Воспитание и школа в древнем риме
Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание – «каждому был учителем его собственный отец», «вся наука из родного дома». Семья отвечала за нравственное и гражданское становление своих детей.
С проникновением в Рим эллинистической культуры в III – II в.в. до н.э. происходит становление школьной системы образования свободных граждан.
Еёцель– подготовка активного и дисциплинированного члена общества, патриота, политика с устойчивыми взглядами на римский государственный строй как эталон политической организации общества, храброго, выносливого воина, расчетливого и независимого рабовладельца.
Обучение дети получали в зависимости от достатка родителей. Школы низшей ступени находились, как правило, в неприспособленных помещениях. Обычно в школе была всего одна комната, в которой находилось 12-15 человек детей разного возраста. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко практиковались физические наказания.
Навык чтения в школе отрабатывался по «Законам 12 табличек» под руководством наставника (magister ludi или literator). Многие тексты греческих и римских авторов (Вергилия, Овидия, Саллюстия, Цицерона) заучивались наизусть. На занятиях арифметикой систематически пользовались абакой.
Главным при отборе содержания обучения был принцип «пользы» (прагматизма) для обеспечения ученику в будущем успешной жизни и карьеры.
Система древнеримского образования имела следующие ступени.
Образовательное учреждение | Условия обучения | Содержание образования |
Тривиальная (элементарная) школа | Начальное, платное обучение с 7-ми лет. Срок обучения 2 года. | Чтение, письмо, счет, право (изучение законов) |
Лудус | Начальное, платное обучение с 7-ми лет (для более состоятельных граждан) | Чтение, письмо, счет, право (изучение законов) |
Грамматическая школа | Средняя ступень образования Высокая плата за обучение | Латинская литература, основы римского права, основы философии, греческий язык, греческая литература, география история, математика с основами астрономии |
Школа ритора | Повышенный уровень образования = с 14-19 лет Срок обучения 4 года | Римская и греческая литература, право и философия, математика, астрономия, ораторское искусство |
Легионы | Воинские формирования для военной подготовки юношей с 16 лет Срок подготовки 3-4 года | Физические тренировки, военное искусство |
К V в. оформилась программа семи свободных искусств
У римлян не привились важные части греческого воспитания – гимнастика, обучение пению и танцам.
В I – II в.в. в Риме появляются первые школы профессионального обучения – медицинские и юридические.
Педагогические идеи Древнего Рима нашли отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха, Квинтилиана.
В I в. с возникновением первых христианских общин в Антиохии начинается появление христианских школ – школ катехуменов, школ катехизиса, кафедральных и епископальных школ.
Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным, религиозным воспитанием, утверждение высокого значения трудового воспитания. Главным источником воспитательных идей служила Библия. Христианская школа считала своим долгом воспитывать у детей смирение, аскетизм, потребность во взаимопомощи.
Большинство же христиан вплоть до V в. получали образование в учебных заведения античного типа.
Христианские взгляды на сущность человека и его воспитание раскрыты в философских и педагогических трактатах Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста, Аврелия Августина и др.
GОсобенности древнеримской системы образования:
ü высокая роль домашнего/семейного воспитания;
ü классовый характер;
ü практическая направленность, прагматичность;
ü недооценка таких предметов, как: музыка, пение, гимнастика;
ü афинская идея гармоничного развития не получила развития.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ТЕОРИИ
В ДРЕВНЕРИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ