ТЕМА №3 ОБЯЗАННОСТИ «МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО».

Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» определено, что обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации о муниципальной службе позволяет выделить следующие основные обязанности муниципальных служащих.

1. Обеспечение поддержки конституционного строя, соблюдения Конституции РФ, а также реализации:

- федеральных законов;

- законов субъектов Российской Федерации (в том числе регулирующих сферу полномочий муниципального служащего);

- нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации;

- устава и иных нормативных правовых актов соответствующего муниципального образования;

- решений, принятых населением муниципального образования на местном референдуме, собрании (сходе), конференции.

В формулировке обязанности по реализации нормативных правовых актов заложены две составляющие. Прежде всего это означает, что муниципальный служащий сам должен в своей деятельности руководствоваться нормами перечисленных правовых актов, не нарушать их и не пренебрегать ими. Помимо этого он должен обеспечивать своими действиями реализацию норм правовых актов другими субъектами — предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального образования, населением муниципального образования.

2. Добросовестное исполнение должностных обязанностей. Обязанности, установленные должностной инструкцией, иными организационно-распорядительными документами, должны исполняться муниципальным служащим своевременно и в полном объеме.

3. Осуществление своих функций в пределах предоставленных ему прав и установленных должностных обязанностей.Муниципальный служащий должен исполнять свои обязанности в пределах предоставленных ему полномочий и не злоупотреблять предоставленными ему правами. Совершение муниципальным служащим действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий в теории права называется превышением полномочий.

4. Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Вэту обязанность законодатели перенесли одну из главных задач муниципальной службы и указали механизм реализации основного принципа муниципальной службы — приоритета прав и свобод человека и гражданина.

5. Исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных. Муниципальная служба организуется на принципе подчиненности. Это означает, что муниципальные служащие обязаны исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих руководителей в пределах их должностных полномочий.

Условием, при котором муниципальный служащий должен исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих лиц, является их законность.

Прежде чем приступить к исполнению приказов, распоряжений и указаний вышестоящего руководителя, муниципальный служащий должен убедиться в их правомерности. Если у муниципального служащего есть сомнение в правомерности полученного им для исполнения распоряжения, он обязан незамедлительно в письменной форме представить свои замечания либо непосредственному руководителю, либо руководителю, издавшему распоряжение, либо вышестоящему руководителю. Получив письменное подтверждение того, что распоряжение в силе и оно должно быть исполнено, муниципальным служащий нес же обязан его исполнить, за исключением случаен, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

6. Своевременное рассмотрение в пределах своих полномочий обращений граждан и общественных объединений, а также депутатов, организаций и государственных органов и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в исполнительные органы местного самоуправления. Статьями 8 и 17 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. на 04.08.2001), а также нормами иных федеральных законов депутату предоставлено право обращаться в органы местного самоуправления по вопросам, связанным с его деятельностью.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать в установленный срок мотивированный ответ. Муниципальные служащие рассматривают обращения граждан, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, запросы депутатов либо самостоятельно (по закрепленным за ним вопросам), либо по поручению руководителя или иного уполномоченного лица органа местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно принимают правовые акты, определяющие, и каком порядке должна осуществляться работа с обращениями граждан.

Обращениями законодательство называет изложенное в устной или письменной форме:

- предложение (обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, вне записи мости от организационно-правовых форм, в решении вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни муниципального образования);

- заявление (обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования);

- жалоба (обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений);

- ходатайство (письменное обращения гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с представлением документов, их подтверждающих);

- коллективное обращение (обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга, собрания, имеющее общественный характер);

- петиция (коллективное обращение граждан о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства).

Законодательство субъектов Российской Федерации, а также нормативно-правовая база органов местного самоуправления может устанавливать пределы рассмотрения обращений граждан. Обращений, связанных с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;

- обращений, которые рассматриваются в порядке уголовного, гражданского судопроизводства по делам об административных правонарушениях;

- обращений, которые рассматриваются в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1—ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. на 08.02.2001);

- обращений, вытекающих из отношений, складывающихся внутри коллективов коммерческих организаций и общественных объединений, регулируемых, в соответствии с нормами федерального законодательства, их уставами и положениями.

В законодательство большинства субъектов Российской Федерации, а также в нормативные правовые акты органов местного самоуправления сроки рассмотрения обращений перенесены из указанного выше Указа Президиума ВС СССР. Решения по обращениям граждан принимаются органами местного самоуправления, должностными лицами, а по их поручению — муниципальными служащими в срок до 1 месяца со дня их поступления и регистрации. Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются безотлагательно в сокращенные сроки, не позднее 15 дней.

Сроки рассмотрения обращений могут продлеваться, если то или иное обращение требует специального изучения, проведения специальных проверок, истребования дополнительных материалов либо принятия иных мер, но не более чем на 1 месяц. О продлении сроков муниципальный служащий обязан сообщить обратившемуся.

Муниципальные служащие при рассмотрении обращений обязаны внимательно разбираться в существе обращений, истребовать нужные документы (в случае необходимости), проводить проверку на месте, принимать обоснованные решения и обеспечивать своевременное и правильное их исполнение. По согласованию с гражданами, им в письменной или устной форме сообщается о решениях, принятых по их обращениям. В случаях отклонения обращений обязательно указываются мотивы отклонения, разъясняется порядок обжалования.

О результатах рассмотрения обращения и о принятом решении муниципальный служащий обязан сообщить гражданину в течение 10 дней с момента принятия решения.

7. Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей. Многообразие задач по улучшению деятельности органов местного самоуправления, усложнение общественных отношений в сфере муниципального управления, внедрение новых форм и методов решения профессиональных и управленческих вопросов — все это требует от муниципального служащего высокого уровня профессионализма, владения экономическими, правовыми и иными специальными знаниями, подготовленности к принятию управленческих решений. Обязанность муниципального служащего поддерживать необходимый уровень квалификации корреспондирует с его правом на повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

Поддерживать необходимый уровень квалификации муниципальный служащий может посредством участия в проблемных семинарах, систематического самообразования с использованием консультаций и рекомендаций образовательных учреждений, изучения научно-практических материалов и публикаций по вопросам, решаемым муниципальными служащими.

Самообразование в законодательстве и нормативных правовых актах отдельных субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вообще рассматривается как одна из форм повышения квалификации муниципального служащего. Оно осуществляется в соответствии с индивидуальным планом подготовки, составляемым на определенный период (до 1 года). Такой план разрабатывается муниципальным служащим самостоятельно и утверждается руководителем, вчьем непосредственном подчинении находится муниципальный служащий.

Индивидуальный план муниципального служащего предусматривает:

- изучение вопросов, связанных с прохождением муниципальной службы;

- изучение Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, профильного законодательства; освоение управленческого процесса, механизма совершенствования стиля руководства, включая планирование, мотивацию, контроль исполнения, личностные качества муниципального служащего.

Результат самообразования муниципального служащего выявляется при прохождении конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы, проведении квалификационного экзамена, аттестации.

8. Соблюдение установленных в органе местного самоуправления правил внутреннего трудового распорядка, а также положений о структурных подразделениях органов местного самоуправления, должностных инструкций, порядка работы со служебной информацией и документами, норм служебной этики.

Правила внутреннего трудового распорядка— правовой акт, имеющий целью урегулировать внутренний трудовой распорядок органа местного самоуправления, а также обеспечить рациональное использование каждым служащим рабочего времени.

Положение о структурном подразделении — организационно-правовой документ, регламентирующий деятельность конкретного структурного подразделения органов местного самоуправления (департамента, управления, комитета, отдела, сектора, пр.), определяющий его задачи, функции, права, ответственность, взаимосвязь с другими структурными подразделениями органов местного самоуправления.

Должностная инструкция— организационно-правовой документ, определяющий основные квалификационные требования, задачи, функции, полномочия, обязанности и ответственность муниципального служащего, необходимые для осуществления им служебной деятельности согласно занимаемой должности.

Порядок работы со служебной информацией— документ, устанавливающий правила обращения с документами и другими материальными носителями информации. Служебная информация подразделяется на информацию неограниченного и ограниченного распространения. В отношении последней как раз и устанавливается специальный порядок работы. Служебной информацией ограниченного распространения является несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Нормы служебной этикиоформляются либо «кодексом служебной этики», либо «правилами служебной этики», иными документами. Зачастую их включают в организационно-распорядительные документы — положения о деятельности муниципальных служащих, положения о структурных подразделениях орга­нон местного самоуправления, должностные инструкции муни­ципальных служащих и т.д.

В наиболее общем виде к муниципальному служащему предъявляются следующие этические требования:

- быть приверженным принципам муниципальной службы и иыешим нравственным принципам;

- беспристрастно ичестно исполнять свои служебные обязанности;

- достойно переносить связанные с муниципальной службой трудности;

- не принимать на себя обязательства и не допускать действий, выступлений ивысказываний, способных дискредитировать государственную власть и деятельность органов местного самоуправления, а также препятствующих нормальному функционированию местного самоуправления;

- уважать честь и достоинство граждан;

- не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан;

- поддерживать авторитет органов местного самоуправления;

- уважительно относиться к государственному языку и другим языкам народов Российской Федерации, многообразию обычаев и традиций;

- проявлять скромность и не подчеркивать своего должностного положения;

- не использовать свое должностное положение в личных корыстных целях;

- не принимать от физических и юридических лиц подарки, связанные с осуществлением своих должностных полномочий;

- быть корректным и вежливым в общении с коллегами;

- точно определять задачи и объем служебных полномочий своих подчиненных в соответствии с занимаемыми ими должностями;

- быть образцом в выполнении своих должностных обязанностей.

Исполнение требований вышеперечисленных документов и является обязанностью муниципального служащего.

9. Хранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Охраняемыми законодательством Российской Федерации являются государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна. Помимо этого установлен особый режим хранения налоговой тайны, профессиональной (адвокатской, аудиторской, пр.) тайны, семейной тайны, тайны усыновления и т.д.

Статьи 128, 139 Гражданского кодекса РФ определяют коммерческуютайнукак специальный объект гражданских прав, представляющий собой научно-техническую, коммерческую, организационную и иную используемую в предпринимательской деятельности информацию, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности еетретьим лицам.

Определение служебной тайныбыло дано Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Согласно указанному акту под служебной тайной понимаются сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

Порядок работы муниципальных служащих со сведениями конфиденциального характера и их подробный перечень утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Не могут быть отнесены к служебной тайне:

- описание структуры, компетенция, адрес органа местного самоуправления, перечень должностных полномочий муниципальных служащих, стандарты муниципальной службы;

- нормативные акты по вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, права юридических лиц;

- порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц;

- решения органов местного самоуправления и должностных лиц в связи с обращениями граждан и юридических лиц;

- служебные инструкции по вопросам, затрагивающим права и свободы граждан;

- другие сведения, не подлежащие засекречиванию в соответствии с действующим законодательством.

Хранение муниципальным служащим государственной или иной охраняемой законом тайны, сведений конфиденциального характера предполагает, что он не вправе их разглашать, передавать третьим лицам без соблюдения установленных правил, использовать в корыстных целях

Неисполнение этой обязанности влечет не только дисциплинарную ответственность, но и ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ.

10. Бережное отношение к муниципальной собственности.Муниципальный служащий должен бережно относиться к имуществу органа местного самоуправления, предоставленному ему для несения службы (помещению, оборудованию, пр.), к переданным ему в связи с исполнением должностных обязанностей для хранения или для других целей материальным ценностям, принимать меры к предотвращению ущерба.

11. Предоставление в налоговые органы сведений о своих доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Согласно ст. 12 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальный служащий должен ежегодно представлять в налоговые органы сведения о полученных им доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.

Возложение этой обязанности на муниципального служащего обусловлено контролем со стороны государства и органов местного самоуправления с целью предотвращения коррупции и злоупотреблений в стране.

Кадровая служба органа местного самоуправления или специально уполномоченное подразделение органа местного самоуправления в случае обнаружения недостоверности или неполноты представленных сведений организует их проверку и сообщает о проверке лицу, в отношении которого начата такая проверка, а также должностному лицу или органу, имеющему право назначать на соответствующую должность.

Непредставление муниципальным служащим сведений об имуществе в установленные сроки, представление неполных или недостоверных сведений влечет отстранение муниципального служащего от исполнения своих обязанностей на время проведения проверки, а также последующее привлечение муниципального служащего к ответственности.

12. Соблюдение ограничений, установленных для муниципального служащего Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», а также законами субъектов Российской Федерации.Статьей 11 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» установлен ряд ограничений, связанных с муниципальной службой.

О том, что установленные ограничения соблюдаются, муниципальный служащий обязан представлять в кадровую службу органа местного самоуправления не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, справку по специальной форме.

За несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой, муниципальный служащий привлекается к установленной законодательством ответственности.

13. Передача в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» на время прохождения муниципальной службы муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования, в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления выработан следующий порядок передачи имущества в доверительное управление.

В доверительном управлении присутствуют три стороны: учредитель доверительного управления (лицо, которое передает свое имущество в доверительное управление); доверительный управляющий (лицо, которое принимает имущество в доверительное управление); выгодоприобретатель (лицо, в интересах которого осуществляется доверительное управление).

Учредителем доверительного управления выступает муниципальный служащий, являющийся собственником доли (пакетов акций) в уставном капитале коммерческих организаций. Срок передачи в доверительное управление, как правило, устанавливается в 1 месяц со дня зачисления на муниципальную должность.

При учреждении доверительного управления учредитель передает доверительному управляющему право управления своим имуществом на срок не более 5 лет.

Доверительным управляющим может выступать любое физическое или юридическое лицо, за исключением:

- органов государственной власти;

- органов местного самоуправления;

- унитарных предприятий и учреждений;

- иных лиц, которые не могут быть доверительными управляющими в соответствии с законодательством РФ.

Доверительный управляющий, осуществляя доверительное управление имуществом, вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя (бенефициара). Он имеет право на полное возмещение всех понесенных им расходов при исполнении им обязанностей по договору доверительного управления и на вознаграждение в установленных размерах.

Правовыми актами отдельных субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предусмотрено, что выгодоприобретателем (бенефициаром) может выступать учредитель доверительного управления, т.е. муниципальный служащий. В нормативных правовых актах других субъектов РФ такая возможность не предусмотрена.

Иные обязанности муниципального служащего (помимо перечисленных) могут устанавливаться уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В законодательстве субъектов Российской Федерации предусмотрены дополнительные, по сравнению с вышеперечисленными, обязанности.

Так, муниципальный служащий обязан:

- заботиться о благе муниципального образования;

- не противопоставлять интересы муниципального образования интересам субъекта Российской Федерации;

- не совершать действий, подрывающих авторитет муниципальной службы;

- способствовать укреплению авторитета органов местного самоуправления;

- обеспечивать каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством.

Конкретные обязанности муниципального служащего устанавливаются должностной инструкцией, утвержденной руководителем соответствующего

Наши рекомендации