастер-классы, заседания районных методических объединений по данной проблеме, вебинары, консультации по разработке рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Методической службой города оказывается необходимая поддержка по созданию новых методических разработок занятий, внеучебных мероприятий, в освоении педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений проектной технологии.
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в условиях модернизации
Закирова Г.Ю.,
заведующий отделом
МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ
В настоящее время происходит активное обновление государственной политики в области дошкольного образования. Ее ключевыми направлениями являются обеспечение качественного образования детей дошкольного возраста, при помощи соблюдения нормативно-правовых требований и выполнения организационных условий. Сегодня можно констатировать целый ряд нововведений, инициированных с целью решения обозначенной проблемы. К числу наиболее значимых следует отнести определение правового статуса дошкольного образования как первого уровня общего образования, введение в сферу дошкольного образования образовательных стандартов, обработку моделей процедур оценки качества дошкольного образования.
В условиях модернизации системы дошкольного образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» особая роль в городском округе город Уфа Республики Башкортостан отводится научно–информационному, методическому и координационному сопровождению муниципальных образовательных учреждений столицы Республики Башкортостан.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным стандартам дошкольного образования (сокр. ФГОС ДО), система дошкольного образования города ведет активную работу по его внедрению.
В настоящее время на территории городского округа установлен переходный период для внедрения ФГОС ДО в дошкольные образовательные учреждения (сокр. ДОУ), составлены информационно-рекомендательные письма, разработан план-график по реализации ФГОС ДО, создана координационная группа, подготовлена карта самоанализа готовности ДОУ к внедрению ФГОС ДО, так же проведена большая работа по подготовке нормативно-правового обеспечения, определяющего порядок введение стандарта, внесены изменения и дополнения в уставы, локальные акты, приказы, положения, должностные инструкции, разработана программа развития и примерная основная образовательная программа ДОУ, на базе ДОУ №63, 220, 310, 325 открыты инновационные площадки по внедрению стандарта дошкольного образования. Первоочередным мероприятием стала профессиональная переподготовка педагогических работников. Был составлен план прохождения курсов повышения профессиональной квалификации педагогов, согласно которому в городе обучено более 3 тысяч работников. Педагоги города, работающие в условиях модернизации системы образования, стремятся творчески осмыслить новое содержание образовательного процесса, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания, однако еще предстоит уделить особое внимание повышению профессиональной компетентности педагогических работников.
Так же одним из ключевых факторов обеспечения качества дошкольного образования, в условиях реализации намеченного курса предстоит модернизация микросреды образовательного пространства за счет установления тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Таким образом, планомерная работа по модернизации системы дошкольного образования города позволяет решать поставленные задачи в полном объеме.
Преемственность дошкольного и начального общего образования