Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.)
· придавал большое значение семейному воспитанию;
· рассматривал жизнь человека как борьбу между силами добра и силами зла, и в этой борьбе помощь должна обязательно оказывать семья.
Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.)
· настаивал на развитие самостоятельности у детей в обучении;
· считал, что полученное в школе знание должно использоваться для выработки собственной точки зрения;
· критиковал прагматизм школьного образования;
· развивал идею Сократа о необходимости самопознания.
Марк Фабий Квинтилиан (42 г. – ок. 118 г. н.э.)
· ратовал за общедоступное образование;
· разработал систему обучения ораторов;
· разработал методы развития памяти;
· написал рекомендации по воспитанию; выступал против физических наказаний;
· провозглашал «радостное обучение через игру».
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА (X-XVII )
В средние века господствующее положение в жизни общества занимала церковь, а религиозное мировоззрение пронизывало все сферы личной и общественной жизни. В этих условиях воспитание и образование носило конфессиональный характер (православное, мусульманское, иудейское и т.д.).
Европейская школа и система воспитания полностью находились под влиянием католической церкви.
Католическая церковь – духовный центр средневекового общества отвергала почти все элементы античной образовательной традиции, считая её «языческой», «дьявольской». Была предана забвению античная идея о всестороннем развитии личности как основной цели воспитания. В соответствии с основной установкой средневекового мировоззрения на человека как изначально «греховного» в воспитании на первый план была выдвинута идея «спасения человеческой души» через умерщвление плоти, аскетизм и духовное возвышение личности («Тело – враг души»).
Античные традиции проявлялись более всего в семейно-домашнем воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно окрашивалось сословными чертами и особенностями. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено в системах светского воспитания – ученичестве (в среде ремесленников и купцов) и рыцарском воспитании.
Светское средневековое воспитание | |
Феодальное = рыцарское | Ремесленное, купеческое = ученичество |
для старшего сына феодала § до 7 лет – в семье, § до 14 лет – в замке сюзерена в роли пажа, § с 14 лет – оруженосец, § с 21 года – рыцарь. | Прикрепление к мастеру по договору и за плату 1-2 учеников, которые, обучившись профессиональным навыкам, становились подмастерьями, а затем могли открыть собственное дело. Срок обучения – от 2 до 10 лет. |
В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей».
Семь рыцарских добродетелей
В рыцарском воспитании были заложены идеи жертвенности, послушания и одновременно личной свободы, а также превосходства над остальными сословиями. В воспитании будущий рыцарь должен был усвоить «основные начала любви, войны и религии».
Постепенно рыцарское сословие приходит в упадок, а некоторые традиции рыцарского воспитания вошли в идейную основу гуманистической педагогики эпохи Возрождения.
В эпоху Средневековья расширение системы образования связывают с развитием церковной культуры, т.к. в руках церкви находились практически все школы. В раннесредневековой Западной Европе сложились два главных типа учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.
Система церковного воспитания и обучения | ||
Монастырские школы § внутренние (для служителей церкви) § внешние (для мирян) | Кафедральные (епископальные) школы | Приходские школы |
Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. Учиться там могли только мальчики, чей возраст был различным. Срок обучения и возраст в церковных школах не устанавливался.
Содержание обучения в элементарной школе включало:
§ чтение и заучивание молитв (Псалтырь, Абецедарий);
§ письмо;
§ церковное пение (псалмов).
Содержание обучения в школе повышенного образования строилось по программе «семи свободных искусств»:
§ тривиум – грамматика (+ лит-ра), риторика, диалектика;
§ квадривиум – арифметика, география (+ геометрия), астрономия (+ физика), музыка.
Распространенными методами обучения были зубрежка, слушание наставлений, комментариев к тексту, многократное переписывание текстов – «Сколько напишут букв на пергаменте школяры, столько ударов они нанесут дьяволу».
Основной формой воспитательного воздействия была церковная проповедь.
В полном пренебрежении было физическое воспитание. В школах царили жестокие наказания.
В XII – XV вв. в крупных городах Европы (Лондоне, Париже, Милане, Любеке, Гамбурге и др.) появляются городские школы. Они рождались как из системы ученичества, гильдейских и цеховых школ, так и путем видоизменения приходских школ. Программа городских школ носила прикладной характер. Кроме латыни, там изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки.
Постепенно городские школы разделились на:
· школы счета (программа элементарного образования);
· латинские школы (программа повышенного образования).
Преподавание во всех учебных заведениях велось на латинском языке.
В XII – XIII вв. в Западной Европе крепнут элементы светской культуры. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Задачу примирения религии и науки берет на себя схоластика (chola – школа, школьное учение) – религиозная философия, особый тип интеллектуальной жизни, воспитания и образования. Она оживляла застывшую религиозно-философскую мысль, развивала формально-логическое мышление. Однако в дальнейшем схоластика изжила себя, превратившись в «формальную бессодержательную философию», перестала играть прогрессивную роль, и, напротив, стала тормозом дальнейшего поступательного развития.
Важным этапом в развитии образования стало открытие университетов (universitas – целостность, совокупность, общность) – союз людей интересующихся наукой – профессоров и студентов. Сегодня это учебно-научные учреждения, готовящие специалистов и ведущие исследования по различным направлениям научного знания.
Первые университеты появились в XI – XII вв. в Италии, а затем во Франции и Англии (Болонский, Парижский, Оксфордский).
Первые университеты включали 4 факультета (facultas – способность, возможность): подготовительный (артистический), богословский, юридический и медицинский факультеты.
Студенты, обучающиеся на подготовительном факультете получали степень бакалавра, а при его успешном окончании – магистра. Затем студент мог перейти на специальный курс (факультет), по окончании которого ему присуждалась степень доктора наук.
Важной чертой университетов являлся их межнациональный, демократический характер.
Структура университета
Богословский | Медицинский | Юридический |
Артистический (подготовительный и общеобразовательный) |
Срок обучения:5-7 лет
Содержание образования:программа «семи свободных искусств».
Методы обучения:лекции (ординарные и повторительные), проблемные лекции (квестия), диспуты.
Сеть университетов в Европе очень быстро росла: если в XII в. их насчитывалось около 10, то в XIII в. ≈ 19, а XIV в. – более 40, в XV в. – 80, в XVI в. – уже около 180.
☺Это интересно!!!
Появление университетов способствовало оживлению общественной жизни, торговли и др. История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, давших новый толчок развитию культуры, науки и просвещения (Р. Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперник, Ф. Петрарка).
GОсновные черты средневекового образования:
X-XII в.в.
§ переплетение языческой, античной и христианской традиций;
§ сословный характер;
§ развитие церковного обучения и воспитания;
§ появление первых университетов.
XII- XIII в.в.
§ расширение светского образования;
§ открытие городских школ (цеховые + гильдейские) на средства магистратуры;
§ развитие университетов.