Зрительно-предупредительные диктанты

Дети идут в лес. Тут дубы. Будут и жёлуди.

Скоро придёт лето. Дети пойдут за ягодами.

Дети играют в прятки. Надя спряталась за стол. Тёма най­дёт Надю.

Настала осень. Дует ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. Птицы улетели в

тёплые страны. В лесу тишина. Дни стали коротки.

Вот дом. Дом у воды. У воды Петя и Надя. Дети, идите домой, а то упадёте в реку.

Дети идут к дубу. Там тень. Дядя Витя у дуба. Он будет пилить дуб. Дети, отойдите от

дуба. Он упадёт.

АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ

Море покрылось льдом. И остановились быстроходные ко­рабли. Нет им дальше

дороги. А ледокол идёт. Подминает под себя льдины, ломает их. И корабли плывут за

ледоколом.

ЯБЛОКИ

Сады тяготились плодами. Плоды жались друг к другу, как птенцы в гнезде. Владимир

Степанович ходит от дерева к де­реву. Он снимает спелые плоды и кладёт в корзину. Корзину с

яблоками накрывают скатертью и несут в машину. Там её ставят на заднее сиденье. Эти

чудесные яблоки везут в Москву на выставку.

Согласные ж —ш

ВИДЫ РАБОТ

1) Выделить звуки ш, жиз слов в начальной позиции.

2) Сравнение звонкого и глухого звуков по артикуляции. Сходство и различие.

3) Сопоставление звуков с их графическим изображением.

4) Дифференциация в слогах (в произношении; по слуху; в записи).

жа — ша ажа — аша

жо — шо ажо — ашо

жу — шу ажу — ашу

жи — ши ажи — аши

5)Вставить пропущенные буквы. Сравнить слова по звуча­нию и смыслу (слова-паронимы).

ж ж ж ж ж

-ар -ил -аль -есть -ить

ш ш ш ш ш

6) Дифференциация ж — ш в словах (устно). Поднять соот­ветствующую букву.

Пожар, ножик, слушай, лошадь, лужок, жаворонок, полу­шубок, запорошил, прожилки,

порошок, прожил, пришить, макушка, мужество, прошумел, сложение, инженер.

7) Запись слогов под диктовку.

8) Запись слов в две колонки.

Жаба, шуба, шапка, машина, жду, мешок, галоши, груша, вожак, журавли, кинжал, кружил, ждать, слушать.

9) Поднять цифры, обозначающие место звука в слове:

а) ж - пожиже, жужжали, жажда, ножницы, жжёт, жижа, важный, оружие, желток, вежливо, бережок;

б) ш - шершавый, шалунишка, шелушить, штанишки, шепчешь, шашка, шалаш, шишки, шагаешь, шуршать, шуршишь, нарушаешь, крошишь.

10) Повторить правило написания слогов жи, ши, вписать указанные слоги в данные ниже слова:

ска- дока- зака- насме- -петь стар-на

напи- вспа- расска- проло- сло-ть -раф

пока- выпи- подска- подпи- су-ть -вот

нака- поло- перело- выло- кро-ть -нель

кру-ть ма-на пру-на горо-на вер-на -рина

-лет

11) Чёткое произнесение скороговорок.

Слишком много ножек у сороконожек.

С мышами во ржи Ушли в камыши,

Подружились ежи. И во ржи – ни души.

12) Прочитать и записать, вставляя буквы ш, ж.

После до-дя боль-ие лу-и. Рань-е всех чи-и встают. В небе кру-ит кор-ун. Стер-ень каранда-а кро-ится. Умно-ение мо-но заменить сло-ением. Дер-ите голову вы-е, ды-ите глуб-е.

Пу-истая вата плывёт куда-то.

Чем вата ни-е, тем до-дик бли-е. (Облако.)

13) Вставить пропущенные буквы ш — ж.

Ребяти-ки -иво побе-али к ма-ине. Мы на-ли е-а под ёлкой, принесли домой в

ко-ёлке.

И про на-их двух чи-ей, Знают в на-ем новом доме

Двух е-ей и двух у-ей Все двенадцать эта-ей.

14) Зрительно-предупредительные диктанты.

После дождя большие лужи. Малыши шли из школы. Пио­нер Паша Жуков помог малышам. Он положил доску. Школь­ники прошли.

Женя и Миша нашли в лесу ежа. Дети хотели положить ежа в шапку. А шапка была мала. Миша взял ежа в куртку. Дома дети поили ежа молоком. Они решили отнести ежа в жи­вой уголок. Малыши будут рады такому подарку.

Согласные г — к

ВИДЫ РАБОТ

1) Выделение звуков г и к из слов в начальной позиции.

2) Сравнение звонкого и глухого звуков по артикуляции (сходство, различие).

3) Сопоставление звуков с их графическим изображением.

4) Дифференциация в слогах (с перекидыванием мяча).

га – ка ака –ага га – ка – га

го – ако -

гу – аку -

ги – аки -

ге – аке -

5) Анализ слов-паронимов по смыслу и звучанию:

а) гора - кора корка - горка галька - калька

икра - игра грот - крот голос - колос

гость - кость гол – кол

Включить их в предложения (устно).

б) Вписать пропущенные буквы. Составить устно предло­жения с каждым полученным

словом.

г г г

-ол -олос -ости

к к к

6) Дифференциацияг, к в словах устно (поднять соответ­ствующую букву).

Согнул, кинул, кнут, глина, кусать, погода, главный, кара­вай, город, группа, кружка, грызу, крыша, около, крепость, кирпич, лягушка, магазин, огромный, грачи, крапива, глубина, кувшин, приказ, газовый, рукавицы, слагаемое, бумага.

7) Запись слов в две колонки по наличию звуков г, к.

Бригада, кувшин, приказ, газовый, кино, загар, грозный, сказал, глыба, крыша, глаза, прыгал, прыжок, закат, молоко, берега, глина, гром, берлога, грубый, крупный.

8) Выборочно записать слова с данным звуком:

а) г — прыгал, прыжок, глина, бумага, кладовая;

б) к — магазин, накрыл, скажи, угрюмый, сокол.

9) Определить место звука в словах. Поднять соответствую­щую цифру.

Звук к

Коробка, кубики, катушка, крыша, крышка, каблуки, ко­локольчик, морковка, крокодил, колышек, клубок, клубника, гармошка, горький, гопак, глазки, глубоко, грелка, коврик, крепкий, коробок, морковь, сказка, глубоко, колокол, скороговорка, заголовок.

Звук г

Гриша, Григорий, глагол, гагара, гогочет, гигант, прыгалки, маргаритки, кругом, килограмм, округа, загадка, круглый, разгрыз, разогнул, заглавие, пригрелся, разговор, разбегусь, пуговица, велогонка.

10) Вставить пропущенный слог га или ка.

а) устно с перекидыванием мяча;

б) письменно:

ду-, ру-, но-, -пуста, доро-, гор-, -зета, вил-, раду-, ро-, вет-, загад-, голуб-, верёв-, заряд-, сто-, отва-, палат-; бо-тыри, -тер, -лоши, -раж, -мыши, -лит-, -пель-, -нав-.

11) Изменить слова по образцу.

Образец: гора—горка.

Кора, глаза, голуби, грибы, каша, губы.

12) Заменить согласный к парным. Записать слова парами. Устно составить предложения.

Икра, мокла, укол, деньки, колос.

13) Четкое произнесение скороговорок, пословиц. Объяснить смысл пословицы; записать её по памяти.

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Голубка клюет крупку.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

14) Записать двустишие, вставляя подходящее по смыслу слово:

Весь чердак уже ... ,

бьются голуби ... . (в окне, в огне)

Раздался детский … .

Золотился на солнце каждый … . (колосок, голосок)

15) Повторить хором загадку, запомнить, разгадать.

Летели галки, стояли палки.

Если на каждой палке сядет по галке,

то для одной галки на хватит палки.

Если на каждой палке сядет по две галки,

то одна из палок останется без галок.

Сколько было палок? Сколько было галок? (Ответ: три и четыре.)

16) Отгадать загадку, записать графически её текст под диктовку (диктуется построчно):

На пригорке у пеньков

много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

держит красный огонёк.

Разгибаем стебельки,

собираем огоньки. (Земляника)

17) Прочитать стихотворение. Ответить на вопросы:

В чём заключается ошибка Миши? Какие два значения имеет слово кол?

КАК МИША ДЕДА РАССЕРДИЛ

Пишет Миша-Михаил:

«Дед Герасим гол забил». Все читают, восклицают:

- Ай да старый, гол забил! Дать во все газеты

Дедовы портреты!

- Нет, сказал сердито дед,

Мишкин дайте в них портрет!

Писал диктовку в школе,

А думал о футболе.

Оттого-то кол

Превратился в гол,

И за этот гол

Получил он кол. (С. Погореловский.)

18) Предложения для анализа и записи с использованием цветных карандашей или с вычерчиванием схемы (для графической записи).

За окном гудит вьюга. Гусей караваны несутся к лугам. Иголки мы кладём в коробку. Волк скрылся в глубоком овраге. На пригорке краснеют ягодки. Декабрь год кончает. Рябины покрыты гроздьями красных ягод. Ёжик надел на колючки уголок га­зеты и потащил её под кровать. Мы любим играть в городки и кегли. Маленький книгоноша приносит в дальний колхоз га­зеты и книги.

19) Диктанты.

У школы горка. Мы играли на горке. Вон Клава и Гриша в снегу. Кругом шум.

В нашем городке зимой много катков. На катке всегда много народу. Катаются даже старики. Я каждый день бегу на каток. Скоро брат купит мне новые коньки.

Согласные в — ф

ВИДЫ РАБОТ

1) Выделение звуков в и ф из слов в начальной позиции (по предметным картинкам).

2) Сравнение их по артикуляции (сходство, различие).

3) Сопоставление звука с буквой.

4) Дифференциация в слогах (прочитать, записать выборочно слоги под диктовку).

ва-фа афа-ава вя-фя афя-авя

во-фо афо-аво ве-фе афе-аве

ву-фу афу-аву вю-фю афю-авю

вы-фы афы-авы ви-фи афи-ави

вэ-фэ авы-афы вё-фё афё-авё

5) Анализ слов. Сравнение по звучанию и смыслу. Состав­ление устных предложений.

Сова — софа, вон — фон, винт — финт.

6) Вставить нужное слово, закончив предложение.

На домах развеваются ... . На полях достаточно ... . (влаги, флаги)

7) Дифференциация в — ф в словах устно. Поднять соот­ветствующие буквы.

Ворона, финики, фиалки, фыркает, повар, завернул, флей­та, паровоз, фокусник, подвода, проводник, лифтёр, свитер, сейфы, посевы, фартук, физкультура, фокус, фургон, провода, туфельки, форточка, портфель, телефон.

8) Запись слов в две колонки по наличию звуков вили ф.

Фара, ворот, вёсла, фикус, весна, фокус, финик, винт, фант, флаги, фигура, фея, веет, кофе, кефир, ковёр, фрукты, ватный, картофель, правда, клюква, фабрика, шкафы, фасоль, коврик.

9) Вставить пропущенные буквы. После анализа записать слова в тетради, используя цветные карандаши:

а) кро-а, про-ессия, кон-ерт, кон-ета, не-ть, -артук, кла-иши, про-ерка, бу-ет, сло-а, ли-т, пла-ал, шар-ик, жира-ы, -онтан, с-ёкла, -антик, -утбол, -олейбол, про-иль, про-ессор, про-ода, не-тяной;

б) –о-ремя, -ле-о, -ыли-ать, -альши-ый, -ое-ода, -ар-ор, -ерё-очка, по-орачи-ай, -тогра-ия, -одо-орот, -одоём, -доба-ок, -ехто-ание, -еще-ой, -до-оль, -ещест-о, -ейер-ерк, ал-а-ит, -а-ли, -е-раль, -ы-их, -ести-аль, -у-айка, -ы-еска, -о-се, с-ойст-о.

(Предварительный анализ проходит с громким проговариванием слов, подниманием соответствующих букв, устным составлением словосочетаний или предложений.)

10) Определить место звука в и ф в словах. Поднять соот­ветствующую цифру:

а) В:соловушка, переводил, надевал, водопровод, водовоз, волевой, вывел, нефтепровод,

вывихнул, выплывает, вовлекать, вывинтить, вдевал, завинтить, взрывы, выровнял, выводы,

взвод, проветривал, фарфоровый, шефство;

б) Ф:филин, нефть, профессия, фуфайка, парфюмерия, ману­фактура, фланель, туфли,

шлифует, патефон, кофейник, муф­та, шарф, зефир, цифра, шкафы, кофта, фарфор,

фотография, конфеты, вафли, платформа, шофёр, телеграф, салфетка, телефон, светофор.

11) Предложения для анализа и записи.

Вера варит фасоль. У Вали фиалки. У Феди новая фу­файка. Феня видела филина. У Вовы новая фуражка. Вьются флаги у ворот. Мы вышли к новой ферме. Вещи внесли в лифт. Вера Федоровна — лифтёр. В августе поспевают овощи и фрукты. Варя завязала шарфик. На фасоли и моркови появились вредители. В шкафу висит фланелевая кофта. Воют вьюги в феврале. Фабрика выпускает много обуви.

Оглушение звонких согласных

Конспект занятия

Тема: «Оглушение звонких согласных».

Цель: научить детей не полагаться на слух при написа­нии слов со стечением согласных

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

Детям предлагается рассмотреть две предметные картинки. Назвать их, выделить третий звук в каждом слове.

Зрительно-предупредительные диктанты - student2.ru Зрительно-предупредительные диктанты - student2.ru

чашка ложка

Затем открываются надписи, выделяется третья буква в каждом слове.

Выясняется, что в обоих словах произносится и слышится звукш,а пишется в первом случаеш, во втором — ж.

Логопед. Почему звонкий звук ж притворился глухим? Посмотрите, какой звук стоит после ж в слове ложка.

Ученики. Звук к. Он глухой.

Логопед. Значит, глухой звук к, встав рядом со звонким ж, повлиял на него.

Звук ж тоже зазвучал глухо, превратившись в звук ш. Для сравнения берутся ещё два слова:

Зрительно-предупредительные диктанты - student2.ru Зрительно-предупредительные диктанты - student2.ru

ветка лодка

Приводится аналогичное сравнение.

Вывод. Если в середине слова звонкий согласный звук стоит рядом с глухим, то он под влиянием глухого тоже оглу­шается.

Например:

(с)

глаза — глазки согласный з звучит как с

(т)

борода — бородка согласный д звучит как т

(к)

ноготь — ногти согласный г звучит как к

(п)

юбочка-юбка согласный б звучит как п

(ш)

книжечка-книжка согласный ж звучит как ш

(ф)

рукава — рукавчик согласный в звучит как ф

Под влиянием глухого согласного могут оглушаться только парные звонкие.

Логопед. Заметьте, ребята, как непривычно для нас зву­чало бы такое произношение (Звонкие звуки з, д, г, б, в, ж логопед произносит не оглушая.): глазки, бородка, ногти, юбка, головка, бумажка.

Скажите, ребята, что произойдет, если в середине слова встретятся два глухих звука? Например, в слове кошка (ко­шечка) ш и к — глухие. От встречи этих двух глухих соглас­ных ничего не изменилось. Оба по-прежнему звучат глухо. Как же нам различить и отразить на письме, когда в середине слова звук сам по себе глухой (кошка), а когда он только притво­ряется глухим, подражая соседнему глухому звуку (ложка)?

Тут нас выручают гласные звуки. Они разрывают эту друж­бу звонкого с глухим, встают между ними и разделяют их, отчего, звонкий звук становится самим собой, т. е. звучит звонко: ложка-ложечка. А если в слове стоит настоящий глухой звук — это тоже выясняется с помощью гласного: кошка — кошечка. Итак, если в середине слова встретились два согласных звука, это слово нужно проверить, изменив его так, чтобы между согласными встал любой гласный звук.

Задание. Проверить согласный в середине слова (устно).

ветка — лодка — рыбка — лапка —

лавка — шубка — селёдка — сказка —

тетрадка — полоска — матрёшка — обложка —

Задание. Списать предложения, вставляя пропущенную согласную букву в середине слова. Подобрать проверочное слово.

В ка-ке была дождевая вода. Собака спит в бу-ке. Стоит избу-ка на курьих но-ках. Самолёт летел ни-ко. Зазеленели молодые берё-ки. На выру-ке много малины. На гря-ках зреют огурцы. Береги свои тетра-ки.

Задание. Вставить пропущенные буквы.Проверить написание слов.

... ... шка чашка, вышка

... ... ... шка клюшка, …

... ... ... ... шка катушка, …

... ... ... ... ... шка покрышка, …

... ... жка ножка, …

... ... ... жка стёжка, …

... ... ... ... жка стрижка, …

... ... ... ... ... жка сыроежка, …

… … дка лодка, …

... ... … дка грядка, …

... ... … … дка селёдка, …

... ... ... … … дка тетрадка, …

… … тка ветка, …

... … … тка плитка, …

… ... ... … тка пилотка, …

... ... ... … … тка таблетка, …

... ... ... ... … … тка табуретка, …

Задание. Списать, вставляя пропущенные буквы.

Ры-ка мелка, да на вкус сла-ка.

Красна яго-ка, да на вкус горька.

Бро-ь да гла- ря-ком живут.

На мы-ку и ко-ка зверь.

Что из, ящика, морко-ка,

Хвост высовываешь свой?

Видно, хочешь стать, плуто-ка,

Носом бабы снеговой?

Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.)

Под ле-ком, ле-ком стоит ча­шечка с ме-ком. (Яйцо.)

Вот угадай-ка,

Чей пух на фуфайки,

на ша-ки, перча-ки

Идёт вам, ребя-ки? (Кролика.)

Я стою на но-ке толстой,

Я стою на но-ке гла-кой,

Под коричневою ша-кой

С бархатной подкла-кой. (Белый гриб.)

Заглянуло к нам в око-ко

Солны-ко на тонкой но-ке. (Подсолнух.)

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем — гла-ко,

А откусишь — сла-ко. (Яблоко.)

Огурцы на нашей гря-ке

Целый день играют в пря-ки.

Мы с ведёрками пришли

И огурчики нашли.

Задание. Назови проверочное слово для прояснения сомнительного согласного звука.

Логопед. Лёд. Учащиеся. Ледок.(д)

Суп, залп, рябь, краб, глуп, зуб, сугроб, ястреб, прорубь.

Сад, завод, град, мёд, огород, пилот, труд, крот, дрозд, гвоздь, невод, народ, пот, вылет.

Шалаш, рожь, малыш, ландыш, стриж, ёрш, выигрыш, брошь, нож, мышь, камыш, манеж.

Мороз, пояс, арбуз, рассказ, груз, нос, глаз, воз, трус, занос, автобус, обоз, газ, вкус, заказ.

Морковь, шкаф, кровь, обувь, бровь, клюв, обрыв, вежлив, кузов, взрыв, посев, шарф.

Утюг, стук, сапог, овраг, замок, флаг, берег, мак, шаг, друг, плуг, фартук, поток.

Задание. Вставить пропущенную букву.Проверить написание слов.

з-б с- -г м-д с- -д

л-в д- -г р-з в- -г

с-д Г- -б г-д г- -з

Задание. Вставить пропущенные буквы в пословицах, поговорках и загадках.

Кто любит тру-, того люди чтут.

На языке ме-, а под языком ле-.

В мае дож-ь, будет ро-ь.

Пей, ешь, а правду ре-ь.

Спасибо, моро-, что снегу нанё-.

Како- корень, тако- и пло-.

Плывё- парохо- то вза-, то вперё-. (Утюг.)

Без ру-, без но-, а рисовать умеет. (Мороз.)

Чёрный, проворный,

Кричит «крак», червякам вра-. (Грач.)

Летом сне-!

Просто смех.

Сне- по городу летает.

Почему же он не тает? (Пух тополей.)

Без досок, без топоров

Через речку мост гото-. (Лед.)

Сидит де-, в шубу оде-.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук.)

Задание.Прочитать пары слов. Сравнить по звуковому составу. Объ­яснить смысловую разницу и различие в написании. Подобрать провероч­ные слова. Составить предложения.

Луг — лук, пруд — прут, плод — плот, груздь — грусть, мо­лод — молот, лёд — лёт.

Задание. Выписать после проверки сомнительных согласных данные ниже слова в две колонки: в одну—слова с буквойш,в другую—с ж.

Ча-ка, ло-ка, пу-ка, кры-ка, кни-ка, ко-ка, клю-ка, бума-ка, сапо-ки, кату-ка, сырое-ка, мо-ка, пря-ка, теле-ка, обло-ка, по-кры-ка.

Задание. Записать под диктовку в две колонки слова, в которых:

а) в середине слова пишется глухой согласный; б) в середине слова пи­шется звонкий согласный.

Образец: плоский резкий

клюшка обложка

Коляска, лапти, повязка, узкий, сопка, коробка, пробка, шкафчик, булавка, коровка, колоски, салазки, будка, сутки, лодка, мотки, поправка, кнопки.

Согласные с — ш

ВИДЫ РАБОТ

1) Выделение звука с из слова. Выделение звука ш из слова.

2) Сравнение звуков по артикуляции.

    с ш
Губы в улыбке рупор
Язык у нижних зубов «чашечкой»
Воздушная струя холодная тёплая

3) Сравнить по артикуляции (подчеркивается различие). Узнать изолированные звуки по беззвучному артикулированию.

4) Соотнести звуки с буквами с, ш.

5) Дифференциация в слогах (устно – чтение слоговых таблиц; письменно – диктант).

са-ша саш шас

со-шо сош шос

су-шу суш шус

сы-шы сыш шис

6) Анализ слов-паронимов (сопоставить по значению и звучанию, составить с ними предложения).

Басня-башня, каска-кашка, крыса-крыша, шутки-­сутки, споры-шпоры, сумел-шумел.

7) Дифференциация с — ш в словах устно.

Послать, коляска, пошла, посевы, подушка, шпалы, спаль­ня, крошка, краска, крышка, прошёл, просил.

8) а) Вставить буквы с и ш. Устно составить предложение с каждым словом:

-поры, ва-, на-.

б) Вставить подходящее по смыслу слово (сутки, шутки).

Закричал он: «Что за ... !

Еду я вторые ... !

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград».

Указать, из какого стихотворения взяты эти строчки. Отметить слова, различающиеся лишь

одним звуком.

в) Повторить предложение: Наш кот у нас.

9) Записать слова в две колонки.

Шуба, пашня, принёс, весна, вишня, пушок, стихи, пастух, галоши, шумный, весы, пришил, шпалы, спали, краска, крошка, песок, дедушка, выписка, осы, усы, рубашка.

10) Определить место звука в словах. (Поднять цифру.)

а) С: сосед, самосвал, насос, спасибо, посмеялись, рассыпался, сосиски, спустился, пушистый, поспешил, услышал, кассир, сосны, русский, смеялся, шалости, шустрый, душистый, шоссе, шесть.

б) Ш:шуршит, шелушит, шепчет, шумишь, шьёшь, насмешил, пастушок, выступишь, шоссе, старушка, смешной, слышу, наступишь, шалаш, раскрошит, шишки, расшумелся, расшалился.

11) Изменить слова по образцу.

Образец: Я сею—ты сеешь.

Я сплю — ты ... . Я рисую — ты ... . Я несу — ты ... .

Я пасу — ты ... . Я сыплю — ты … . Я сею — ты ... .

12) Изменить глаголы по образцу, отмечая чередование с-ш:

а) устно – с перекидыванием мяча; б) письменно.

писать - чесать - носить - спросить -

месить - откусить - красить - струсить -

расспросить - плясать - косить - взвесить -

13) Чётко повторить:

Шашки на столе, шишки на сосне. Кошка спит, а мышку видит. Куст шуршит – косой мимо спешит. Поспешишь – людей насмешишь. Наш кот у нас, ваш кот у вас.

14) Анализ и запись предложений.

Лиса вышла из леса. Кошка спит, а мышку видит. Шур­шат сухие листья. Пастушок потушил костёр. Слышусвистсуслика. Снег запорошил поля. Пушистыми шапками покры­ты сосны. Тишина нарушалась шелестом осоки. Посыпались с неба пушистые снежинки. Шумят вершины сосен. Пора ворошить душистое сено. Скоро поспеют сливы и груши.

15) Зрительно-предупредительный диктант.

Стоит сухая погода. Дедушка косит траву. Скоро он станет сушить и ворошить душистое сено.

Согласные з — ж

Конспект занятия

Тема: «Дифференциация звуков з и ж по слуху».

Цель: уточнить артикуляцию звуков з и ж. Научить де­тей различать их по слуху и артикуляции. Научить детей само­контролю с помощью зеркала. Развивать фонематический слух учащихся, укреплять слуховое внимание.

Оборудование: индивидуальные зеркала, разрезная аз­бука, таблица слогов, предметные картинки.

Ход занятия

Логопед. Ребята, мы должны очень четко и правильно произносить звуки и внимательно следить за своим произно­шением. Правильно мы будем говорить в том случае, когда наши губы и язык будут сильными и послушными. А для того чтобы они, стали сильными, им надо делать зарядку. Вот мы и начнем занятие с гимнастики губ и языка.

Первое упражнение для губ: улыбнуться широ­ко — вытянуть губы трубочкой (потянуть звуки и-и... у-у...).

Для того чтобы вам было ясно, хорошо ли работают ваши губы, нужно контролировать себя с помощью зеркала. (Выпол­нение упражнения.)

Второе упражнение для языка: язык вытянуть вперед, загнуть вверх широкой чашечкой, убрать (на счет 1—4).

— А теперь послушаем маленькую сказку. Поспорили ко­мар и пчела: кто из них сильнее? Пчела вспорхнула с цветка, закружилась над ним и густым голосом запела: ж-ж-ж...

Тогда комар расправил свои слабые крылышки и тонень­ким голоском пропищал: з-з-з...

Летела мимо синичка и на лету проглотила комара: «Впе­ред не хвастай!»

Кто же оказался сильнее? Как пел комар? (Ответ учащих­ся.) Как пела пчела? Какой буквой можно записать песню пчелы? (Дети находят букву ж в разрезной азбуке.) Песню ко­мара? (Дети находят букву з.)

А сейчас выясним, что делают наши губы и язык, когда мы произносим звук з.

Логопед делает обобщение: губы растянуты в улыбку, язык лежит спокойно внизу, слегка упираясь в нижние зубы, дует «прохладный ветер», голосовые связки дрожат. (Артикуляция перед зеркалом.)

Уточнение артикуляции звука ж. Губы вытянуты рупором, кончик языка поднят вверх (делает внутри рта «чашечку»), дует «теплый ветер», голосовые связки дрожат. (Артикуляция перед зеркалом.)

— Сейчас мы потренируемся в чтении слогов со звуками з и ж. Если будем помнить о движениях языка и губ, то прочитаем все правильно. Читать слоги будем медленно и четко. Повторяйте за мной.

Чтение слоговой таблицы.

за-жа жа-за за-жа-за

зо-жо жо-зо зо-жо-зо

зу-жу жу-зу зу-жу-зу

зы-жи жи-зы зы-жи-зы и т.п.

Сейчас поиграем в игру «Угадай-ка». Я произнесу фразу, в одном слове я пропущу звук з или ж. Вы по моим губам дол­жны отгадать пропущенный звук и повторить фразу полностью.

Я ле-у на дерево. (Утрированно артикулируется звук з молча.)

Я ле-у на траве.

ВИДЫ РАБОТ

1) Вычленить согласные з, жиз слов (в начальной позиции).

2) Сравнить звуки по артикуляции (сходство, различие).

3) Соотнести звуки с буквами з, ж.

4) Дифференциация в слогах (в произношении, по слуху, в письме).

за-жа жа-за за-жа-за

зо-жо жо-зо зо-жо-зо

зу-жу жу-зу зу-жу-зу

зы-жи жи-зы зы-жи-зы и т.п.

5) Анализ слов-паронимов (по предметным картинкам).

кожа — коза лужа — луза.

6) Вписать пропущенные буквыз, ж. Сравнить пары слов по звучанию и смыслу.

ле-у -ал -евал.

7) Дифференциация з — ж в словах устно. (Поднять соот­ветствующую букву.)

Призыв, жалкий, вызубрить, мороженое, заморозить, под­жарил, прибежал, позёмка, пробуждение, признак, прижать, жалость, скользит, резьба, режим, кружевной, гвоздика.

8) Записать слова в две колонки под диктовку.

Жаркий, жирный, звонок, сажа, забор, зелёный, пожар, лезет, режу, прижать, признал, зубрил, змеи, жатва, дежурный, вызывал, выжму, друзья, дружный, прыжок, озимь, ожил, кружить, грузить.

9) Записать слова выборочно:

а) со звуком з: жало, зелень, звали, мороженое, змея;

б) со звуком ж: ожил, скользил, выжму, закон, жатва.

10) Определить место звука в слове (поднять цифру):

а) место звука з: привозит, заноза, разорвать, срезал, сра­зу, разбежался, мимоза,

морозец, образовал, замёрзнет, разрезал, завязал, зазнался, разжал;

б) место звука ж: прыжок, пирожок, творожник, вожатый, жужелица, вежливо, пожиже, разожму, раздражение, распоряжение, разложить, разоружение.

11) Изменить слова по образцу, отмечая чередование з-ж:

а) устно - с перекидыванием мяча; б) письменно.

Образец: вязать — вяжу.

Мазать, резать, сказать, отказать, сразить, заказать, замо­розить, лизать, грозить, скользить, грузить.

12) Вставить пропущенные буквы з или ж.

Ё-ик пол-ёт в овра-ек. -вонкое пение стри-ей -аполняет во-дух. Наше -вено на-ывают дру-ным. Тя-ело нагру-ены во-ы. –иму мы -дали, -иму мы -вали. Ну-на -имой шуба, ну-ны -имой сани. Песню раннюю -апел в ла-ури -аворонок -вонкий.

13) Предложения для анализа и записи.

Зимой рано зажигают огни. Эта пружина заржавела. Рань­ше железных дорог не было. Жители Запорожья пользуются газом. Мы разложили дрова и зажгли костёр. Зине нужна узенькая лента. Мы побежали к ближнему озеру. Протяжно запел рожок. На возах привезли свежее сено. Уже замёрзли лужи. Песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. Ава­рия задержала движение у железнодорожного моста. За­жглись зелёные огни.

14) Диктанты.

У Жени заноза. Зоя осторожно вынула занозу. Ранка за­жила.

Зиму мы ждали, зиму мы звали. Нужна зимой шуба, нуж­ны зимой сани.

Собаку Жучку заели волки. Остался слепой щенок. Про­звали его Жмуркой. Жмурку подложили кошке. Она лизнула его в нос.

Стоит жара. В городе знойно и душно. Мы спешим за го­род. Наш отряд расположился в берёзовом лесу. Свежий, чи­стый запах берёз смешался с запахом зреющих ягод земля­ники.

Осенним утром я вышел из дому пораньше. По дороге в школу я узнал новость, что река стала. Это известие страшно обрадовало всех школьников. Мы побежали к набережной. Мы замерли. Лёд блестел, как зеркало.

Закрепление темы с, з, ш, ж

1. Прослушать стихотворение

ПЕТЯ И БУКВЫ

Если мы не примем мер,

мальчик Петя — вот беда!

букву «ша» и букву «эр»

не осилит никогда

Вместо слова «хорошо»

говорит он — «холосо».

Вместо слова «парашют»

говорит он — «паласут».

А теперь наоборот:

прочим буквам не в пример,

полюбил он через год

букву «ша» и букву «эр».

Вместо слова «колесо»

пишет Петя - «корешо».

Вместо слова «пылесос»

пишет школьник «пырешош».

Какие трудности были у Пети в произношении звуков?

Удалось ли ему научиться произносить трудные звуки?

Все ли в порядке у Пети в письме?

Чем вы могли бы помочь этому мальчику?

2. Повторить и разгадать загадки. Отметить в тексте свистящие и шипящие согласные:

Скинули с Егорушки золотые перышки.

Заставил нас Егорушка слезы лить без горюшка. (Лук.)

Посадили зёрнышко -вырастили солнышко. (Подсолнух.)

3. Прослушать текст Н. Сладкова «Деревья». При повторном самостоятельном чтении по тексту карточки восстановить пропу­щенные согласные с, з, ш, ж:

а) устно (поднять соответствующую букву);

б) письменно (вписать буквы в прорези карточки):

Входи-ь в ле- и глади-ь ладонью деревья, будто -тарых друзей похлопывае-ь по -пине. -тволы тёплые, как тело -ивое: чуть покачиваются, будто ды-ат...

А вер-ины гудят то гро-но, то ла-ково. Ли-тья лопочут -елёными я-ычками.

К -тволу при-лони-ься, как к плечу друга. Плечо гладкое, -кользкое - это молодая берё-а. -твол в пупыры-ках — это о-ина. Или кора и-боро-дённая, как ко-а -лона. Это дуб.

В-ю -и-нь с деревьями плечом к плечу. И хочется -ти-нуть ладонями их руки-ветви и крепко по-ать.

Согласные р — л

ВИДЫ РАБОТ

1) Выделение звуков р и л из слов в начальной позиции).

2) Сравнение по артикуляции (сходство, различие).

3) Соотнести звуки с буквами р, л.

4) Дифференциация в слогах (устно; запись под диктовку).

ла-ра лар рал ря-ля рял ляр

ло-ро лор рол ре-ле рел лер

лу-ру лур рул ри-ли рил лир

лы-ры лыр рыл рё-лё рёл лёр

рю-лю рюл люр

5) Анализ слов-паронимов.

Лак — рак, репка — лепка, ров — лов, розы — лозы.

6) Дифференциация р и л в словах устно (запись в два столбика – со слуха).

Карась, лодка, повидло, проверка, рыбак, плач, пораньше, средний, плохо, хорошо, плаванье, футбол, заборы, порядок, оглядись, плен, прятки, самовар, самосвал, плыл, ветер, прятать, вёсла, вёдра, валенки, кукла, плакат.

7) Тренироваться в произнесении следующих слогов, устно включая их в слова:

рал (убрал, загорал, выбрал, разобрал, перебрался...)

рол (поборол, распорол...)

рул (рулевой...)

рыл (вырыл, перерыл...)

ляр (футляр, маляр...)

пер (пропеллер...)

лир (ювелир...)

рял (доверял, потерял, застрял, проверял...)

рел (смотрел, горел, выстрел...)

рил (говорил, подарил, верил...)

лёр (контролёр...)

люр (велюр, шевелюра...)

рел (орёл...)

рюл (кастрюля...)

8) От данных ниже глаголов образовать новые посредством приставки раз- (разо-), подчеркнуть р и л цветными карандашами.

Образец: Гладил - разгладил.

ленился — ... глядел — ... вернулся — …

ломал — ... рвался — … грел — …

грузил — … рыл — … варился — …

9) Вставить пропущенную букву р или л. Устно с каждым словом составить предложение.

л р р

жа- -ко со- -лить пожа-

р л л

л л л

п- -ыть ми- жа- -ить

р р р

10) Определить место звуков в словах (работа с цифровым рядом):

а) звук р: рапорт, размеры, водопровод, прирост, распоря­док, пригород, рассердил, пролетарий, примерка, перепрыгнул, прорубь, раздразнил, расхрабрился, коридор, характер;

б) звук л: голубоглазый, полнолуние, земледелие, белоло­бый, белоствольная, перелил, пролез, планёр, пролил, переплыл, гладил, разрыл, разлука, делитель, глагол, разломил, перепёлка, разленился, берлога.

11) Изменить слова по образцу. Буквы р и л записать цвет­ными карандашами.

Образец: рою—рыл.

Реву, рву, прыгаю, рисую, пробую, принимаю.

12) Вставить пропущенные буквы р или л, записать их цвет­ными карандашами.

а) устно (поднять букву); б) письменно.

К-ы-ьцо, ко-аб-и, -у-евой, пе-еп-ёт, г-е-ка, п-я-ка, г-еб-я, зем-еме-, гене-а-, -аспо-яди-ся, -ассе-ди-ся, п-ош-огодний, -азитъ, пе-еу-ок, ве-ну-ся, эска-ато-, ба-е-ина, све—о, зе-ка-о, биб-иотека-ь, те-ег-амма, ве-то-ёт, бу- -лит, ап-е-ь, бе- -ога, к-ес-о, каст-ю-я, конт-олё-.

13) Повторить скороговорки.

Старый пёс среди двора

Караулил куль добра.

Воры куль добра не брали,

Воры сторожа украли.

Вёз корабль карамель.

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

14) Предложения для анализа и записи.

Клава рвала спелые сливы. Рыболовы вернулись вечером. Маляры несли полные вёдра краски. По крыше гремел проливной дождь. Поле засеяли клевером. Мы с братом плавали на пароходе по Волге. Сестра развязала платок. В ручье кораблик сел на мель. Раки ворочались в ведре. Валера и Лариса кормили кроликов.

15) Слуховой диктант:

ЛЕТОМ

Было жарко. Ребята купались в пруду. Дружок дремал на берегу. Валера брызнул на Дружка водой. Дружок громко зарычал. Дети долго играли и загорали на берегу реки.

ГОРОШИНЫ

В одном стручке сидели рядом горошины. Прошла неделя. Вдруг стручок открылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины

полетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она пустила росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

16) Записать графически под диктовку текст.

(Диктуемый текст.) (Запись в тетрадях.)

ТРЕЗОР рр

На дверях висел замок. - р л –

Взаперти сидел щенок, р л –

Все ушли и одного - л - -

в доме заперли его. - - рл –

Мы оставили Трезора - л рр

без присмотра, без надзора, - рр - р

и поэтому щенок - - -

перепортил все, что мог. ррл - - -

Разорвал на кукле платье,

зайцу выдрал шерсти клок,

в коридор из-под кровати

наши туфли уволок.

Под кровать загнал кота -

кот остался без хвоста.

Отыскал на кухне угол -

с головой забрался в уголь,

вылез чёрный — не узнать.

Влез в кувшин - перевернулся,

чуть совсем не захлебнулся

и улегся на кровать

спать...

Мы щенка в воде и мыле

два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

не оставим одного!

17) Диктанты.

Мы пускали кораблики. Они быстро плыли по воде. Только первый кораблик сел на

мель.

Раз Валера наловил полное ведро раков. Раки карабкались друг на друга, ворочались в

ведре.

У Славы были кролики. Летом они резвились на воле. Под брёвнами у кроликов были

норы. На зиму Слава взял кроли­ков в дом. Теперь они живут в чулане.

Согласные с — ц

ВИДЫРАБОТ

1) Выделение начального согласного звука в названии кар­тинок.

Например: сова — с; цапля — ц.

2) Сравнение звуков с и ц по артикуляции (обратить внимание учащихся на звуковой состав аффрикаты ц: слитно произносимые компоненты т и с).

3) Дифференциация звуков с — ц в слогах (устно, п

Наши рекомендации