Воспитание и школа в древнем риме

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание – «каждому был учителем его собственный отец», «вся наука из родного дома». Семья отвечала за нравственное и гражданское становление своих детей.

С проникновением в Рим эллинистической культуры в III – II в.в. до н.э. происходит становление школьной системы образования свободных граждан.

Еёцель– подготовка активного и дисциплинированного члена общества, патриота, политика с устойчивыми взглядами на римский государственный строй как эталон политической организации общества, храброго, выносливого воина, расчетливого и независимого рабовладельца.

Обучение дети получали в зависимости от достатка родителей. Школы низшей ступени находились, как правило, в неприспособленных помещениях. Обычно в школе была всего одна комната, в которой находилось 12-15 человек детей разного возраста. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Широко практиковались физические наказания.

Навык чтения в школе отрабатывался по «Законам 12 табличек» под руководством наставника (magister ludi или literator). Многие тексты греческих и римских авторов (Вергилия, Овидия, Саллюстия, Цицерона) заучивались наизусть. На занятиях арифметикой систематически пользовались абакой.

Главным при отборе содержания обучения был принцип «пользы» (прагматизма) для обеспечения ученику в будущем успешной жизни и карьеры.

Система древнеримского образования имела следующие ступени.

Образовательное учреждение Условия обучения Содержание образования
Тривиальная (элементарная) школа   Начальное, платное обучение с 7-ми лет. Срок обучения 2 года.   Чтение, письмо, счет, право (изучение законов)
Лудус Начальное, платное обучение с 7-ми лет (для более состоятельных граждан) Чтение, письмо, счет, право (изучение законов)
Грамматическая школа   Средняя ступень образования Высокая плата за обучение Латинская литература, основы римского права, основы философии, греческий язык, греческая литература, география история, математика с основами астрономии  
Школа ритора Повышенный уровень образования = с 14-19 лет Срок обучения 4 года Римская и греческая литература, право и философия, математика, астрономия, ораторское искусство
Легионы Воинские формирования для военной подготовки юношей с 16 лет Срок подготовки 3-4 года   Физические тренировки, военное искусство


К V в. оформилась программа семи свободных искусств

воспитание и школа в древнем риме - student2.ru

У римлян не привились важные части греческого воспитания – гимнастика, обучение пению и танцам.

В I – II в.в. в Риме появляются первые школы профессионального обучения – медицинские и юридические.

Педагогические идеи Древнего Рима нашли отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха, Квинтилиана.

В I в. с возникновением первых христианских общин в Антиохии начинается появление христианских школ – школ катехуменов, школ катехизиса, кафедральных и епископальных школ.

Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным, религиозным воспитанием, утверждение высокого значения трудового воспитания. Главным источником воспитательных идей служила Библия. Христианская школа считала своим долгом воспитывать у детей смирение, аскетизм, потребность во взаимопомощи.

Большинство же христиан вплоть до V в. получали образование в учебных заведения античного типа.

Христианские взгляды на сущность человека и его воспитание раскрыты в философских и педагогических трактатах Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста, Аврелия Августина и др.

GОсобенности древнеримской системы образования:

ü высокая роль домашнего/семейного воспитания;

ü классовый характер;

ü практическая направленность, прагматичность;

ü недооценка таких предметов, как: музыка, пение, гимнастика;

ü афинская идея гармоничного развития не получила развития.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ТЕОРИИ

В ДРЕВНЕРИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Наши рекомендации