Тема 2.4. Проектирование НОД интегрированного характера (занятий)
Задачи: конкретизировать знания и совершенствовать, умения разрабатывать НОД интегрированного характера; планировать разные виды содеятельности с детьми; упражнять в умении презентовать выполненную работу, строить аргументированные и убедительные высказывания относительно содержания и приёмов его реализации в рамках НОД.
Основные понятия: НОД интегрированного характера, условия решения образовательных задач занятия.
Содержание подготовки к занятию:
1. Быть способным проводить анализ ключевых понятий: тема познания, образовательные пространства, организация предметно-тематической среды, образовательная среда и образовательное пространство ДОУ.
2. Совместный разбор примеров, осмысление и анализ технологий организации НОД.
3. Презентация разработанных НОД интегрированного характера, подходов к организации образовательного пространства группового помещения.
Базовый учебник:
Учебно-методическая литература:
1. Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования // Материалы региональной научно-практической конференции (Добрянка, 24 февраля 2010 г.).
2. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Материалы научно-практической конференции (Краснокамск 25 марта 2011 г.)
Интернет-ресурсы:
Формы отчётности: презентация разработанных НОД интегрированного характера; мастер класс.
Занятие № 4 (6 час. / 0,18 з.е.).
Тема 2.5. Психолого-педагогическое проектирование условий становления качеств личности детей дошкольного возраста.
Задачи: совершенствовать умения проводить анализ причин, аргументировать целесообразность разработки проектов в области «организации условий содействия становлению качеств личности детей дошкольного возраста»; активизировать «проектное мышление» в ситуациях разработки технологических моделей и создания условий содействия становлению качеств личности детей разного дошкольного возраста на основе модели (структура и примерное содержание проектов).
Основные понятия: индивид, характер, личность, качества личности, условия развития качеств личности детей дошкольного возраста.
Содержание подготовки к занятию:
1. Определение дефиниции понятия, обозначающего выбранное качество личности. Операционализация понятия – выделение измеряемых свойств.
2. Проектирование процесса содействия становлению обозначенного качества личности детей определённого возраста.
3. Разработка технологической модели организации процесса содействия становлению выбранного качества личности (качество личности дошкольника и возраст детей по выбору студента).
Учебно-методическая литература:
1. Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования // Материалы региональной научно-практической конференции (Добрянка, 24 февраля 2010 г.).
2. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Материалы научно-практической конференции (Краснокамск 25 марта 2011 г.)
3. Проектирование, моделирование и планирование как основные функции организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (парагр. 5.1). Основы дошкольной педагогики: учебник / Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Т.Э. Токаева; ПГГПУ. – Пермь, 2013. (142-157 с.)
4. Проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (парагр. 2.5.). Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева; ПГГПУ. – Пермь, 2013. (108-126 с.)
Интернет-ресурсы:
Формы отчётности: Презентация технологической модели «содействия развитию качества личности» ребёнка дошкольного возраста.
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) – НЕ ПРЕДУСМОТРЕН
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Наименование раздела дисциплины | Тема | Формы самостоятельной работы | Учебно-методическое обеспечение |
Раздел 1. Предмет и объект изучения дисциплины «Педагогическое проектирование» | 1.1. Концептуальные основы и актуальность предмета изучения | 1. Изучение рекомендованной литературы. 2. Структурирование содержания изученного материала в форме блок-схемы | См. Учебно-методическая литература к пр. занятию; конспект лекций |
Раздел 2. Практика педагогического проектирования как фактор повышения профессиональных компетенций педагога. | 2.1. Концептуальный формат понятия «педагогическое проектирование» | 1. Составление тезауруса 2. Разработка содержательной модели ключевых понятий дисциплины. | 1. Словари, тексты первоисточников (см. 2. Учебно-методическая литература к пр. занятию) |
2.2. Ребенок и педагог как субъекты совместной проектной деятельности | 1. Разработка проекта образовательной содеятельности детей и педагога (тема проекта на выбор студента). | См. Учебно-методическая литература к пр. занятию; пример проекта содеятельности детей и педагога. | |
2.3. Проектирование образовательного процесса (календарные и тематические проекты) | 1. Разработка тематического проекта образовательной работы с детьми разного возраста (возраст детей – на выбор студента). 2. Презентация проекта и методических рекомендаций к его использованию в практике. | См. Учебно-методическая литература к пр. занятию; пример тематического образовательного проекта. | |
2.4. Проектирование НОД интегрированного характера | 1. Разработка конспекта НОД интегрированного характера (тема и содержание - выбор студента). | См. Учебно-методическая литература к пр. занятию; примеры НОД. | |
2.5.Психолого-педагогическое проектирование условий становления качеств личности детей дошкольного возраста. | 1. Выделение дефиниции изучаемого качества личности. 2. Разработка технологической модели организации процесса содействия становлению качества личности детей.. (качество личности дошкольника и возраст по выбору студента). | См. Учебно-методическая литература к пр. занятию; примеры разработки технологической модели. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Разделы, темы дисциплины | Код формируемой компетенции | Оценочное средство |
Раздел 1. Предмет и объект изучения дисциплины «Педагогическое проектирование» | ||
1.1. Концептуальные основы и актуальность предмета изучения | ОК-1 | Концепт предмета изучения в форме содержательной модели (блок-схемы) |
1.2. Анализ и толкование ключевых понятий дисциплины (категориальный аппарат). | ОК-8 | Тезаурус ключевых и рабочих понятий области изучения; умение анализировать и использовать ключевые понятия в содержательной модели области изучения. |
1.3. Место и функции педагогического проектирования в образовательном процессе | ОК-8 | Содержательная модель области изучения (блок-схема). |
Раздел 2. Практика педагогического проектирования как фактор повышения профессиональных компетенций педагога. | ||
2.1. Концептуальный формат понятия «педагогическое проектирование» | ОК-8 | Концепт предмета изучения в форме содержательной модели (блок-схемы) |
2.2. Ребенок и педагог как субъекты совместной проектной деятельности | ОК-8 | План организации содеятельности детей и педагога в создании проекта (тема проекта на выбор студента) |
2.3. Проектирование образовательного процесса (календарные и тематические проекты) | ОК-8, ОК-7 | Тематический проект образовательной работы с детьми (разных возрастов), презентация проекта, методические рекомендации к его использованию в практике. |
2.4. Проектирование НОД интегрированного характера | ОК-8 | Презентация разработанных НОД интегрированного характера; мастер класс |
2.5.Психолого-педагогическое проектирование условий становления качеств личности детей дошкольного возраста. | ОК-8 | Презентация технологической модели «содействия развитию качеств личности ребёнка дошкольного возраста». |
Примерные вопросы для контроля освоения учебной дисциплины (экзамен)
Вариант 1.
(РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ ГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА ПО ПЕРВОМУ ВАРИАНТУ – ГРИБАНОВА 2017)
1. Проектная деятельность как средство усовершенствования окружающей действительности и профессионально-личностного развития специалиста образования.
2. Понятия «проект», «проектирование», «проектная деятельность», «педагогическое проектирование», «метод проектов».
3. Сущность педагогического проектирования. Программирование, проектирование, конструирование образовательного процесса.
4. Структура образовательного проекта для детей дошкольного возраста (на примере презентации проекта общеразвивающей или специальной направленности: продуктивная деятельность; формирование пространственной ориентировки детей; формирование этики речевых коммуникаций; развитие общения и вариативных форм взаимодействия детей младшего дошкольного возраста; формирование предметных действий в игре детей третьего года жизни и пр. на выбор студента).
5. Толкование содержательной модели учебной дисциплины «Педагогическое проектирование» (блок-схема).
6. План организации содеятельности детей и педагога в процессе создания проекта (тема и презентация проекта на выбор студента)
7. Календарный тематический проект образовательной содеятельности педагога с детьми разного дошкольного возраста. Презентация проекта, методическое оснащение и рекомендации к использованию в практике.
8. Принципы разработки НОД интегрированного характера. Анализ конспекта НОД интегрированного характера (возраст детей на выбор студента).
9. Презентация и толкование технологической модели «содействия развитию качества личности» ребёнка дошкольного возраста (возраст детей на выбор студента).
10. Анализ проблем организации образовательного процесса (на примере Вашего ДОО), выявление причин возникновения и возможных путей преодоления.
11. Пример использования педагогического проектирования в организации образовательной деятельности ДОО (воспитание развитие, обучение деятельности и пр.).
12. Предметно - ориентированные технологии обучения, особенности их применения.
13. Личностно – ориентированные технологии воспитания, особенности их применения.
14. Индивидуально-ориентированные технологии развития, особенности их применения.
15. Проектирование содержания образования в рамках любой образовательной области.
16. Технологии проектирования содержания образования в рамках ООП и дополнительных образовательных программ, используемых в Вашем ДОУ.
ВСЕ ВОПРОСЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОИЛЛЮСТРИРОВАНЫ ПРИМЕРАМИ!
Т.Е. ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ ОСНОВАН НА ПРИМЕРАХ ИЗ ПРАКТИКИ.
Вариант II
1. Написание и защита тематического образовательного проекта.
(НЕ РЕКОМЕНДУЮ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕН ПО II –у варианту – ГРИБАНОВА 2017)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Основная литература
№ п/п | Автор, название, выходные данные | Краткая аннотация |
1. | Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование/И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская.- М.: Академия 2007. | В пособии рассматриваются научно-практические основы проектирования как особого вида профессионально-педагогической деятельности. Представлено многообразие областей, видов и проблем проектирования в сфере современного образования. Авторы раскрывают природу, логику и содержание социально-педагогического, образовательного, психолого-педагогического проектирования. Текст содержит много примеров. Задания и материалы рассчитаны на организацию различных форм самостоятельной работы студентов ВУЗа. |
2. | Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Материалы научно-практической конференции (Краснокамск 25 марта 2011 г.). | В сборник вошли научные и практико-ориентированные публикации отражающие вариативные подходы к использованию проектной деятельности в ДОУ. Проектная деятельность педагогов дошкольной ступени направлена на реализацию целевых, содержательных и технологических аспектов организации современного педагогического процесса. Проектно-деятельностный подход опосредует модернизацию образовательной среды в формате новых федеральных государственных требований к дошкольному образованию. Представленные материалы раскрывают инновационный потенциал педагогов детских садов Перми, Добрянки, Краснокамска, Губахи и прочих регионов края. Авторы статей и практико-ориентированных материалов делятся опытом работы в области проектирования, моделирования и планирования образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Сборник может быть интересен специалистам-практикам в области дошкольной педагогики, студентам педагогических образовательных учреждений. |
3. | Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования: материалы региональной научно-практической конференции 24 февраля 2010 года, г. Добрянка/ науч. ред. Л.С. Половодова, М.В. Грибанова. – Добрянка: Управление образования администрации Добрянского муниципального района Пермского края, 2010. – 100. | Представленные материалы отражают целевые, содержательные и технологические аспекты современных направлений оптимизации педагогического процесса в ДОУ Пермского края. В сборник вошли материалы, раскрывающие инновационный потенциал педагогов г.г. Перми, Добрянки, Краснокамска, Губахи, пос. Полазна. Авторы статей и практико-ориентированных материалов делятся опытом работы в области моделирования, проектирования и тематического планирования образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Сборник может быть интересен специалистам-практикам в области дошкольной педагогики, студентам педагогических образовательных учреждений. |
8.2. Дополнительная литература
№ п/п | Автор, название, выходные данные | Краткая аннотация |
1. | Грибанова М.В. Моделирование и проектирование воспитательно-образовательной работы в контексте принципов и форм технологии блочно-тематического планирования// Инновации в дошкольном образовании: теория, опыт, проблемы//Материалы региональной юбилейной Научно-практической конференции г. Чайковский, 14-15 декабря 2005 года. Чайковский 2005 (стр.94-108). | В статье изложены концептуальные подходы к использованию моделирования, проектирования и тематического планирования как средств инновационной деятельности ДОУ. Приводятся примеры ОЭР и инновационной деятельности образовательных учреждений Пермского края использующих технологию блочно-тематического планирования в качестве средства оптимизации образовательного процесса. |
2. | Бэгьюли, Ф. Управление проектом/ Фил Бэгьюли. – Пер. с англ. В.Петрашек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. | В доступной и содержательной форме автор подробно разъясняет все аспекты управления проектами (особенно малыми), подкрепляя их диаграммами, примерами, практическими рекомендациями, соответствующими определённой деловой ситуации. |
3. | Грибанова, М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет: учеб.пос. / М.В. Грибанова. – Пермь, 2003. | В публикации представлен нетрадиционный подход к организации планирования работы ДОУ, фрагмент методики развития познавательно-эстетических способностей детей средствами изобразительной деятельности, амплификации содержания разнообразных видов деятельности детей, организации эстетического познания окружающего мира детьми 3–7 лет. |
4. | Новикова, Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах/ Т.Г. Новикова. – М.:ACADEMIA, 2002. | В работе рассматриваются теоретические подходы к проектированию образовательных систем, использованию разных видов моделей в инновационных процессах. Особое внимание отводится методам педагогического исследования. |
5. | Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): автореф. дис ….док.псих.наук. /В.И. Слободчиков. - М., 1994. | В автореферате представлены концептуальные подходы к определению основных разделов педагогики развития, условия развития субъективной реальности, значение проектирования индивидуальных траекторий развития индивидуальности. Особую ценность представляет теоретическая модель проектирования образовательных процессов и институций в соответствии с ценностями развития человека. |
6. | Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении/ М.: Знание, 1984. | Использование в педагогической практике средств наглядности имеет важное значение для повышения качества обучения. Излагается современная трактовка дидактического принципа наглядности, раскрывается рель моделей в повышения эффективности усвоения учащимися знаний и умений, а также в совершенствовании управленческой деятельности учителя. |
7. | Грибанова М. В. Тематические блоки «Звери», «Строение», «Транспорт», «Мебель» и пр. Примерное содержание занятий по познавательно-эстетическому развитию детей 3-7 лет. Пермь 2003, 2015. | В публикациях представлено примерное содержание занятий по познавательно-эстетическому развитию детей 3-7 лет. Тематический блок представляет собой вариант организации «максимума» образовательной информации для детей разного возраста в рамках темы (области познания). |
8. | Грибанова М. В. Средства оптимизации системы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2003. | В публикации представлены аспекты развития познавательных и художественных способностей детей дошкольного возраста посредством тематического проектирования образовательного процесса. |
9. | Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М. 2002 | Автор представляет оригинальный подход к формированию продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников посредством реализации исследовательских проектов, включения дошкольников в совместную со взрослым проектную деятельность и исследования особенностей трансформации детского восприятия, мышления, группового и индивидуального развития. |
8.3. Рекомендуемая литература
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные | Ссылки на электронные библиотечные системы и базы данных |
8.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационный сети "Интернет" (базы данных, информационно-справочные и поисковые системы и др.)
Название | Ссылка (адрес) | Краткая аннотация | |
Методика профессионального обучения (Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г.) Новосибирск: НГАУ, 2008. - 166 с. (Проектирование педагогического сценария учебного занятия) | http://txtb.ru/88/index.html http://txtb.ru/88/18.html | В учебном пособии рассматриваются теоретические основы методики профессионального обучения. Описываются методические аспекты деятельности педагога и методики преподавания учебных дисциплин. Дается краткое описание методов, организационных форм обучения, современных педагогических технологий и основ педагогического контроля. Для запоминания терминологии приводится глоссарий. Предназначено педагогам, работающим со слушателями курсов по подготовке, повышению квалификации муниципальных служащих сельских поселений. | |
Ананишнев В.М. Моделирование в сфере образования | http://systempsychology.ru/journal/2010_1_2/36-ananishnev-vm-modelirovanie-v-sfere-obrazovaniya.html | В статье рассматриваются теоретические проблемы моделирования в сфере образования. Приводится сравнительный анализ российской модели образования с известными мировыми моделями образования, исследуется моделирование образовательных процессов и условий образовательной системы. | |
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование/И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская.- М.: Академия 2007. | Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб ... pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-1.shtml Проектирование содержания образования - Педагогическая ... pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-183.shtml стр 183 -188 Программирование и планирование хода проекта www.pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-102.shtml стр.102-114 Концептуализация - Педагогическая библиотека www.pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-90.shtml стр 90-102 | В учебном пособии представлен глубокий качественный анализ современного состояния теории и практики в области педагогического проектирования. Обратившись к ссылкам «базового учебника» изучаемой дисциплины вы получаете возможность работы с текстами первоисточника (в рамках рекомендованных для изучения параграфов) | |
Педагогическое проектирование | http://ryabov-kozel.narod.ru/html/fifth6.htm | В статье «педагогическое проектирование» раскрывается как механизм разработки вариативных технологий в педагогической теории и практике. Особый интерес представляет научное толкование ключевых терминов и понятий в области проектирования. | |
| http://school-collection.edu.ru/catalog/res/016e0000-0000-fadf-80a3-80ef82b62bcf/? | Содержание спецкурса направлено на содействие формированию специальной компетентности в педагогическом проектировании учебных материалов, определяющей способность студента, будущего учителя, решать профессиональные задачи использования цифровых образовательных ресурсов и информационных и коммуникационных технологий в образовательной сфере. | |
Алисов Е.А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды | Share on vk Share on facebook Share on twitter Share on mymailru Share on odnoklassniki_ru Share on livejournal Share on surfingbird More Sharing Services | В автореферате представлены результаты научного исследования проблемы проектирования экологически безопасной образовательной среды (проводится анализ противоречий, причин их возникновения, условия снятия противоречий посредством использования возможностей проектирования). | |
Педагогическая энциклопедия | http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/cont1.html | Энциклопедия содержит более 2000 терминов, оформлена с использованием гиперссылок, включающих различные педагогические понятия, фамилии известных педагогических деятелей, названия педагогических феноменов. | |
З.И.Лаврентьева Словарь терминов HR | http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.html | В статье представлен авторский вариант современного толкования ключевых понятий по теме педагогическое проектирование |
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.
- Приоритетные национальные проекты http://www.rost.ru/
- Социальное проектирование. Эффективные инструменты реализации http://www.socialproject.ru/socialproj/theory.php
3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой.. —— М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с. http://pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-6.shtml#book_page_top
4. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. (ред. М. В. Буланова-Топоркова). –– Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с. (Глава 6. Педагогическое проектирование и педагогические технологии. 1. Этапы и Формы педагогического проектирования).
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/06.php