Законодательные основы муниципальной службы
.Законодательными основами муниципальной службы являются:
1. Конституция Российской Федерации. Вст. 4 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» установлено, что муниципальная служба осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. Это означает, что в своей деятельности муниципальные служащие обязаны соблюдать Конституцию РФ, обеспечивать реализацию прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией РФ.
Нормы Конституции РФ не устанавливают принципы организации и деятельности муниципальной службы, но определяют общий статус местного самоуправления в Российской Федерации.
Нормы Конституции, посвященные местному самоуправлению, условно можно подразделить на три группы.
Первая — нормы, определяющие политико-правовой статус местного самоуправления. Они позволяют выделить следующие положения:
- местное самоуправление признается и гарантируется в Российской Федерации (ст. 12);
- местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12);
- органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12);
- органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).
Вторая— нормы, закрепляющие основные права граждан в сфере местного самоуправления. Сюда входят следующие положения:
- права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18);
- органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24);
- граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32);
- граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
- каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).
Третья— нормы, устанавливающие принципы организации и основы правового статуса органов местного самоуправления. Глава 8 Конституции РФ целиком посвящена вопросам организации местного самоуправления (ст. 130—133). В ней сформулированы важнейшие принципы организации местного самоуправления и требования к местному самоуправлению.
Для муниципальной службы важнейшими являются следующие положения Конституции РФ:
- местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130);
- местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 1 ст. 131);
- структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч. 1 ст. 131);
- органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения;
- установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подп. «н» ч. 1 ст. 72);
- государственным языком Российской Федерации на всей се территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах местного самоуправления республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 1 - 2 ст. 68).
2. Федеральные законы.Здесь речь идет прежде всего о Федеральном законе от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. на 04.08.2000). Этот закон был введен в действие с 1 сентября 1995 г. и подвергся четырем редакциям.
Данный закон определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантииего осуществления, устанавливает общие принципыорганизацииместного самоуправления в Российской Федерации.
В отношениимуниципальной службы он закрепляет следующие положения:
- граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе;
- регулирование основ муниципальной службы относится к полномочиям органов государственной власти;
- формирование законодательства о муниципальной службе относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- условия и порядок организации муниципальной службы должны быть указаны в уставе муниципального образования;
- лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими;
- время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе;
- правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (с изм. на 13.04.1999) как раз и является тем законом, на который выше содержится ссылка. Он устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации. Положения данного закона будут подробно рассматриваться в следующих главах и параграфах книги.
3.Законодательство субъектов Российской Федерации.Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии и с Конституцией РФ и указанными в п. 2 федеральными иконами.
Законодательство субъектов Российской Федерации о муниципальной службе строится на основе:
- конституций республик в составе Российской Федерации;
- уставов иных субъектов Российской Федерации;
- законов субъектов Российской Федерации.
Что касается конституций республик, то следует сказать, что они в большинстве своем не регулируют вопросы организации и осуществления муниципальной службы, а устанавливают принципы организации и осуществления на своей территории местного самоуправления. То же можно сказать и об уставах областей, краев, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Специальные законы субъектов Российской Федерации подробно регулируют отдельные вопросы. Так, например, можно встретить специальные законы о стаже муниципальной службы, реестре должностей муниципальных служащих, о денежном содержании муниципальных служащих, о соотношении муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы, пр.
Субъекты Российской Федерации после введения института полномочных представителей Президента РФ в спешном порядке начали приводить свое законодательство в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Изменения коснулись и законов о муниципальной службе. В настоящее время большинство из них приведены в соответствие с Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».
4. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.Что представляет собой нормативный правовой акт органа местного самоуправления? Согласно определениям, данным в литературе по муниципальному праву, это официальный письменный акт, принятый непосредственно населением муниципального образования, органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в пределах собственных полномочий и устанавливающий общеобязательные правила по предметам ведения местного самоуправления в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования[10]. К нормативным правовым актам местного самоуправления относятся:
- решения, принимаемые непосредственно гражданами на местном референдуме, собрании (сходе);
- решения представительных органов местного самоуправления;
- решения исполнительных органов местного самоуправления;
- решения выборных должностных лиц местного самоуправления.
Важнейшим нормативным правовым актом местного самоуправления является устав муниципального образования. В нем, как правило, нормы, посвященные муниципальной службе, характеризуются точностью и краткостью изложения. Так, в уставах муниципальных образований чаще всего рассматриваются следующие вопросы:
- правовая регламентация муниципальной службы;
- прохождение службы и категории служащих;
- порядок замещения должностей руководителей и иных категорий служащих;
- трудовой договор с муниципальным служащим;
- прекращение трудовых отношений;
- аттестация муниципальных служащих и др.
Подробно освещать вопросы организации и осуществления муниципальной службы призваны положения о муниципальной службе, принимаемые органами местного самоуправления.