Карта «Самооценка информационной культуры педагога»
(на основе характеристик сфер индивидуальности человека)
Уважаемый коллега! Выберите, пожалуйста, и отметьте кружочком то количество баллов, которым Вы оцениваете развитие у себя того или иного качества
Интеллектуальная сфера
Профессионально важные компоненты | Баллы до обучения | Баллы после обучения |
способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач профессиональной педагогической деятельности | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
проявлять креативность, гибкость, критичность, системность, мобильность, оперативность мышления в ситуациях поиска, преобразования и трансформации необходимой информации | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
педагогическое воображение, предвидение и прогнозирование, выражающиеся в способности соотносить цель деятельности с реальной информацией и возможностями ее преобразования и использования в конкретной профессиональной ситуации | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
саногенное мышление (способность не боясь ошибок и просчетов осуществлять свои рассуждения по поводу получения и использования информации и информационных технологий в профессиональной деятельности) | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
знания информационных технологий, их возможностей в совершенствовании педагогической деятельности и профессиональном самосовершенствовании педагога | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
знание психологии общения в реальном и виртуальном мире | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
Мотивационная сфера
Профессионально важные компоненты | Баллы до обучения | Баллы после обучения |
стремление овладеть новейшими информационными технологиями, | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
стремление применять их в своей профессиональной деятельности для решения своих педагогических задач | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования и передавать собственный опыт своим коллегам и учащимся | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
нацеленность на достижение высокого уровня информационной культуры | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
мотивы достижения успеха в профессиональной деятельности на основе информационных технологий | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
стремление получить за счет этого признание у своих коллег в педагогическом коллективе и т.д. | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
Стремление к саморазвитию своей индивидуальности, совершенствованию профессионально значимых качеств | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
Потребность в самовыражении (в педагогической деятельности) | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
Стремление к получению удовлетворения от самого процесса и результата педагогического труда | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
Эмоциональная сфера
Профессионально важные компоненты | Баллы до обучения | Баллы после обучения |
способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки нужной информации | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
способность достойно переживать отсутствие результата, технические и другие помехи при работе в информационной среде способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий для своей профессиональной деятельности, свой уровень информационной культуры | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
способность открыто делиться своими чувствами и переживаниями в связи с использованием информационных технологий | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
Волевая сфера
Профессионально важные компоненты | Баллы до обучения | Баллы после обучения |
целенаправленность действий в информационной среде, способность преодолевать внутренние противоречия и внешние препятствия | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в педагогических целях | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
настойчивость в овладении новыми информационными технологиями и умениями их использовать в профессиональной деятельности | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
Настойчивость в достижении целей самоактуализации, саморазвития | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
волевые устремления при решении научных и профессиональных проблем: инициативность, смелость, принципиальность в разработке и осуществлении профессиональных проектов на информационной основе, решительность, собранность, работоспособность | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
Сфера саморегуляции
Профессионально важные компоненты | Баллы до обучения | Баллы после обучения |
способности к рефлексии в области поиска и преобразования информации, в овладении и использовании информационных технологий | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
самоанализ и самооценка профессиональной деятельности на основе информационных технологий | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
умение соотносить свою деятельность, свой индивидуальный стиль, уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
умение определять собственные достоинства и недостатки информационной культуры, ее преломления в профессиональной деятельности и поведении | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
умение определять резервы своего дальнейшего профессионального роста | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
умение регулировать свою педагогическую деятельность и отношение к ней с точки зрения информационной культуры | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
Предметно-практическая сфера
Профессионально важные компоненты | Баллы до обучения | Баллы после обучения |
способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды и формы деятельности в информационной среде | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
готовность к коллективной деятельности с использованием новых информационных технологий | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
владение операционными навыками (умение работать с программным обеспечением, принимать решения, отфильтровывать нужную информацию, вырабатывать идеи) | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
навыки обработки информации | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
умение общаться с использованием средств информационных технологий | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
умение ориентироваться в информационной среде | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
Экзистенциальная сфера
Профессионально важные компоненты | Баллы до обучения | Баллы после обучения |
понимание информационной культуры как одной из ведущих социальных и профессиональных ценностей | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
адекватная самооценка собственных возможностей в использовании информационных технологий, в использовании информационных ресурсов | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
уверенность в их выборе и реализации | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
наличие собственной профессиональной позиции, включающей замыслы и идеи по получению и преобразованию информации, а также по применению информационных технологий в профессиональной деятельности для решения педагогических задач | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
осознанное отношение к себе как к педагогу, владеющему информационными технологиями | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
свобода в проявлении своей информационной культуры в профессиональной деятельности | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
стремление к самоактуализации, саморазвитию, постоянной работе над собой в области освоения информационных технологий | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
стремление к профессиональному самосовершенствованию на основе информационных технологий и формированию информационной культуры у своих учеников | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
способность адекватно ориентироваться во всех информационных инновациях | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
способность брать на себя ответственность за информатизацию профессиональной деятельности | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 |
Тема семинарского занятия: Научные педагогические школы
План
- Понятие «научная педагогическая школа».
- Известные отечественные педагогические школы.
- Научная школа педагогики индивидуальности.
Вопросы для обсуждения:
- Каковы факторы появления, становления и развития научных педагогических школ?
- Каковы существенные признаки научно-педагогической школы?
- В чем выражаются достижения научно-педагогических школ?
- Какое значение эти школы имеют для теории и практики образования?
Тема семинара: Модели образования.
План
- Сущностная характеристика модели образования.
- Типы и виды моделей в педагогике.
- Характеристики моделей обучения и моделей воспитания.
- Дидактические модели формирования индивидуальности учащегося.
- Современные модели образования (школа, вуз и др.).
Вопросы для обсуждения:
- Каковы факторы появления моделей обучения и воспитания?
- Почему существует разнообразие моделей в педагогике?
- Чем отличаются различные модели образования?
- Как соотносятся различные модели в педагогике?
Тема семинара: Блочно-модульное обучение.
План
- Сущность блочно-модульного обучения.
- Факторы становления блочно-модульного обучения в отечественной теории и практике.
- Диссертационные исследования по данной тематике.
Вопросы для обсуждения:
- Каковы достоинства блочно-модульного обучения?
- Какие требования предъявляются к преподавателю и учащимся в процессе блочно-модульного обучения?
- При каких условиях блочно-модульное обучение будет эффективным?
- Создайте свой проект модуля по рассматриваемой теме.
Тема семинара: Компетентностный подход в образовании.
План
- Сущность компетентностного подхода.
- Понятия компетенции и компетентности.
- Формирование компетентности в Учебно-воспитательном процессе.
- Диссертационные исследования по компетентностному подходу.
Вопросы для обсуждения:
- Что послужило причиной разработки компетентностного подхода в образовании?
- Каковы взгляды на классификации компетенций в педагогике?
- Почему отличаются представления о группах компетенций в разных странах?
- Каковы уровни развития компетентности – учебной, профессиональной, социальной и др.?
Тема семинара: Ситуационный подход в образовании.
План
- Ситуация как педагогическое понятие.
- Типы и виды педагогических ситуаций.
- Возможности педагогических ситуаций в обучении, воспитании и развитии учащихся.
- Связь ситуационного подхода с другими концепциями и подходами.
Вопросы для обсуждения:
- Почему педагогика обратилась к понятию «ситуация»? Что послужило основанием для этого?
- Сравните подходы к выделению педагогических и других ситуаций – что в них общего и особенного?
- Приведите примеры ситуаций из своей педагогической жизни.
Тема семинара: Проектный подход в образовании.
План
- Проектный метод в педагогике: истоки, сущность, функции.
- Обзор диссертационных исследований по проектному методу.
Вопросы для обсуждения:
- Почему проектный метод приобрел популярность?
- В чем заключается педагогическое проектирование?
- Какова суть учебного проектирования?
- Каково значение проектного подхода в педагогической теории и практике?
Тема 4. Современные тенденции развития образования в России и за рубежом.
Тема семинара: Инновационные процессы в теории и практике образования.
План
- Сущность инноваций в педагогике.
- Характеристика инновационных явлений в отечественной теории и практике.
- Обзор диссертаций по инновационной тематике.
Вопросы для обсуждения:
- Что включает в себя тезаурус по инновациям?
- Каковы критерии инновационных явлений в педагогике?
- Примеры педагогических инноваций (в России, за рубежом).
- Педагогические инновации в нашем вузе (других вузах региона).
Тема 3. Основные направления развития педагогической науки.
Тема семинарско-практического занятия: Информационная культура как педагогическая проблема.
План
- Сущность информационной культуры в теории педагогики.
- Информационная культура субъектов педагогического процесса.
- Самодиагностика информационной культуры
Вопросы для обсуждения:
- Каково значение понятия «культура» для теории и практики образования?
- Чем можно объяснить многообразие трактовок понятия «информационная культура»?
- Какое место информационная культура занимает в общем понятии «культура»?
- Как связаны информационная и другие виды культур?
- Как связаны понятия «культура», «профессионализм», «компетентность», «мастерство»?
- Что в педагогическом процессе оказывает влияние на формирование информационной культуры его участников?
Для проведения самодиагностики информационной культуры используется карта, в которой характеристики информационной культуры представлены по сферам индивидуальности.