Тема 1. понятие и сущность «муниципального служащего »и «муниципальной службы»
Содержание
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ «МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО »и «МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ». 2
ТЕМА 2. ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО. 9
ТЕМА 3 ОБЯЗАННОСТИ «МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО». 15
ТЕМА 4. Принципы муниципальной службы. 24
Тема 5. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОЛЖНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ. 33
ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ. 35
ТЕМА 7. ПРИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ.. 38
ТЕМА 8. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ.. 47
Задачи муниципальной службы
Основными задачами муниципальной службы являются:
1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования.
2. Обеспечение реализации положений Конституции РФ, федерального законодательства, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования.
3. Организация оптимального, наиболее эффективного обеспечения социально-экономических и иных условий жизни населения муниципального образования исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций.
4. Формирование условий для практического осуществления функций органов местного самоуправления и профессиональное обеспечение реализации функций, компетенции и полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.
5. Защита прав и интересов населения и органов местного самоуправления муниципального образования.
6. Подготовка, принятие, организация исполнения и исполнение решений в пределах полномочий органов местного самоуправления.
7. Оказание содействия федеральным органам государственной власти, расположенным на территории муниципального образования, органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Но все же главной задачей, для решения которой и создается муниципальная служба, является обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения через выборные органы местного самоуправления и непосредственно.
Исходя из содержания ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно выделить следующие сферы, в которых муниципальная служба обязана обеспечивать решение вопросов местного значения:
ПРАВОТВОРЧЕСТВО | принятие и изменение уставов муниципальных образований | |
СОБСТВЕННОСТЬ | владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью | |
ФИНАНСЫ | местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения | |
РАЗВИТИЕ | комплексное социально-экономическое развитие | |
ЖИЛИЩНЫЙ И НЕЖИЛОЙ ФОНД | содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений | |
ОБРАЗОВАНИЕ | организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования | |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения | |
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК | охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью | |
ТЕРРИТОРИИ | - регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; - благоустройство и озеленение территории муниципального образования | |
ЖИЛИЩНАЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРЫ | создание условий для жилищного и социально-культурного строительства | |
ЗЕМЛЯ | контроль за использованием земель на территории муниципального образования | |
ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ | регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения | |
КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации | |
ТОПЛИВО | организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом | |
ДОРОГИ | муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения | |
БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ | организация утилизации и переработки бытовых отходов | |
РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ | организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения | |
АРХИВЫ | организация и содержание муниципальных архивов | |
ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ | организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи | |
ТОРГОВЛЯ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ | создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания | |
КУЛЬТУРА | создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании | |
ПАМЯТНИКИ | сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности | |
ИНФОРМАЦИЯ | организация и содержание муниципальной информационной службы | |
СМИ | создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования | |
ЗРЕЛИЩНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | создание условий для организации зрелищных мероприятий | |
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ | создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании | |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ | обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения | |
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА | участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования | |
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы |
Перед каждым органом местного самоуправления, его структурным подразделением, муниципальным служащим ставятся четкие задачи. Задачи органов местного самоуправления и их структурных подразделений определяются в положениях о них. Задачи муниципального служащего формулируются в должностных инструкциях и иных организационно-распорядительных документах.
Так, например, основными задачами аппарата представительного органа местного самоуправления (в частности, городского) являются:
1. организационное, правовое и хозяйственное обеспечение деятельности депутатов представительного органа;
2. обеспечение условий взаимодействия депутатов представительного органа с администрацией муниципального образования, предприятиями, учреждениями и организациями муниципального образования, средствами массовой информации.
В числе основных задач комитета по управлению муниципальным имуществом образования можно назвать:
1. осуществление полномочий от имени собственника - муниципального образования в порядке и случаях, установленных действующим законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления;
2. учет муниципального имущества, контроль за движением и распоряжением объектами муниципальной собственности;
3. контроль за использованием муниципальной собственности по назначению или в соответствии с условиями договоров;
4. реализация политики приватизации муниципального имущества.
Содержание
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ «МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО »и «МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ». 2
ТЕМА 2. ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО. 9
ТЕМА 3 ОБЯЗАННОСТИ «МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО». 15
ТЕМА 4. Принципы муниципальной службы. 24
Тема 5. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОЛЖНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ. 33
ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ. 35
ТЕМА 7. ПРИЕМ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ.. 38
ТЕМА 8. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ.. 47
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ «МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО »и «МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»
1. Понятие «Муниципальный служащий» и «Муниципальная служба».
2. Задачи муниципальной службы.
3. Функции муниципальной службы
1.Понятие «Муниципальный служащий» и «Муниципальная служба».
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
1. Муниципальная служба — профессиональная деятельность. Прежде всего, профессиональная деятельность — это деятельность, право на которую у гражданина возникает в соответствии с квалификацией, указанной в документе о начальном, среднем или высшем профессиональном образовании.
Гражданину, претендующему на должность муниципального служащего, необходимо иметь уровень профессионального образования, соответствующий квалификационным требованиям к определенной муниципальной должности. Для этого ему необходимо иметь документы, подтверждающие его квалификацию. Это могут быть дипломы об образовании, дипломы о профессиональной переподготовке, удостоверения или свидетельства о повышении квалификации.
В муниципальной службе существует внутренняя специализация должностей. Соответственно, по определенной муниципальной должности предусматривается наличие определенной специализации соответствующего профессионального образования. Уровень квалификации муниципального служащего должен быть необходимым и достаточным для решения профессиональных задач, соответствующих его должностным обязанностям. Решение профессиональных задач и является профессиональной деятельностью муниципального служащего.
2. Муниципальная служба — деятельность на постоянной основе. Это означает, что в отношениях между органом местного самоуправления и служащим лежит трудовой договор. Вводя формулировку «постоянная основа», законодатели стремились подчеркнуть, что это не деятельность по выполнению какой-то одной обязанности, исполнение которой прекращает отношения между органом местного самоуправления и гражданином. Например, если отдел по торговле (иное подразделение органа местного самоуправления) для проведения проверок торговых предприятий привлекает общественность в лице отдельных граждан (так называемых общественных ревизоров), то такие граждане, хотя и помогают реализации функций отдела по торговле, муниципальными служащими не являются. Постоянная основа, как правило, подразумевает штатную должность, а также то, что выполнение муниципальным служащим своих обязанностей осуществляется по месту основной работы — в органе местного самоуправления.
Вместе с тем «постоянная основа» не должна пониматься только как работа «на всю жизнь», бессрочно. Как уже отмечалось, в основе взаимоотношений органа местного самоуправления и муниципального служащего лежит трудовой договор. Согласно трудовому законодательству трудовой договор может быть заключен:
- на неопределенный срок. В данном случае действительно предполагается работа бессрочно;
- на определенный срок (согласно ст. 58 Трудового кодекса РФ — не более 5 лет).
Для муниципальной службы вместо трудового договора, заключаемого по второму пункту, характерно заключение трудового договора на срок полномочий лица, назначенного (избранного) на муниципальную должность, для непосредственного обеспечения полномочий которого гражданин назначен на муниципальную должность муниципальной службы. Это обусловлено тем, что муниципальная служба на должности муниципальной службы, учреждаемой для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих выборные муниципальные должности, ограничена сроком, на который избираются указанные лица.
Исходя из признаков, указанных в п. 1 и 2, следует, что профессиональная деятельность на постоянной основе предполагает оплату. Соответственно, муниципальная служба — оплачиваемая деятельность. Денежное содержание муниципальным служащим выплачивается за счет средств местного бюджета.
3. В основе муниципальной службы — замещение муниципальной должности, не являющейся выборной. Напомним, что муниципальные должности подразделяются на:
- выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов. Это депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления (главы муниципальных образований, пр.);
- должности, замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов. Это, например, председатель представительного органа местного самоуправления, избранный из числа депутатов;
- муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.
Таким образом, не являются выборными только должности, указанные в последнем пункте. Для того чтобы обоснованно и правильно применять понятие «муниципальный служащий», введем следующее разграничение:
- муниципальный служащий - это лицо, выполняющее обязанности на муниципальной должности, не являющейся выборной;
- служащий, замещающий выборную должность, - это лицо, осуществляющее свои полномочия на выборной должности.
4. Сущность муниципальной службы - обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Органы местного самоуправления, согласно ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделены полномочиями по решению вопросов местного значения, а также отдельными государственными полномочиями. Непосредственно полномочиями по решению вопросов местного значения наделен либо орган местного самоуправления (коллегиальный), либо вполне конкретное выборное должностное лицо местного самоуправления (например, глава администрации).
Задачи муниципальной службы
Основными задачами муниципальной службы являются:
1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования.
2. Обеспечение реализации положений Конституции РФ, федерального законодательства, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования.
3. Организация оптимального, наиболее эффективного обеспечения социально-экономических и иных условий жизни населения муниципального образования исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций.
4. Формирование условий для практического осуществления функций органов местного самоуправления и профессиональное обеспечение реализации функций, компетенции и полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.
5. Защита прав и интересов населения и органов местного самоуправления муниципального образования.
6. Подготовка, принятие, организация исполнения и исполнение решений в пределах полномочий органов местного самоуправления.
7. Оказание содействия федеральным органам государственной власти, расположенным на территории муниципального образования, органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Но все же главной задачей, для решения которой и создается муниципальная служба, является обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения через выборные органы местного самоуправления и непосредственно.
Исходя из содержания ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно выделить следующие сферы, в которых муниципальная служба обязана обеспечивать решение вопросов местного значения:
ПРАВОТВОРЧЕСТВО | принятие и изменение уставов муниципальных образований | |
СОБСТВЕННОСТЬ | владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью | |
ФИНАНСЫ | местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения | |
РАЗВИТИЕ | комплексное социально-экономическое развитие | |
ЖИЛИЩНЫЙ И НЕЖИЛОЙ ФОНД | содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений | |
ОБРАЗОВАНИЕ | организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования | |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения | |
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК | охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью | |
ТЕРРИТОРИИ | - регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; - благоустройство и озеленение территории муниципального образования | |
ЖИЛИЩНАЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРЫ | создание условий для жилищного и социально-культурного строительства | |
ЗЕМЛЯ | контроль за использованием земель на территории муниципального образования | |
ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ | регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения | |
КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации | |
ТОПЛИВО | организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом | |
ДОРОГИ | муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения | |
БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ | организация утилизации и переработки бытовых отходов | |
РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ | организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения | |
АРХИВЫ | организация и содержание муниципальных архивов | |
ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ | организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи | |
ТОРГОВЛЯ, ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ | создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания | |
КУЛЬТУРА | создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании | |
ПАМЯТНИКИ | сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности | |
ИНФОРМАЦИЯ | организация и содержание муниципальной информационной службы | |
СМИ | создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования | |
ЗРЕЛИЩНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | создание условий для организации зрелищных мероприятий | |
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ | создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании | |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ | обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения | |
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА | участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования | |
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы |
Перед каждым органом местного самоуправления, его структурным подразделением, муниципальным служащим ставятся четкие задачи. Задачи органов местного самоуправления и их структурных подразделений определяются в положениях о них. Задачи муниципального служащего формулируются в должностных инструкциях и иных организационно-распорядительных документах.
Так, например, основными задачами аппарата представительного органа местного самоуправления (в частности, городского) являются:
1. организационное, правовое и хозяйственное обеспечение деятельности депутатов представительного органа;
2. обеспечение условий взаимодействия депутатов представительного органа с администрацией муниципального образования, предприятиями, учреждениями и организациями муниципального образования, средствами массовой информации.
В числе основных задач комитета по управлению муниципальным имуществом образования можно назвать:
1. осуществление полномочий от имени собственника - муниципального образования в порядке и случаях, установленных действующим законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления;
2. учет муниципального имущества, контроль за движением и распоряжением объектами муниципальной собственности;
3. контроль за использованием муниципальной собственности по назначению или в соответствии с условиями договоров;
4. реализация политики приватизации муниципального имущества.