Зарубежные бесплатные электронные библиотеки

Каталог Библиотеки Конгресса США http://catalog.loc.gov/
Каталог Британской библиотеки http://catalogue.bl.uk
Проект Гутенберг” http://www.gutenberg.net/

Internet Public Library http://www.ipl.org/

Электронные словари, энциклопедии

Универсальный справочник-энциклопедия All-In-OneРусский
Энциклопедический Биографический Словарь
Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий

Педагогический энциклопедический словарь
Словари издательства «Русский язык»: англо-русский, русско-английский, немецко-русский и русско-немецкий
Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру
Словари русского языка на портале «Грамота.ру»
Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля
Википедия: свободная многоязычная энциклопедия ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия
Коллекция «История образования» Российского общеобразовательного портала

РАЗДЕЛ 2. CОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

В ходе практики студенты выполняют ряд кейсов. Кейс представляет собой документ или какой-либо материал для изучения, решение кейса позволяет студентам научиться решать учебно-профессиональные задачи и овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями.

Структура кейса включает текст и задание после него. В задании указана форма отчета по кейсу.

КЕЙСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

КЕЙС№1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ШКОЛЫ

Образовательная политика – это комплекс необходимых мер по поддержанию функционирования и развитию системы образования в школе.

В своей деятельности школа руководствуется "Программой развития"

Программа развития школы на 2011 – 2016 годы (принята на заседании Управляющего совета протокол № 1 от 10.09.2011 г.) представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии.

В настоящее время ценностные основания деятельности нашей школы можно сформулировать следующим образом:

педагогический коллектив считает, что школа должна обеспечить благоприятные условия для гармоничного развития личности всех детей: одаренных, обычных, нуждающихся в коррекционной поддержке;

школа призвана способствовать поддержанию личности воспитанника в различных жизненных обстоятельствах;

результаты образования должны обеспечить успешную жизнедеятельность выпускника школы в условиях быстро меняющегося мира;

основной ценностью образования является не столько сумма научных знаний, которую приобретает в стенах школы ученик, сколько его компетентность в различных видах деятельности, а также умение самостоятельно решать проблемы;

образовательный процесс необходимо построить так, чтобы он обеспечивал психологически комфортные условия обучения для всех школьников;педагоги должны сделать все, что от них зависит, для создания условий, способствующих формированию индивидуальной траектории развития ученика. Она формируется на основе потребностей и возможностей ребенка;

педагогический коллектив считает необходимым развивать инициативу и самостоятельность учащихся в урочных и во внеурочных видах деятельности;

школа должна создавать условия для творческого саморазвития каждого учителя, его самореализации в профессиональной деятельности.

Миссия школы

Миссия нашей школы состоит в том, чтобы создать условия для развития учащихся с учетом их возможностей, познавательных интересов и склонностей. Образование, которое получают учащиеся нашей школы, должно обеспечить их самореализацию сегодня и в будущем.

Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, в котором реальностью становится процесс индивидуального развития ребенка путем создания на каждой ступени обучения условий для позитивного освоения каждым ребенком базовых знаний и опыта жизнедеятельности, адекватного для данного возраста, процесс формирования у учеников поисковой активности (она предполагает познавательную, творческую активность, самостоятельный поиск необходимой информации, готовность в ситуации выбора принять решение). Учреждение, в котором развиты системы государственно-общественного управления и ученического самоуправления, дополнительного образования, широкий спектр элективных курсов на основной и старшей ступенях обучения, осуществляется помощь и поддержка детей и подростков, имеющих проблемы продвижения в образовательном процессе. Учреждение, которое координирует работу в микрорайоне по созданию условий для позитивной социализации личности.

Модель выпускника нашей школы

Модель выпускника - это образ ожидаемого результата образовательной деятельности.

Модель выпускника начальной школы (4-й класс)

Выпускник начальной школы должен:

1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).

2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).

4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.

5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.

6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Модель выпускника основной школы (9-й класс)

Выпускник основной школы должен:

1. Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.

2. Овладеть необходимыми знаниями и навыками социальных и культурных норм жизни в обществе.

3. Овладеть простейшими знаниями о профессиях.

4. Проявлять первоначальное владение ключевыми компетентностями:

• овладение культурой учебного труда;

• овладение информационно-коммуникативной деятельностью;

• овладение рефлексивной деятельностью;

• умение вести диалог и взаимодействовать с социумом (коллективом, семьей, друзьями);

• способность вести здоровый образ жизни;

• иметь знаний о себе как личности;

• умение решать проблемные ситуации и брать на себя ответственность;

• проявлять активную жизненную позицию.

Модель выпускника средней школы (11-й класс)

Выпускник средней школы должен:

1. Успешно освоить все программы по предметам школьного учебного плана.

2. Овладеть видами деятельности в различных жизненных ситуациях: трудовыми, учебными, игровыми, познавательным, а также средствами и способами деятельности: планированием, проектированием, моделированием, прогнозированием, исследованием.

3. Овладеть ключевыми компетентностями:

• компетентностью в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

• компетентностью в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

Источник: http://www.firstzveni.narod.ru/SHKOLA/POLITIKA.htm

Вопросы и задания к кейсу №1:

  1. Познакомьтесь с документом «Образовательная политика школы» МОУ СОШ №1 г. Звенигород Московской области.
  2. Какие главные компоненты образовательной политики вы можете выделить, изучив данный документ.
  3. Найдите 2-3 сайта школ г. Иркутска или Иркутской области. Выделите главные компоненты образовательной политики, представленные на сайтах этих школ.
  4. Познакомьтесь с образовательной политикой школы, в которой вы проходите практику.
  5. Сравните образ выпускника начальной школы из данного документа и с образом выпускника в базовой школе.
  6. Какие характеристики вы считаете необходимым добавить в образ выпускника?
  7. Отчет по кейсу представьте в виде таблиц:

Отчет по кейсу №2.Таблица №1.Образовательная политика школы

Компоненты образовательной политики МОУ СОШ №1 г. Звенигорода Компоненты образовательной политики МБОУ СОШ № … г.Иркутска Компоненты образовательной политики базовой школы (укажите правильное наименование)
     
     

Отчет по кейсу №2.Таблица №2.Образ выпускника начальной школы

МОУ СОШ №1 г. Звенигорода Базовая школа (укажите правильное наименование) Моё видение образа выпускника
Общие элементы 1….
Отличительные элементы Отличительные элементы 2…. 3….

Отчет по кейсу №2.Таблица №3.Адреса сайтов школ региона

Наименование образовательного учреждения Адрес сайта
1. ….  
2……  

КЕЙС № 2

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ

Система управления - это совокупность действий, необходимых для осуществления воздействия на объект управления и обеспечивающих его движение в направлении цели. А цель любой школы обеспечить психолого-педагогические, организационно-педагогические, социально-педагогические и правовые гарантии на полноценное образование.

Управление школой осуществляется на основе закона РФ "Об образовании", Устава школы и локальных актов. Цель управления школой заключается в формировании демократического учреждения, воспитывающего всесторонне развитую, социально адаптированную личность. Образование, как и любой процесс в социально-экономической системе, не может и не должен формироваться стихийно. Это управляемый процесс, и от эффективности управления зависит и качество обучения, и жизнеспособность школы, и ее конкурентноспособность.

Управление школой невозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех участников образовательного процесса. А для этого необходимо, чтобы были понятны цели этого управления и позитивный результат для каждого участника процесса функционирования образовательной организации.

Управление в нашей школе осуществляется на основе сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов.

Управляющая система МОУ СОШ № 1 представлена персональными (директор, заместители директора, учителя, классные руководители) и коллегиальными органами управления (Управляющий совет, Педагогический совет, Методический совет, Парламент).

В начале учебного года формируется управленческий аппарат, распределяются функциональные обязанности. 01.09.2011 г. издан приказ № 10-1 о разграничении функциональных обязанностей и координации действий между членами администрации. Заместители директора имеют небольшую учебную нагрузку не более 10 часов, что позволяет им в полном объеме осуществлять руководство и контроль состоянием преподавания, уровнем и качеством знаний учащихся.

Директором МОУ СОШ № 1 вот уже 8 лет является Шипулин Олег Викторович. В 2006 году аттестован на высшую категорию по должности «руководитель». Кроме высшего военно-политического образования имеет диплом профессиональной переподготовки по программе «Менеджмент образования».

В процессе управления директор осуществляет ряд конкретных функций: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных, контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в области образования, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; принятие решений, когда директор ищет новые пути достижения целей и берущий на себя ответственность за риск, связанный с ними; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; взаимодействие с вышестоящими и общественными организациями, другими образовательными учреждениями; знакомство с текущей корреспонденцией; выполняет роль координатора; информатора, обеспечивающего приём, передачу и обработку различного рода информации; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Административный аппарат школы отличают деловые коммуникации, высокий профессионализм, понимание роли науки в современных условиях, уровень культуры, честность, решительность характера и в то же время рассудительность, способность быть во всех отношениях образцом для окружающих, устанавливать контакты с партнерами и властями, успешно преодолевать внутренние и внешние конфликты.

Единство взглядов руководителей на совместно решаемые учебно-воспитательные задачи и пути их осуществления, общность ценностных ориентаций, отсутствие принципиальных разногласий в общепедагогических подходах к решению основных проблем управления и в оценке деятельности учителей – все это обеспечивает правильную организацию учебно-воспитательным процессом в школе.

Четкое распределение административных обязанностей на основе знания директором школы индивидуальных особенностей каждого заместителя позволило умело сформировать управленческий коллектив и эффективно организовывать его деятельность. Совместное планирование деятельности, организация контроля за деятельностью заместителей и постоянная оценка ее результативности, анализ и оценка деятельности учителей и самооценка личной деятельности, участие заместителей в тех видах деятельности, которые проводятся директором; обмен опытом работы и взаимной информацией о трудностях в организации личного труда и труда педагогического коллектива; совместный поиск оптимально верного пути их преодоления способствует успеху деятельности аппарата управления школы.

Аналитические материалы заместителей директора по УВР по итогам учебных периодов указывают на их умение достаточно полно представить успехи, достижения и проблемы в организации учебного процесса и на то, что деятельность всех участников образовательного процесса осуществлялась в соответствии с поставленными задачами.

Система управления в школе обеспечивает научную обоснованность образовательного процесса, атмосферу дружного творческого труда, здорового морально-психологического климата, ставит в центр внимания участников образовательного процесса, личность ученика, педагога, представляет для них реальную возможность реализации свободы выбора.

Управляющая система школы способствует мобилизации материальных, социальных, психологических и педагогических факторов воспитания и обучения. Усилия управляющей системы направлены на создание комплексных условий проведения учебно-воспитательной работы: хороших материальных условий работы и отдыха, условий для дополнительных занятий физкультурой и спортом, интеллектуально-содержательного проведения свободного времени, занятий по интересам.

Эффективное управление образовательным процессом в школе облегчает достижение образовательных целей, гармонизирует положительные факторы и компенсирует негативные эффекты, носит прогностический, оперативно-предупредительный характер, активизирует и оптимизирует инновационные процессы, обеспечивает технологическую корректность организации, предусматривает применение личностно-ориентированных методов управления, распределяет функции, информационную, кадровую поддержку.

Управляющая система школы реализует в своей деятельности принципы научности, целенаправленности, плановости, систематичности, перспективности, единства требований, оптимальности и объективности.

Зарубежные бесплатные электронные библиотеки - student2.ru

Источник:http://www.firstzveni.narod.ru/SHKOLA/UPRAV.html

Вопросы и задания к кейсу №2:

  1. Познакомьтесь с документом «Система управления школой» МОУ СОШ №1 г. Звенигород Московской области.
  2. Найдите 2-3 сайта школ г. Иркутска или Иркутской области. Выделите главные элементы системы управления, представленные на сайтах этих школ.
  3. Познакомьтесь с системой управления школы, в которой вы проходите практику.
  4. Представьте систему управления в виде модели. Укажите руководителей отдельных звеньев системы управления в базовой школе. За основу можно взять модель из документа, внести в неё необходимые изменения.

Наши рекомендации